Что разделяет православных и католиков? — «наука»

Что разделяет православных и католиков? - «наука»

На прошлых выходных православные завершили Великий «Собор и свой Святой». Он должен был стать «всеправославным» мероприятием, не смотря на то, что от участия в нем отказались четыре церкви — включая Русскую православную церковь.

Как бы то ни было, на этом фоне имеет суть разглядеть факторы, отделяющие католиков от восточных церквей-сестер.

Главные вопросы — это первенство римского епископа и кое-какие моменты учения о Троице, не смотря на то, что не следует сбрасывать со расхождения и счётов, которые связаны с догматом о Непорочном зачатии Девы Марии, теорией о чистилище и рядом вторых вопросов.

востока и Церкви запада пребывали в общении тысячу лет. За период с 325 года по 787 год они совершили семь определяющих для христианской веры мировых соборов.

Но со временем культуры латиноязычного запада и грекоязычного востока отдалились друг от друга. Между ними неспешно увеличивались обоюдные враждебность и недоверие.

Время от времени это приводило к расколам, таким как Акакианская схизма финиша пятого века и Фотиева схизма 860-х годов, но первое время их получалось преодолевать.

Первенство римского епископа

С 1009 года епископ Рима прекратил упоминаться в диптихах — перечне епископов, находящихся в общении с поместной церковью, — Константинопольской церкви, традиционно считающейся «первой среди равных» в православном мире.

В первой половине 50-ых годов одинадцтого века папские легаты, направленные к константинопольскому патриарху, отлучили его от церкви и были в ответ отлучены им. Не смотря на то, что эта схизма в большой мере была плодом личной взаимного непонимания и вражды, ее — в отличие от прошлых расколов — так и не получилось преодолеть.

не меньше ответственным причиной, чем Великая схизма 1054 года стало разграбление Константинополя в 1204 году. Западные крестоносцы, каковые должны были отправиться в Иерусалим, дабы высвободить его от власти мусульман, вместо этого три дня разоряли и грабили столицу Византийской Империи.

Это дополнительно укрепило на востоке неприязнь и недоверие к западу и помешало уврачеванию раскола.

Главным теолого-экклезиологическим расхождением между католицизмом и восточным православием остается роль епископа Рима, которого кроме этого именуют папой римским. На западе единство церкви выражается в церковном общении с ним как с преемником святого Петра.

Учение о примате папы было сформулировано католической церковью на Первом Ватиканском соборе, прошедшем в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. Данный собор, что католики вычисляют мировым, постановил, что римский епископ владеет прямой и яркой юрисдикцией над всей церковью и что он непогрешим, в то время, когда выступает ex cathedra.

Восточные православные, наоборот, придерживаются концилиаризма. С их точки зрения, церковь объединяют причастие и общая вера, а не централизованная власть.

Они не признают власть римского епископа над всеми христианами и вычисляют его равным другим епископам, хоть и с первенством в чести.

© AFP 2016, Filippo MonteforteПапа римский Франциск

Концилиаризм в восточном православии существует в разных формах. В соответствии с хорошим представлениям, обращение шла о «пентархии» пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Иерусалима и Антиохии.

Позднее эту модель уничтожило появление новых патриархатов за пределами хорошего христианского мира, каковые стали соперничать с историческими патриархатами.

По окончании падения Римской Империи на западе, Константинополь начал принимать себя как «Второй Рим», но в то время, когда османы в первой половине 50-ых годов XV века его захватили, «Третьим Римом» нарекла себя Москва. Автором данной теории принято вычислять русского монаха Филофея, развивавшего ее в собственном письме в 1510 году.

Дополнительно укрепили ее утверждения русских православных о том, что Константинопольский патриархат впал в ересь, приняв в пятнадцатом веке ответа Флорентийского собора и (пускай и на краткое время) вступив в унию с Римом.

В русском православии концилиаризм именуют соборностью. Данный термин свидетельствует свободное единение личного многообразия в рамках церкви.

Папа Сергей Булгаков, священник Русской православной церкви, писал в собственной работе 1935 года «Православие», что единение в церкви «возможно осуществляемо только на двух дорогах: авторитарной властности и православной соборности католической церковной монархии».

Филиокве

Еще одним препятствием к воссоединению католиков с восточными православными, кроме папского примата, считается Филиокве (Filioque) — «и Сына» — принятое на западе добавление к Никео-Константинопольскому Знаку веры, обрисовывающее исхождение Святого Духа.

Текст Знака веры был утвержден на Первом Никейском соборе и на Первом Константинопольском соборе — в 325 году и 381 году, соответственно. В нем говорилось, что Дух Святой исходит от Отца.

Но в Испании церковь добавила к нему в VI веке, что Дух Святой исходит от Сына и Отца. Так она боролась со скрытым арианством (ересью, отрицающей божественную природу Христа).

Православные паломники в лесах Аляски

The Guardian25.10.2015«Православные чекисты» уходят из политики?

Deutsche Welle19.08.2015Греческие православные Турции в отыскивании лучшего будущего

Limes28.10.2013

Неспешно это добавление распространилось на западе, но на востоке его восприняли как новшество — в лучшем случае ненужное, а в нехорошем еретическое. Как отмечает митрополит Каллист Уэр (Kallistos Ware), кое-какие православные уверены в том, что само по себе Филиокве — при правильном понимании и правильном объяснении — не ересь, но, однако, самочинное добавление к Знаку веры.

Папский совет по содействию христианскому единству постановил, что «учение о Filioque должно пониматься и излагаться… так, дабы не появилось впечатления, словно бы оно может противоречить единоначалию Отца либо тому событию, что Он есть единственным началом… исхождения Духа».

В 2003 году в рамках Американского православно-католического богословского заседания был подписан документ, в котором говорилось, что вопрос о Филиокве не обязательно обязан разделять Церковь. Более того, католики не всегда читают Знак веры с Филиокве — просматривая его по-гречески, они произносят исходную формулировку.

Вдобавок, восточнокатолические церкви на данный момент отказались от Филиокве как от «латинизации».

Нерасторжимость брака

Сейчас особенную важность купило расхождение между восточными православными и католиками в вопросе о нерасторжимости брака.

Церковь уверен в том, что осуществленный церковный брак может расторгнуть лишь смерть, тогда как восточное православие, признавая нерасторжимость одной из черт брака и идеалом, к которому направляться стремиться, в большинстве случаев признает кроме этого и возможность повторного брака и развода.

Согласно точки зрения секретаря Конгрегации по делам восточных церквей епископа Кирилла Василя (Cyril Vasil), это признание развода исторически связано с подчиненностью церкви императору в Византийской Империи.

Приблизительно в 700 году император Юстиниан II вернул развод в Византийской Империи. Благодаря тесным связям между Константинопольским патриархатом на востоке это новшество неспешно взяло признание.

Однако, в восточном православии так же, как и прежде тяжело выделить совместную позиции по этому вопросу, и среди восточных православных, непременно, много соперников развода.

Чистилище, Непорочное прочие Девы расхождения и зачатие Марии

Чистилище стало еще одним предметом разногласий. Не смотря на то, что православная церковь молится за усопших верующих — а это значит, что, по ее представлениям, они находятся в положении, требующем отечественных молитв, — теория о Чистилище создана на востоке не так четко, как на западе.

© РИА Новости, Тарас Литвиненко | Перейти в фотобанкРаспятие и свечи

Вдобавок большая часть восточных православных отвергают догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Наряду с этим они глубоко почитают Богоматерь и видят в ней цель и выполнение истории спасения.

Как писал папа Александр Шмеман, священник Православной церкви в Америке, восточное православие отрицает Непорочное зачатие Божией матери как раз вследствие того что оно делает рождение Девы Марии неким прекрасным прорывом, а не итогом постепенного и ожидания и долгого нарастания любви, той «тоски по Всевышнему Живому», которой преисполнен Ветхий Завет.

По словам священника Русской православной церкви Андрея Лута (Andrew Louth), восточные православные не верят в «первородный грех», как его осознавал Блаженный Августин и как его осознаёт западная церковь. Вместо этого они придерживаются идеи о «прародительском грехе».

Так как восточные православные отрицают наследственный первородный грех, это указывает, что они не обязаны верить в Адама и Еву. В это же время отец Пий XII в собственной энциклике 1950 года Humani generis учил, что по окончании Адама не было людей, «не случившихся от него методом естественного воспроизводства», и что Адам не воображал собой «совокупность… бессчётных праотцев».

По окончании семи признанных как католической, так и восточной православной церковью мировых соборов, церковь совершила еще 14 соборов, каковые она вычисляет мировыми. Восточные православные кроме этого совершили по окончании Второго Никейского собора 787 года некое количество соборов, но ни один из них не взял (однозначного) признания как вселенский.

Вместо этого у восточных православных были послания и поместные соборы отдельных епископов. Последним был прошедший несколько дней назад Всеправославный собор, в котором, но, отказались принимать участие четыре из 14 автокефальных православных церквей.

Среди второстепенных вопросов, по которым церковь расходится с восточными православными церквями, необходимо подчеркнуть вопросы о дате Пасхи, об применении пресного хлеба для причастия, об изображении Христа как агнца и о рукоположении женатых.

Католики и православные. Что мы думаем приятель о приятеле


Читать также:

Читайте также: