Честное дело частного музея

Тема лично-национального партнёрства в сфере культуры сейчас актуальна, очень. Кроме того в успешные «тучные нулевые» культура обычно финансировалась страной по остаточному принципу.

А сейчас, в то время, когда социально-экономическая обстановка в стране остаётся очень напряжённой, значимость лично-национального партнёрства в добропорядочном деле сохранения культурного наследия делается воистину огромной.

Музей с громадной буквы

На вопрос о том, как как раз смогут «подружиться» сфера культуры и частный капитал, ответов много. В Российской Федерации имеется и примеры масштабных персональных собраний предметов старины, дешёвых для неспециализированного обозрения, и факты денежной помощи значимых культурных мероприятий и выставок, и практика спонсирования небогатых учреждений культуры на постоянной базе.

Однако до сих пор в данной сфере остаётся уникальностью системный подход, в то время, когда сбережение культурных сокровищ из несложного «собирательства» преобразовывается в историческую миссию, а работа ведётся на строго научной базе. Именно на таких правилах сооружает собственную работу Музей русской иконы – один из наибольших частных музеев России, созданный и существующий на мецената Михаила и средства предпринимателя Юрьевича Абрамова.

«Никаких личных польз из отечественной деятельности мы не извлекаем, – говорит Николай Задорожный, директор Музея русской иконы. – Таковой цели ни основатель музея Михаил Юрьевич Абрамов, ни отечественная команда ни при каких обстоятельствах перед собой не ставили. Мы стремились создать музей, где найдётся место и просветительской, и научной, и благотворительной деятельности.

В отечественном «активе» – выставки в мире, регулярный выпуск научных публикаций и, наконец, вольный вход для всех желающих. На мой взор, возможно кроме того сказать о том, что мы стремимся возродить дореволюционную русского традицию.

Тогда в сообществе экономически успешных людей считалось почётным вкладываться в культуру и создание и просвещение частных музеев считалось не «выхвалкой», а показателем хорошего тона».

«Могу с уверенностью заявить, что к частным музеям Минкульт относится как к полноправным «обитателям» общероссийского культурного пространства, – комментирует Виктор Петраков, советник министра культуры РФ. – Наряду с этим среди них имеется масштабные проекты, каковые имеют общероссийскую значимость. К последним я с уверенностью могу отнести и Музей русской иконы».

Честное дело частного музея

Основатель Музея русской иконы Михаил полномочный представитель и Абрамов главы Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Беглов на открытии выставки «Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова»

Однако, по признанию Петракова, сейчас реализованы не все меры помощи, каковые сейчас жизненно нужны частным музеям. К примеру, на данный момент хозяева коллекций и частных музеев, ведущие активную просветительскую работу, демонстрирующие культурные сокровища всем желающим, по полной программе платят налоги и тратят огромные деньги на аренду помещений, хотяникакой коммерческой деятельностью подобные музеи, в большинстве случаев, не занимаются.

«На мой взор, это не совсем справедливо, – отмечает В. Петраков. – К примеру, основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, что в полной мере имел возможность приобрести себе футбольную команду либо яхту, на эти же деньги поддерживает высококлассный музей с бесплатным входом для всех желающих. Разве этим он и его стороники не заслужили права на льготы?»

Продолжительный путь к себе

По словам Задорожного, наиболее значимым направлением в работе музея и той самой исторической миссией сейчас есть возвращение на родину памятников и древних икон христианского мастерства,в течение XX века вывезенных на Запад. Более 3 тыс. собранных в его фондах прикладного искусства и произведений живописи были отысканы и куплены за рубежом – в частных коллекциях, галереях, антикварных салонах, на аукционах.

Среди них множество неповторимых греческих и русских икон, редчайшая коллекция предметов византийского прикладного мастерства, цельный резной греческий иконостас финиша XVII века и другое. Наряду с этим принципиально важно подчернуть, что получаемые предметы старины не только пополняют собственную коллекцию музея.

Благодаря планомерной работе Музею русской иконы удалось вернуть и бесплатно передать в национальные региональные музеи девятнадцать экспонатов,каковые ранее были потеряны и вывезены за предел.

Перечень спасённых предметов и «география» их возвращения очень широки. Так, в музей-заповедник «Ростовский кремль» в 2011 г. был возвращён неповторимый древесный запрестольный резной крест XVI века, похищенный оттуда в 1995 году.

Он был найден в одном из частных собраний Германии и по хорошей воле основателя музея Михаила Абрамова был выкуплен у германского коллекционера для возвращения его законному обладателю. В 2013 г. тем же путём возвратились в Ростов Великий и шесть киотцев с красивыми изображениями евангелистов и Благовещения, сейчас украшающие Царские врата 1652 года, происходящие из Никольского придела Благовещенской древесной церкви села Данилова Ярославской губернии.

В коллекцию Великоустюгского музея возвратились 10 икон-«праздничных дней», похищенных из иконостаса церкви Димитрия Солунского в первой половине 80-ых годов XX века. Наконец, в 2014?м собственное законное место в Муромском историко-музей изобразительного исскуства заняла икона «Деисусный чин» XVII века.

Она числилась в собрании Муромского музея в 20-е годы прошлого столетия, а в военное время была потеряна, как казалось, окончательно. По радостному стечению событий Деисус нашли сотрудники Музея русской иконы в одном из лавок антиквариата Петербурга.

По окончании получения происхождения подтверждения и исследования памятника его принадлежности национальному собранию в Муроме было решено выкупить икону и бесплатно передать её законному обладателю, а позднее и отреставрировать за счёт Музея русской иконы.

История одного шедевра

хорошим примером эффективности лично-национального партнёрства в сфере культуры может послужить будущее древней иконы XVII столетия «Троица Ветхозаветная».Икона, находящеяся в собствености кисти выдающегося столичного мастера-иконописца Оружейной палаты Кирилла Уланова, была написана в первой половине 90-ых годов семнадцатого века в составе комплекса храмовых икон для двух церквей Устюжны Железнопольской – старого ремесленно-посадского города на территории современной Вологодской области.Ей удалось сохраниться в революционных бурях начала XX столетия и в начале прошлого века попасть в собрание созданного в те годы Устюженского краеведческого музея. Но скромный районный статус и далеко не блестящее денежное положение Устюженского краеведческого музея не дали никакой возможности в лихие 90-е обеспечить древним иконам хорошие условия существования и надлежащую охрану.

В мае 1994 года из музея похитили шесть неповторимых местных икон XVI–XVII столетий, среди которых была и работа Кирилла Уланова «Троица Ветхозаветная». Ещё более неприятным событием, чем сама потеря, для сотрудников музея стало поразительное равнодушие сотрудников МВД, каковые не торопились с поисками.

Известно было только то, что предположительно иконы контрабандным путём вывезли за границу и реализовали в частные колекции.

Однако в середине двухтысячных годов в судьбе улановской иконы открылась новая, радостная страница. История возвращения шедевра началась с того, что помощнику директора Музея русской иконы сказали об найденной в германском аукционном каталоге иконе, весьма похожей на ту, что была украдена из Устюженского краеведческого музея.

Когда эксперты убедились, что обращение в каталоге вправду идёт о той самой иконе XVII столетия, были приложены все силы, дабы снять произведение искусства с торгов, а у продавца запросили данные о том, как эта икона к нему попала. Стало известно, что её в полной мере официально купили у некоего русского предпринимателя и единственным методом вернуть её в Россию был бы выкуп по рыночной цене.

Ни у Минкульта, ни у правительства Вологодской области, ни тем более у муниципальных правительства Устюжны таких средств не нашлось. И в момент, в то время, когда казалось, что превосходный монумент русской иконописи так окончательно и останется за пределами страны, вологодский губернатор Олег Кувшинников попросил об организационной и финпомощи обладателя Музея русской иконы Михаила Абрамова. (Примечательно и символично, что разговор состоялся в момент передачи музею в Великом Устюге десяти торжественных икон, похищенных в первой половине 80-ых годов XX века из муниципальный церкви Св.

Димитрия Солунского и возвращённых силами сотрудников музея. – Прим. «АН».) Согласие было срочно получено, а переговоры с германским хозяином иконы завершились тем, что он сходу дал согласие передать произведение искусства на его отчизну, попросив наряду с этим, дабы икону вернули как раз в Устюженский музей, откуда её похитили.

В то время, когда икона была выкуплена на средства Михаила Абрамова, директор музея Николай Задорожный отправился за ней в Германию и 14 мая 2012 года, имея на руках все документы, привёз её в страну. В этот самый момент произошло неожиданное: на таможне аэропорта Домодедово Николая Васильевича задержали по подозрению в контрабанде и скупке краденого культурных сокровищ!

Потом последовала ужасная информационная волна в массмедиа, каковые весело подхватили «сенсационную» новость о задержании директора одного из столичных музеев с редкой иконой в чемодане. К счастью, реакция культурного сообщества не вынудила себя ожидать.

Действия сотрудников МВД быстро осудил тогдашний министр культуры Александр Авдеев, которого горячо поддержали узнаваемые учёные, коллекционеры, сотрудники региональных музеев. В следствии спустя два месяца показался отказ в возбуждении дела против Н.В.

Задорожного за отсутствием состава правонарушения. Продолжительная эпопея наконец завершилась тем, что в июле 2012 года икона была передана Устюженскому краеведческому музею.

«Возвращение иконы Уланова стало для нас настоящим чудесным образом и хорошим знаком, – говорит И. Петров, глава Устюженского муниципального района. – Но время всё расставляет на собственные места, за эти годы часть монументов древнерусской живописи возвратилась на историческую отчизну. Благодаря денежной и организационной помощи основателя Музея русской иконы Михаила Юрьевича Абрамова монумент занял собственное почётное историческое место в стенках собора Рождества Божией матери, в котором на данный момент трудится Устюженский краеведческий музей.

От лица моих земляков я высказываю признательности и слова благодарности в адрес Михаила Юрьевича Абрамова, сотрудников Музея русской иконы за возвращение святыни на устюженскую почву».

Выставка

До 10 марта 2016 года у москвичей имеется редкая возможность собственными глазами заметить выдающийся монумент художественного мастерства – «Троицу Ветхозаветную». В Музее русской иконы в первый раз с момента возвращения шедевра в Россию открыта выставка «Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова».

«Мы заметили настоящий пример сотрудничества, соработничества между национальными и частными структурами, – отмечает полпред главы Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Беглов, –сейчас гостям и москвичам столицы доступно красивое произведение, и любой может прийти и налюбоваться данной святой иконой. Так и должно быть».

Музей трудится по адресу ул. Гончарная, д. 3 стр.

1, каждый день, не считая среды, с 11:00 до 19:00. Вход вольный.

Тайны Английского музея: Древний Египет. Малоизвестные истории из судьбы простых людей / 3 серия


Читать также:

Читайте также: