Дома и солома едома?..

Всего через два года исполнится 30 лет, как на рейде Владивостока показался парусник с именем богини на борту – серым и неласковым ноябрьским днём в собственный порт приписки из новостроя пришла красивая женщина «Паллада». Названному в честь собственного легендарного предшественника – фрегата русского армейского флота, первым начальником которого был сам Нахимов, и увековеченного классиком русской литературы Иваном Гончаровым, отправившемся на его борту в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века с дипломатической миссией адмирала Е. В. Путятина в Японию, и обрисовавшего путешествие в книге «Фрегат Паллада» – паруснику предназначалась будущее учебного судна.

На нём предстояло постигать морские азы механикам и будущим судоводителям, курсантам профильных учебных заведений города, Приморья, Дальнего Востока. «Паллада» стала первым и на некое время единственным отечественным парусником на тихоокеанском бассейне.

Казалось, прихода парусника, да ещё с таким легендарным именем, в городе моряков и рыбаков все ожидали с нетерпением. Как свидания с мужественной, смелой и увлекательной историей освоения тихоокеанского побережья России, с романтикой морских открытий и странствий, с юношескими мечтами и собственными детскими о сказочных землях и далёких путешествиях.

Ожидали как праздника.

Увы, праздника не получилось. Нет, «Паллада» в назначенный час и день вошла в Золотой Рог, но случилось это как-то негромко, незаметно, прозаично-буднично. Наподобие испугавшись чего-то, фрегат запрятали (другого слова не подобрать) в самый дальний угол бухты.

Тогдашний владелец судна парусника Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота, ТУРНИФ хоть и размешалось в историческом центре города рядом с 36-м причалом, но стояночного места для собственного флота тут не имело. Потому пристроить большой по размерам борт (протяженность «Паллады» с бушпритом 108,6 метра, ширина 14), наибольший в собственном классе, выяснилось делом нелёгким.

С великим трудом место для него нашлось в Гнилом углу. Пара исправили дело журналисты, все тогдашние газеты города восторженно написали о долгожданном, собственном, владивостокском паруснике.

Но, «Паллада» и до сих пор пользуется стойким и повышенным интересом прессы и медийного сообщества: как-никак самое быстроходное парусное судно в мире, развивающее скорость более 18 узлов. Да и не так уж их большое количество осталось – торжественных, дарящих людям радость парусников.

Современную «Палладу» фактически сходу назвали живой легендой, памятуя о её славном предшественники. Лишь к преданиям в современной России относятся иногда не через чур уважительно – у нас и мёртвые сейчас безнравственны, а уж живые и подавно.

В родном порту парусник, как сирота, продолжительное время скитался по чужим «углам», стоял на «задворках». Кое-какие капитаны судов кроме того ворчали, что мешает им в бухте долгий фрегат.

Да, вправду, мешает. Но в Золотом Роге «Паллада» на долгое время не задерживается, за собственные четверть века с гаком она неоднократно ходила в кругосветки, поставила рекорды скорости, совершила 136 рейсов, принимала участие в гонках и фестивалях парусников, посетила много городов, приняла на своём борту массу гостей, а также много знаменитостей, кроме того коронованных особ, к примеру, короля Испании Хуана Карлоса I А в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане глава горадминистрации города кинул все дела и с энтузиазмом, не забыв, действительно, наряду с этим захватить на экскурсию по русскому судну собственную старуху-мать на кресле-качалке, поспешил на фрегат.

Ну а дома – и солома едома.

Признанный во всём мире одним из фаворитов парусного флота, покоривший фактически все моря и океаны, посетивший порты большинства государств, фрегат из Владивостока неизменно везде и постоянно находит радушный приём и пользуется неослабевающим интересом населения.

Дома и солома едома?..

… а так — в Японии

Его встречают окрестрами, салютами, цветами, для стоянки выделяют самые эргономичные, респектабельные места А в родном отечестве «Паллада» коротает собственные дни под мостом.

Тот, кто покидает собственный дом, близких и родных кроме того ненадолго, знает, что для моряков и рыбаков каждое возвращение к себе – праздник, обычно долгожданный. Но для портового города – будничное дело. Вправду, не устраивать же ежедневно торжество.

Не смотря на то, что исключения случаются и на причале играется оркестр, звучат здравицы и торжественные речи, везде цветы, шары, ухмылки, фото и телекамеры. Когда-то во Владивостоке так встречали китобоев (и хочется верить, что в городе многие ещё не забывают те радостные моменты).

Сейчас всё больше только заход зарубежного круизного лайнера приводит к массовому ликованию в народе – похоже, пресловутый рынок сделал для нас азиатских и американских туристов желанными гостями и самыми родными.

Кстати о туристах. Во всём мире на парусники народ валом валит. У нас же в городе попасть на борт неповторимого судна – неприятность, кроме того при том, что Владивосток – порт приписки сходу двух фрегатов.

Вот бы что показывать возрастающему потоку приезжих из-за предела. А заодно и сувенирные фрегаты, брелоки, футболки реализовывать

Уверен, интерес к морским странствиям, реям, вантам, парусам – фок, грот, бизань и остальным марселям, брамселям и бом-брамселям, имеется и у отечественных соотечественников, в особенности юных и живущих в портовых городах. Лишь добраться к запрятанной под мостом легенде не так легко, и подъехать, и подойти к причалу сложно.

В это же время, в то время, когда за «Палладой» во Владивостоке подготавливались встречать второй парусник – «Надежду», говорили о постройке особого причала сходу для двух фрегатов. Но тому минуло уже четверть века Года два назад в администрации капитана порта слышал разговор о замыслах выделить место для стоянки парусных судов в историческом центре города, договорённости об этом с армейскими а также намерении соорудить некоторый переход с главной площади к причалу Но снова сорвалось.

Сейчас большое количество говорится о патриотизме как духовном скрепе нации, по всей стране раскрываются кадетские классы, училища, создана юнармия. Но патриотизм укрепляется настоящими делами, примерами.

Владивостокские парусники – «Паллада» и «Надежда» не только носят имена легендарных судов русского флота, они в далеком прошлом сами стали живыми преданиями, примером успехи цели, как бы тяжела она не была, победы. «Паллада» с честью воображает отечественный город, страну, народ за границей. Осталось мало – принимать парусник в порту приписки с честью.

Весьма хочется, дабы у него появилось собственное, хорошее место в городе, если не ко дню подъёма Национального флага на «Палладе» – 4 июля, то хоть к 30-летию её прихода во Владивосток.

Сергей СЕМЁНОВ

Установка дверей в доме из 45 сантиметрового алтайского кедра #установка дверей


Читать также:

Читайте также: