Для изыскателей и проектировщиков россии год был трудным, но успешным
В последних числах Апреля состоится IV Общероссийский съезд изыскателей и Национального объединения проектировщиков (НОПРИЗ). Будут подведены итоги и намечены контуры грядущей работы.
И не смотря на то, что многого удалось добиться, одно возможно сообщить совершенно верно – несложным для изыскателей и российских проектировщиков прошедший год не был. Не будет лёгким и сегодняшний
Пожалуй, одним из основных факторов, что выяснил жизнь русских инженеров в 2016 – 2017 годах, стал кроме того не затянувшийся финансовый кризис, а реформаторский зуд отечественных государственныхы служащих. По мановению более чем был принципиально переписан основной отраслевой документ – Градостроительный кодекс, что обязан совсем вступить в воздействие в новой редакции с 1 июля этого года.
Особенно значительные трансформации случились в совокупности строительного авторегулирования. Обязан показаться Национальный реестр экспертов, фонды обеспечения договорных другие новшества и обязательств.
Увы, многие принципиально здравые идеи в руках отечественных законотворцев превратились в ещё одну головную боль для русских строителей, изыскателей и проектировщиков. И это также тема для дискуссии на будущем Съезде НОПРИЗ.
Победа интеграции
Так уж оказалось, что в самой аббревиатуре НОПРИЗ слово «объединение» имеет неоднозначный суть. С одной стороны, официальной, речь заходит о едином органе, координирующем интересы проектных и изыскательских саморегулируемых организаций (СРО).
С другой – возможно заметить намёк на объединение под единой крышей изыскателей и проектировщиков, каковые до 2014 года «жили порознь».
Необходимость этого была очевидной для любого беспристрастного специалиста, более-менее привычного с проектно-изыскательской деятельностью. Размежевание на два Нацобъединения изначально оказалось неестественным и принесло много трудностей для появлявшихся в меньшинстве изыскателей.
Кроме того в денежном замысле ресурсы Национального объединения изыскателей (НОИЗ) были в десять раз меньше чем у Национального объединения проектировщиков (НОП). Не сравнимы были организационные и административные ресурсы, что мешало изыскателем деятельно принимать участие в законотворческих процессах и отстаивать собственные интересы на федеральном уровне.
Процесс интеграции приводил к немалой озабоченности у самих изыскателей, каковые опасались, что утратят собственное Нацобъединение и окажутся на положении бедных родственников. Собственные возражения высказывали и представители больших бизнес-структур, каковые трудились в области инженерных изысканий и имели собственные виды на судьбу НОИЗ.
И не смотря на то, что процесс интеграции был долгим по времени и непростым по форме, итог превзошёл все ожидания.
Изыскатели медлено интегрировались в единую структуру, организованную на базе НОП, и смогли занять как раз ту позицию, которая по праву в собственности им на производстве – младшего, но крайне важного партнёра по бизнесу, без которого итог совместной деятельности быстро проигрывает по конкурентоспособности и качеству.
Достаточно заявить, что изыскательская проблематика отныне неизменно входит в повестку дня во всех мероприятиях и программах НОПРИЗ. Инженерным изысканиям стали уделять значительно больше внимания и в Правительстве, и в Госдуме РФ.
И результат возможно оценивать как значительную проектировщиков и общую победу изыскателей.
Регионализация откладывается
Одним из основных положений уже упоминавшихся выше поправок в Градостроительный кодекс должна была стать так называемая регионализация строительного авторегулирования. Иными словами, изначально разработчики проекта закона декларировали для каждой строительной, проектной и изыскательской организации требование приобретать допуск СРО в собственном регионе по месту регистрации.
Мысль авторов была в том, дабы ликвидировать так именуемые «коммерческие СРО», каковые, практически, занимались дерзкой продажей допусков в рассрочку и без всякого контроля. Но, неприятности, каковые породила регионализация, обычно превышали пользу от неё.
В частности, многие региональные СРО испытывали значительные неприятности с сохранностью собственных компенсационных фондов и могли быть в любую секунду лишены статуса саморегулируемых организаций. В других субъектах директора СРО, почувствовав себя монополистами, стали выдвигать дополнительные и очень обременительные требования, отказаться от исполнения которых и уйти в второе партнёрство строители сейчас уже не могли.
НОПРИЗ выступил быстро против этого положения и смог донести собственную позицию до Министерства строительства и ЖКХ РФ. На одном из заседаний с участием управления Минстроя представители Национального объединения подчернули, что формирование СРО около нескольких больших фирм, делающих целый комплекс инженерно-строительных изысканий и расположенных в разных регионах а также федеральных округах, именно и было основной изюминкой на этапе создании совокупности авторегулирования в сфере инженерных изысканий.
Причём сделано это было совсем сознательно – в целях концентрации опытного опыта, выработки единой политики в вопросах исполнения инженерных изысканий, создания более удобных возможностей для внедрения и совместной разработки в производство передовых технологий и нового оборудования, увеличения уровня профобразования. В следствии в СРО появились центры опытной компетенции, каковые содействуют предстоящему формированию всей отрасли.
При введения принципа регионализации эти центры будут уничтожены.
Были приведены конкретные примеры таких больших изыскательских структур, для которых введение принципа регионализации станет больным и дорогостоящим препятствием в работе. Довод о организованных и трудящихся центрах компетенции в сфере инженерных изысканий произвёл достаточно сильное впечатление на управление Минстроя, потому что именно по окончании того заседания в закон были внесены правки, которых так продолжительно получало управление НОПРИЗ.
Так, изыскательские и проектные СРО взяли бонус в виде отмены регионализации. Их коллеги из строительных партнёрств отстоять собственную позицию не смогли и столкнулись со всеми «красотами» регионализации, выразившимися в отменах допусков, миграцией строительных компаний и СРО по стране и обычно с необходимостью ещё раз собирать деньги на новый компфонд.
Это – вторая победа, которую за прошедший год может записать себе в актив НОПРИЗ.
Дела денежные
Больной темой для многих СРО, как проектных и изыскательских, так и строительных, стала сохранность компенсационных фондов. Речь заходит о средствах, вносимых всеми участниками партнёрства, из которых будут производиться выплаты в предусмотренных законом случаях.
До того момента они являются неприкосновенными, и всё, что с ними возможно сделать, – положить на депозит в банк и наблюдать, как набегают проценты. Но политика санации и экономический кризис в банковском секторе, стали причиной тому, что многие кредитные учреждения страны утратили лицензию и обанкротились.
Деньги строителей, изыскателей и проектировщиков зависли в конкурсной массе должников.
Для того, чтобы исправить дело, Правительство подготовило список уполномоченных банков, в которых возможно открывать спецсчета для размещения фондов. Речь заходит о десятке наибольших финучреждений, которым кризис, по идее, должен быть не страшен.
Но, мера эта, в полной мере разумная, к сожалению, запоздала. Многим партнёрствам, утратившим деньги в банкротных банках, было нужно вторично собирать целевые взносы со собственных участников, что, очевидно, ни у кого не позвало особенной эйфории.
Неприятности с компенсационными фондами СРО существуют и в НОПРИЗ, и в НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). Но, обстановка у изыскателей и проектировщиков несравнимо лучше, чем у их сотрудников-строителей.
Из 230 саморегулируемых организаций, входящих в НОПРИЗ, 216 уведомили Национальное объединение о полном либо частичном размещении средств компенсационных фондов на предусмотренных 372-ФЗ особых квитанциях. Из них лишь 124 СРО (103 проектных и 21 изыскательская) уведомили о размещении на особом банковском счёте 100% средств собственных компенсационных фондов.
Общая сумма средств, которая размещена на таких квитанциях, образовывает около 9,3 миллиарда рублей. По расчётам экспертов Аппарата НОПРИЗ, неспециализированный размер компенсационных фондов изыскательских и проектных СРО обязан составлять более 21 миллиарда рублей.
Другими словами, работа предстоит ещё важная. Но основной плюс по сравнению со строителями – нет необходимости в переводе компфондов в связи с переходом части участников в региональные СРО.
Соответственно, управление этих партнёрств может нормально без лишней чехарды, решить денежные вопросы до прописанного в законе срока 1 октября.
перспективы и Планы
Одна из основных тем, каковые находятся на повестке дня НОПРИЗ сейчас, это запуск Национального реестра экспертов (НРС). В соответствии с установленным требованиям 372-ФЗ, начинающим действовать с 1 июля 2017 года, проектно-изыскательская документация, подаваемая в органы экспертизы, должна быть заверена автографами двух экспертов (ГИП и/либо ГАП), каковые пребывают в данном реестре.
Это ставит проектировщиков в твёрдые рамки, поскольку в другом случае проекты не будут приниматься.
Регламент по заполнению НРС достаточно сложный. Он предусматривает громадной пакет документов, подтверждающих образование, стаж и "стаж работы" кандидата.
Помимо этого, срок от момента подачи до включения сведений в Реестр образовывает всего 14 дней.
Принимая к сведенью эти временные факторы, и тот факт, что Национальный реестр экспертов обязан сформироваться и начать функционировать с 1 июля 2017 года, Нацобъединением было издано постановление о необязательном предоставлении нотариально заверенных копий указанных документов.
Также, в НОПРИЗ уже создано и готовится к действию в режиме тестирования ПО для создания и ведения Национального реестра экспертов, куда должны будут войти по два представителя приблизительно от 60 тысяч проектных и изыскательских русских организаций. Объём работы громадной, а учитывая сроки, – сверхсложный в исполнении.
Исходя из этого, когда приказ Минстроя вступит в силу, начнётся заполнение Реестра, дабы не допустить приостановки деятельности отрасли.
Остаётся добавить, что наровне с ответом задач, поставленных новым законодательством, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков оказывает методическую помощь и ведёт работу по созданию нормативно-технической документации, альбомов типовых проектных ответов, и опытных стандартов.