Дербентский ковёр
«Гость нужен хозяину, как дыхание человеку» – гласит восточная мудрость. В последних числах Сентября тысячи гостей посетили дагестанский Дербент.
Предлогом привнести свежее дыхание в древние стенки стал юбилей ветшайшего в Российской Федерации города.
Городу 2000 лет
А возможно, и больше: археологами найдены артефакты, подтверждающие, что уже пять тысяч лет назад жизнь в этих местах кипела. Действительно, старейшие обитатели не известно почему удалились из своих домов.
Новые «хозяева» показались на берегу Каспия спустя три тысячи лет. Как раз тогда Дербент сформировался как постоянное поселение. Кстати, о том, сколько исполняется почтенному юбиляру в действительности, археологи и историки спорили ещё недавно.
Остановились на 2000-летней версии. В следствии недавние споры нашли собственное отражение в торжественном оформлении: громадная цифра то и дело проглядывает на этикетках, транспарантах и плакатах.
Сами дербентцы к математическо-археологическим дискуссиям относятся философски: они-то знают – не в цифрах дело, а в непередаваемой воздухе!
Фруктовый эдем
Одна из площадок Дербента – «Седьмой магал» – в сутки юбилея представляла собой что-то среднее между школой и восточным базаром, в которой проходит Сутки открытых дверей. На узкой средневековой улочке реализовывали, думается, всё, что лишь могло быть угодно душе заезжего гостя: рыбу, мясо, специи, украшения, игрушки, вязаные носки, классические головные уборы, духи.
Моё бросились в глаза золочёные флакончики замысловатой формы. Оказалось, что в них – сурьма: средство, благодаря которому с древности на Востоке подводили глаза.
Останавливаемся около прилавка с сухофруктами и орехами, от разнообразия которых голова идёт кругом.
Сами не понимаем, как выясняемся во дворе дома: гостеприимные хозяева практически под руки заводят вовнутрь. Через 5 мин. в отечественных руках уже чашки с чаем, а пустой только что стол заполнен вазочками с тарелками и вареньем со сладостями.
А также теми самыми сухофруктами с соседнего прилавка.
Хозяева оказываются армянами – их предки живут в Дербенте большое количество столетий. Говорят, что независимо от национальности гостеприимство у дербентцев в крови, исходя из этого формат «открытых дверей» сходу отыскал помощь коренного населения.
В собственные дома гостей приглашают аварцы и даргинцы, азербайджанцы и евреи, табасараны и кумыки, лакцы и лезгины.
В следующем дворе застаём «женскую вечеринку». Присутствующие женщины – представительницы азербайджанской диаспоры – демонстрируют обряд наречения младенца.
Сначала всех младенцев женского пола кличут Фатимами, а мужского – Мухаммедами (в честь его жены и пророка), а «личное» имя ребёнок приобретает в кругу дам собственной семьи на сороковой сутки по окончании рождения. Кстати, девочек значительно чаще именуют именем свекрови, тем самым юная пара демонстрирует уважение к матери супруга.
«В миру» участницы обряда были учительницами местной школы. Говорят, что традиции стараются прививать не только в праздничные дни, но и в будни, на школьных уроках.
Наследие предков
Возможно, у каждой дамы лет тридцать назад в шкатулке имелось кубачинское колечко либо браслет: старое мастерство ювелиров из маленького горного села было весьма популярно в Советском Альянсе. Как, но, и балхарские гончарные изделия, вазы и деревянные подсвечники с насечкой из Унцукуля, кизлярское холодное оружие и другое.
Всё это великолепие возможно было разглядеть, изучить и при жажде купить на фестивале национальных культур, что проходил на главной площади Дербента.
– Все обитатели Кубачей обучаются ювелирному мастерству, – с гордостью говорит один из гостей праздника, начальник администрации села Кубачи Расул Куртаев. – Кроме того уезжая из родного села, отечественные земляки сохраняют ремесло и передают его своим детям. На фестивале отечественную малую отчизну воображают местные – дербентские – кубачинцы.
Какой праздник без танцев и музыки? На основной площади собственные мелодии в один момент наигрывали десятки коллективов различных национальностей.
Однако полифония получалась на уникальность гармоничной, а танцы, кроме того стихийные, по-южному темпераментными.
Особое впечатление на гостей произвёл «сводный танцевальный ансамбль»: в собственном варианте лезгинки по площади в один момент прошлись представители всех национальностей, населяющих Дербент. Именовалось это выступление – «Дербентский ковёр».
Имя для данной композиции выбрано неслучайно: в ковроткачестве – ещё одном классическом мастерстве Дагестана – имеется особенный, входящий во всемирной каталог орнамент называющиеся «Дербент».
Пётр как константа
Дербент – не просто старый город. Это город-порт.
Многие падения и взлёты поселения связаны с морем. Дербентцы весьма гордятся, что когда-то их город посетил родоначальник русского кораблестроения Пётр I. Гостил тут пара дней, жил в маленькой землянке и обдумывал пути восстановления торговых взаимоотношений между Азией и Европой, а также по морю.
Легенда гласит, что, в то время, когда Петра угостили местным вином, тот остался обижен и отправил в город астраханских экспертов: налаживать виноделие. Результаты педагогических талантов астраханцев на данный момент может оценить любой, вкусив напитки известного Дербентского коньячного комбината.
А императорскую землянку в канун юбилея власти города вернули. И сейчас в Дербенте, как и во многих вторых русских городах, имеется мемориальный комплекс называющиеся «Домик Петра I».
Юбилей города посетили сорок официальных делегаций из тысячи туристов и разных регионов России. Что дали торжества несложным дербентцам?
Отремонтированные улицы, фонтаны и новые площади, рестораны и музеи. А ещё надежду, что сейчас, в то время, когда про Дербент напомнили миллионам соотечественников, поток туристов станет постоянным, разрешая городу постоянно дышать полной грудью.
Ковер, сотканный в Дагестанских Огнях, может попасть в книгу рекордов Гиннеса