Это что-то значит: как читать тюменские памятники деревянного зодчества

Это что-то значит: как читать тюменские памятники деревянного зодчества

В Тюмени сохранившиеся и восстановленные древние древесные дома стоит рассматривать неспешно и пристально. Резные украшения на них — это не только про рвение к эстетической эйфории.

Пара элементов, умещенных на одном наличнике, смогут поведать, чем занимались люди, каковые тут жили, на что они сохраняли надежду либо чего опасались. Тюменские древесные монументы зодчества — воплощение эклектики, их декоративные фрагменты — это сходу про античность и барокко, библейские знаки и сакральные языческие символы.

Постараться предугадать значения части из них возможно на выставке От резного конька к древесному зодчеству, которая пару дней назад открылась в строительства истории и музей архитектуры Тюменского края ТИУ. На ней представлены образцы из коллекции тюменских Святослава и мастеров Вадима Шитовых, благодаря которым у нас в городе сохранились пара десятков древних древесных домов.

Дом мы прочитываем как книгу. Любой из них полностью личен, как и жизнь человека со собственными увлекательными переменами судьбы, — вычисляет младший представитель мастеровой семейства Святослав Шитов.

Про лошадок и корабли

Как начала развиваться тюменская домовая резьба? Поморы прибыли в Сибирь на ладьях, богато украшенных резьбой.

В условиях оседлого образа судьбы в Тюмени резьба отправилась на декорирование домов. Корма корабля имела возможность послужить примером для верхней части наличника, а венчавшие носа судов изображения конской головы перекочевывали на крыши жилищ и потом по большому счету стали любимым украшением.

Кони шли ко всему — половникам, коромыслам, ведрам. Древесный конь — распространенная детская игрушка того времени.

Для сибиряков она олицетворяла собой солнце, его именовали солнечным конем.

Разукрашивали всё это в основном теплыми цветами, цветами солнца. Оно было самым желанным — придет, согреет и подарит богатый урожай, — говорит Святослав.

Наличник как онтологическая зарисовка

Резное украшение для одного окна имело возможность вмещать ни большое количество ни мало воплощенное в дереве представление об устройстве мира. Верхняя часть наличника — это подобие неба, где видятся радуга, облака, звезды, луна.

Пробуя осознать перемещение солнца по небу, мастер изображал на вершине солярные символы. На боковых частях обнаруживаются струи дождя. Нижняя часть наличника символизировала почву с урожаем.

На некоторых возможно различить символы бесконечности, каковые отсылают к вечному плодородию и обещают человеку благополучие.

Заметно и сходство наличников с резьбой, украшающей иконостасы в храмах. Краеведы прошлых столетий говорили, что отечественный город получал подобие храма.

Прогуливаешься по нему и видишь, что наличники и имеется те самые киоты, — говорит Святослав Шитов.

Резьба как метод уберечься

Мастера пробовали разобраться с необъяснимыми силами природы и огородить себя от таких явлений, как молнии либо ураганы. Все начиналось с обереговых значков и талисманов, а позже перешло на строение дома.

Расшифровать совсем уж непонятные орнаменты время от времени оказывают помощь старожилы из соседних районов области.

Исетский район богат этими знаниями. Передаются они из уст в уста. Владеющих ими людей мало, им всем уже под девяносто лет.

Но нам еще удается почерпнуть эти знания от них и передать вторым, — говорит Шитов.

Сочетать возможно всё

На тюменских монументах древесного зодчества возможно рассмотреть большое количество занимательных и таинственных элементов — в том месте имеется животные, цветы, фрукты, пальмовые ветви. Всё это знаки, отсылающие к мифам и сказкам.

В одном орнаменте смогут уживаться еловые шишки, сливы и ананасы.

Местные специалисты уверены, что таких причудливых сочетаний не встретить нигде, в этом самобытность тюменских древесных композиций. Дополняют различные виды и друг друга резьбы: глухая, объемная, накладная, пропильная.

Наряду с этим на одном доме возможно видеть до пяти–шести видов наличников.

Поведай мало о себе

Многие тюменские семейства через украшение дома резьбой пробовали зафиксировать собственную историю. Возможно заявить, что это их родословные книги.

Известны случаи, в то время, когда спустя века люди обнаружили собственных родственников как раз по резьбе, по причине того, что она несла данные о родовых символах.

Часто резьба была визиткой хозяина дома. Один из самых распространенных и одновременно с этим самобытных элементов зодчества в отечественном регионе — скрученный свиток.

Изначально это был прообраз древней царской грамоты, указ, с которого начал строиться отечественный город. Данный элемент украшал дом воеводы, городского главы, писаря.

Это показывало на то, что в городе имеется грамотный человек, пребывающий на царёвой работе и опытный законы. По этому символу крестьянин осознавал, что в этом доме живет человек, что может решить какие-то вопросы.

Крестьянин стучался в это окно и за символическую плату приобретал необходимый ему документ, скажем, разрешение на право обработки почвы.

На улице Республики на доме Блюхера, бывшем доме торговца Колокольникова, возможно заметить геральдические символы, стилизованного двуглавого орла, лавровые ветви, подчеркивавшие присутствие в доме представителей царской крови.

Виноградной лозой, библейским знаком хороших дел человека, украшены дома известных тюменских купцов. Их именовали отцами отечественного города. Они строили учебные заведения, театры, поликлиники на собственные деньги.

От страны за это они приобретали только мелкую медальку за усердие. А все их труды показывала резьба, — говорит Святослав Шитов.

Античность в дереве

Старший Шитов, Вадим Макарович, сохраняет надежду на внимательное отношение жителей и причастных к архитектуре Тюмени к этим зданиям: Хотелось бы, дабы в них видели не только помещения, где возможно жить, а монументы мастерства. Потому что это имеется не что иное, как мелкие дома со классическими элементами и всеми украшениями, каковые были заложены еще в Греции, Риме.

Те же самые колонны, капители, аттики. Легко это всё тут перешло в дерево.

Это нужно сохранять, дабы эта культура осталась у нас, по причине того, что в других местах она уже провалилась сквозь землю.

В то время, когда Вадим Шитов приехал в Тюмень, а произошло это около 40 лет назад, он насчитал тут около 300 монументов древесного зодчества. Неспешно монументы приходили в негодность либо сжигались. на данный момент в отечественном городе осталось около 50 монументов.

Порядка 40 успела спасти, поднять практически из ничего мастерская Шитовых. На многих древних зданиях имеются таблички, информирующие, что тут находится монумент древесного зодчества….

В конечном итоге это кропотливо воссозданные по всем правилам и ничем не отличающиеся от оригинала новоделы.

Работа по реставрации весьма тяжелая. Дом Блюхера восстанавливали около пятнадцати лет. Кое-какие дома, каковые несложнее, восстанавливались по два–три года.

Но это было тогда, в то время, когда город еще данной темой интересовался и субсидировал. На данный момент этим занимаются один–два мецената, монументы гибнут. Хоть и не легко, но мы стараемся сделать всё, дабы как-то сохранять уходящее.

Если не сам монумент, то хотя бы его элементы, — делится Вадим Шитов.

на данный момент Святослав Шитов готовит методические материалы по символике домовой резьбы, предназначенные для школьников, дабы тюменцы с юного возраста понимали их значение. А в мастерской Шитовых на ул.

Дзержинского, 34 возможно купить иллюстрированный каталог Резная мелодия Тюмени, посвященный тюменским монументам древесного зодчества.

Сергей Кавтарадзе: \


Читать также:

Читайте также: