«Чуваш не любит чуваша»: анатомия еще одного языкового суверенитета — «общество»
На X конгрессе ЧНК. Фото: svoboda.orgСложилось вывод, что против распоряжений президента России Владимира Владимировича Путина о национальных языках в Чувашии сражается кучка маргиналов-националистов.
Нацпаты-пантюркисты в антипутинском чувашском «сопротивлении» имеется, но первую скрипку играются вовсе не они. Отстаивающий школьную «принудиловку» к нацязыку «Чувашский национальный конгресс» (ЧНК) складывается из весьма глубокоуважаемых в республике людей, многие из которых еше занимаются региональной политикой и входят в местную «Единую Россию».
Единороссы и национал-шовинисты в Чувашии сосуществуют в дружбе и сотрудничают по многим проектам.
Пример таковой смычки — сравнительно не так давно прошедший в Чебоксарах X съезд ЧНК, где отстаивалась чувашская обязаловка в школах региона, а намерения федерального Центра были охарактеризованы как «ксенофобия». В президиуме съезда расположились самые большие местные единороссы — глава Республики Чувашия Михаил Игнатьев, глава Госсовета (парламента) республики Валерий Филимонов, народный депутат, экс-мэр Чебоксар Леонид Черкесов, советник главы Чувашии, глава Ассамблеи населений украины Лев Кураков, бывший ректор Чувашского госуниверситета, президент ЧНК Николай Угаслов, по правую руку от которого сидел глава Чувашии — единоросс, депутат Государственного совета от «партии власти».
Сидевший во втором последовательности президиума вице-президент ЧНК Валерий Клементьев также имеет отношение к «партии власти». Клементьев, исполнитель эстрадных песен на чувашском языке, по совместительству еще доверенное лицо администрации главы Чувашии.
Как говорят в республике, ЧНК, объединение всех чувашей мира, в действительности в далеком прошлом есть инструментом «партии власти» в Чувашии. Но ж реплики делегатов съезда ЧНК, касающиеся языкового выступления Путина в Йошкар-Оле, — это перепевы речей защитников «языкового суверенитета» из Татарстана.
Единоросс Николай Угаслов, оппонируя президенту России, объявил, что дискриминирующий языковые права нечувашского населения республиканский закон «О языке» нужно не упразднять, а «расширять и углублять». «Нужна программа обучения фольклору и чувашскому языку в детсадах, — заявил Угаслов. — Необходимы злободневные публицистические передачи по национальной культуре, пьесы на чувашском языке в передачах Национальной ТРК (НТРК) „Чaваш Ен“. В школах уменьшаются часы по родному языку до одного часа.
Мало употребляется национальный (чувашский — «NOVOSTI-DNY.Ru») язык в официальной сфере».
Угаслов посетовал, что до сих пор не решен вопрос с работой чебоксарского Национального лицея-интерната, носящего имя автора музыки к гимну Чувашии Германа Лебедева. Чувашско-ориентированный лицей имени Лебедева, закрытый пара лет назад, имеет занимательную историю.
Он появился на базе слияния простой школы-интерната с Чувашско-турецким лицеем. Турецкий лицей в Чебоксарах трудился по тому же принципу, по какому действуют по всему миру школы Фетхуллаха Гюлена.
В том направлении набирали, в основном, детей из влиятельных чувашских семей. Детей учили по углубленной программе британскому и турецкому языкам, самый отличившихся награждали каникулами в Турции за казенный счет.
Обычный портрет выпускника Чувашско-турецкого лицея: юный карьерист в политике либо в бизнесе, русофоб, пропитанный идеями пантюркизма, желающий распада России.
Конечно, что такая, с позволения сообщить, школа попала в поле зрения ФСБ и была закрыта. Но заинтересованные в денежных потоках из Турции чувашские госслужащие спасли турецкий лицей, поселив его учителей и часть бывших учеников под крышу куда более безобидного по вывеске Национального лицея имени Лебедева.
В 2012 году и данный лицей закрыли. Чувашские национал-активисты видят в этом происки ФСБ.
Но реально лицей закрыли не «злые силовики из Москвы», а госслужащие из правительства Чувашии, под предлогом капремонта учебных корпусов. Ремонт превратился в долгострой, края и конца которому нет.
Национал-активисты Чувашии более четырех лет нагнетают около лицея имени Лебедева страсти в антироссийских СМИ наподобие «Радио Свобода» и на собственных мероприятиях. Власти Чувашии льют воду на мельницу нацпатов, твердя: республика не обязана заботиться об учебном заведении, относящемся к ведению муниципалитета Чебоксар, а бюджет Чувашии чуть тянет текущие потребности региона.
В неспециализированном, «денег нет, но вы держитесь».
Вопрос с многострадальным питомником для будущей чувашской элиты был использован в риторике недавнего съезда ЧНК как гарнир к «ксенофобским» языковым намерениям Москвы. Бывший президент ЧНК Виталий Станьял, один из аксакалов борьбы за госсуверенитет Чувашии, с сожалением отыскал в памяти, как в прошлые годы Москва то и дело уличала заигравшихся в мутные игры с Турцией государственныхы служащих республики в содействии пантюркистам. «В России идёт наступление на национальные языки республик, — напугал делегатов Станьял. — Секретариату ЧНК направляться подготовить обращение Путину о защите национальных языков РФ.
ЧНК нужен чувашам РФ. Без него будет тяжело отстаивать права нации в регионах.
ЧНК должен быть центром чувашского народа!». Станьял предотвратил, что без сохранения нацязыковой принудиловки в школах, теория единой русском нации будет смотреться вызывающим большие сомнения популистским лозунгом.
«У своих родителей в чувашской деревне собирают заявления об их согласии на обучение детей родному языку, — сетовала преподавательница чувашского в одной из сельских школ. Контролирует прокуратура».
Самое страшное, по словам педагога: «Домохозяйки, мужья которых трудятся вахтовым способом на выездах, в отечественной деревне дома с детства учат собственных детей по-русски. Дабы позже уже в детских детсадах и яслях их дети говорили и на русском языке».
То, что весьма многие чуваши в быту и на работе чаще говорят по-русски, чем на родном, и по большому счету склонны вливаться в русскую среду — тема печалей чувашских националистов в течении всей постсоветской истории чувашского «госсуверенитета». Автор Федор Афанасьев (Хведер Уяр), чувашский собрат татарского публициста-русофоба Айдара Халима, в собственном вышедшем в 1995 году эссе «Из-за чего чуваш не обожает чуваша» сетовал на то, что чуваши тянутся не к родным к себе по языку и крови татарам, а к «этнически чуждым им русским».
«Чувашский интеллигент ближнего собственного видит в русском, тянется к русскому. Мы знаем: русский народ бессчётен, он сильней, культурней, время от времени нахальнее, наглее (в последнем убеждает интервенция русских армий в Чечню). „Шишки“, сливки чувашской „интеллигенции“, правдиво продемонстрированные писателем Семеном Хуммой, учитывая данное положение вещей, решили вконец обрусеть — практично и комфортно.
Чувашей-жителей возможно пожалеть и забыть обиду. Их окружение в главном владеет русским языком. Но кем нужно быть, дабы в деревне отказаться от чувашского?
Москва была мастером по данной части. Дабы нерусские народы не рассуждали о собственных фаворитах, вооружилась всемогущим термином.
Коммунисты утверждали, что самые качественные те, кто забрал в жены русскую». Хведер Уяр обвинял современных ему чувашских интеллигентов в том, что они покорились столичным оккупантам и ставил им в пример настоящих патриотов — «Ичкерию» и татарских национал-сепаратистов.
Погибший в 2000 году Уяр все же не настаивал на том, дабы нечуваши, как и нетатары в Татарстане, тратили время в школе на нацязыковую «зубодробилку». Закрепляющий ее республиканский закон «О языке», где местных русских невнятно поименовали «вторыми народами Чувашской республики», был принят в республике спустя три года по окончании смерти Уяра, в 2003 году, а сам процесс принудительного обучения в 2008 году.
В 2009 году Верховный суд Чувашии отказал в иске местному обитателю Дмитрию Козлову. По точке зрения Козлова, возложение властями Чувашии на всех обитателей республики обязанности изучать и знать чувашский язык, нарушает сформулированный федеральным законодательством принцип свободы выбора языка общения, обучения и воспитания, допускает противозаконный недифференцированный подход к преподаванию и изучения чувашского языка и т. д. Ответчиком по делу Козлова был Государственный совет Чувашии.
То, что этнические чуваши теряют интерес к языку и родной культуре, факт. Но связано это отнюдь не с «оболванивающей политикой Москвы» (фраза националистки из Республики Коми), а с текущей обстановкой в чувашской глубинке — естественном ареале применения чувашского.
Чувашская молодежь не желает жить в деревне, где нет работы и вразумительных жизненных возможностей. Не лучше обстановка и в городах региона. Обозначившийся еще в советские годы процесс трудовой миграции муниципальных чувашей по окончании распада СССР лишь усилился.
В случае если при СССР из Чувашии ехали в соседнюю Горьковскую область, по причине того, что на тамошних фирмах рабочим давали квартиры, то по окончании распада СССР на Нижегородчину стали ездить за куском хлеба.
Конечно, что юные чувашки и чуваши, отыскав лучшую долю на чужбине, заключали браки с русскими, вливались в русскую среду. «По данным Нижегородстата, среднедушевой ежемесячный доход населения Нижегородской области в январе-мае 2014 года составлял около 25 тысяч рублей, в Чувашии же, по данным Чувашстата, всего 14 тысяч, — говорится в материале „фактов и Аргументов“ за август 2014 года. — С такими доходами Чувашию вряд ли возможно назвать местом, комфортным для жизни». В статье говорится, что по данным Росстата население Чувашии особенно скоро начало сокращаться в последние три-четыре года. «Неспециализированная миграционная убыль в 2013 году составила 4474 человека, в 2012 году — 4446 человек, в 2011—2748».
Кстати, похожая обстановка отмечается и в более успешном, чем Чувашия, Татарстане. В среднем рядовой обитатель суперблагополучной Казани имеет на руки в месяц всего 19 000 рублей.
Напоследок стоит заявить, что «продавшаяся русским» главная масса чувашского народа не лишь не одобряет нацобязаловку в школах региона, но и не испытывает пиетета к тем, кто эту обязаловку так отстаивает — Чувашскому национальному конгрессу. Рост недоверия отправился на заре госсуверенитета Чувашии.
В случае если татарские национал-сепаратисты 20 лет назад ударялись в ислам, то аксакалы ЧНК строили национальную идею будушей суверенной Чувашии на сконструированном из небылиц чувашском неоязычестве и сами не скрывали, что молятся «чувашским всевышним». Реалистично настроенные чуваши отнеслись к этому соответствующе — как к маразму и мракобесию.
Заметив, что языческий проект для фундамента современного страны не годится, чувашские националисты взялись за церковный раскол — идею свободной от РПЦ Чувашской православной церкви, где все работы проходили бы лишь на чувашском. Церковный нацпроект кроме этого провалился.
До принятия национально ориентированным чувашским активом ислама не дошло по многим обстоятельствам. В первую очередь вследствие того что чувашском социуме чуваш- мусульманин считается татарином.
А татарские националисты традиционно относятся к таким «татарам» как к людям второго сорта. Стоит заявить, что чувашская националистическая мысль дожила до нынешних времен только постольку, потому, что ее «подкармливают» в собственных целях власти Чувашии.
Конечно, что интересы высших государственныхы служащих из Чебоксар куда более приземленные и меркантильные, чем забота о культуре чувашей и национальном языке.
Муса Ибрагимбеков, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Происхождение чувашей