Богатырские кони
Во Владимирской области, в нескольких километрах от древнего города Юрьев-Польский, пока ещё теплится племенная работа с неповторимой отечественной породой – «владимирская тяжеловозная». Обозревателю «АН», возможно сообщить, повезло, что удалось прикоснуться к чуду – кто знает, не растворятся ли в одночасье богатырские кони в колбасно-кумысном поголовье?
Рынок диктует спрос, госплемзаводы негромко приватизируются и перепрофилируются. Бизнесу наплевать на «национальную гордость великороссов».
А напрасно – страна отечественная огромная, как знать, может, опять лошадки войдут в моду.
Добронравные гиганты
Кучер с облучка саней звучно подгоняет громадного красавца-жеребца:
– Валера, давай, отправился!
Оборачивается к седокам и поясняет:
– Ленивый он и умный. Всё сачкануть норовит.
Сачкануть? Ход широкий, замечательный. Не забывайте: «Конфетки-бараночки, как будто бы лебеди, саночки» Лишь саночки – не «лебеди».
В ковше тяжёлых железных саней сидят трое «с вещами» плюс тренер и кучер. И движется данный экипаж не по накатанному зимнику, а по снежной целине.
На месте этого Валеры отправил бы пассажиров куда подальше, да ещё копытом ускорение придал. Но нет, он послушно додаёт и легко переходит на бесшумную рысь – пушистый снег глушит топот огромных копыт.
Прёт, как танк! Правду говорят про этих гигантов – они «добронравные». И по большому счету, он не Валера, а Гонконг, один из лучших представителей Владимирских тяжеловозов.
Валера – это для собственных. По окончании прогулки легко, вместе с седоками, по цементному полу затаскивает сани в конюшню.
И лишь в помещения видно, что покатушки дались ему непросто – на морозном воздухе от вороного горбоносого красавца идёт пар.
Не забывайте картину Виктора Васнецова «Три богатыря»? Если бы не знать, что Владимирских тяжеловозов как породу создавали в начале прошлого века, начали перед Первой мировой войной, а совсем оформили по окончании Второй, во второй половине 40-ых годов двадцатого века, спустя многие десятилетия по окончании прописки шедевра в Третьяковской галерее, то может показаться, что под монументальным Ильёй Муромцем этот конь-богатырь.
К примеру, тот же Валера-Гонконг.
Превосходную породу вывели в Российской Федерации – полностью чемпионскую по выносливости и силе, с одной стороны, и стремительную – с другой. Нарядную и прекрасную.
В работе у тяжеловозов нет разделения по гендерному показателю, кобылы и жеребцы одинаково тяговиты и аккуратны. В 2005 году в Нижнем Новгороде на одном из последних общероссийских опробований – соревнований тяжеловозов по перемещению груза на большое расстояние – был зафиксирован рекорд – жерёбая кобыла (!) Верба из Юрьев-Польского, на пятом месяце беременности, протащила груз весом 9 т на 1203 метра.
Про таких коневоды говорят «тяглистая». Это не под силу никакой второй породе лошадей. Ещё один рекорд также из Юрьев-Польского – жеребец Градус сдвинул с места 22,5 тонны. А с грузом полторы тонны владимирский тяжеловоз способен пробежать рысью два километра резвее 5 мин..
Налегке Владимирский тяжеловоз готов составить борьбу экспертам-рысакам, пробежать 1600 м за 180 секунд. Это стандарт резвости для рысаков-двухлеток.
Так что не страно, что на соревнованиях могучие птицы-тройки владимирцев систематично попадают в призы.
Один за двоих
Мне в большинстве случаев стыдно садиться верхом на лошадь – как она, бедная, будет на себе таскать сто с лишним килограммов? Но Владимирский тяжеловоз – единственная порода, которая такие эмоции не вызывает.
Вес под 800 кг – это фактически в два раза больше, чем у ахалтекинцев, и на 250–300 кг превышает массу орловских рысаков. Исходя из этого большие дядечки под полтора центнера весом и влюблённые в верховую езду волей-неволей приходят на поклон к владимирским гигантам.
Ольга Евсеева, управляющая племенным конным заводом «Монастырское подворье», говорит, что большое количество лошадей берут в Подмосковье – для себя, для души:
– Классические лошадки еле держат «» наездников весом под 100 килограммов. Из вторых регионов главными клиентами являются фермеры и крестьяне. В то время, когда у них лошади исполняется лет десять, приезжают к нам за молоденькой.
Кобылок берут лучше. Были «торговцы» с Дальнего Востока, из Уссурийского края, везли жеребят автотранспортом через всю страну.
Реализовывали лошадей в Швейцарию, Казахстан, Молдавию.
Китайцы приехали, просили реализовать то, что не продаётся, – производителей, – со хохотом говорит Ольга:
– Мелкие, не высокий, под отечественными тяжеловозами под пузом пролезут, а им подавай самого громадного коня. От нас уехали ни с чем, но знаю, берут лошадок в Сибири, в том месте, где отечественные владимирцы улучшили местные породы.
В том месте, где нужно запрягать две простые лошади, тяжеловоз справится один. Выгодно – ест он, само собой разумеется, больше, но не вдвое, а только в полтора, 6,5 кг овса в сутки. В «случной период» на несколько килограммов больше.
Может трудиться в том месте, где нельзя пускать технику, к примеру, на расчистке леса в заповедниках. Либо на лесозаготовках.
Создавали породу для тяжёлых суглинистых земель Владимирского Ополья, а она была универсальной, легко приспосабливается к любым климатическим условиям – от Крайнего Севера до высокогорья. В жёстком климате лошадки, само собой разумеется, видоизменяются, обрастают, как якутские собратья, густой шерстью.
Когда-то в далеком прошлом подарили шапку из якутской лошади – сносу не было.
Первый показатель племенного хозяйства – «девочки» и «мальчики» размещены по отдельным конюшням, дабы не было случайных связей. А дабы узнать, в то время, когда совершенно верно кобыла готова стать матерью, имеется жеребец-пробник, его подводят к женщинам, и он точно выбирает кандидатку на замужество.
Ну а позже Ольга Евсеева выберет жеребца-производителя – она тут и управляющий, и зоотехник в одном лице. По племенному разведению владимирских тяжеловозов защитила кандидатскую диссертацию, трудится с ними с 1988 года.
Маленькая, худенькая, с печатью непроходящей усталости на лице. Оно и ясно – всё на ней держится.
При нас жёстко снимала «стружку» с рабочего-выпивохи.
Треть рождённых жеребят остаётся на заводе для сохранения и воспроизводства породы, остальные выставляются на продажу. Владимирцев время от времени берут для улучшения местного поголовья беспородных лошадей в сельские районы страны.
Они передают наследникам могучую стать, рабочие качества и мощный костяк. Жеребцов-производителей, достигших большого для племенной работы возраста, лет 18–20, пристраивают «на пенсию» в хорошие руки.
Летом тяжеловозы пасутся в табунах на свободном выпасе, позже правда у всех работников появляется дело – выбрать и вычесать из грив и хвостов колючки и репьи. Тяжёлое занятие, кстати, раздельно оплачивается – кони должны красиво смотреться.
Тяжеловозы против скакунов
В 2005 году Юрьев-Польский конный завод попал в жернова приватизации. Сегодняшний обладатель Владимир Березовец, агробизнесмен – его активы находятся за много километров из этого, в Калужской области, – пожалел прекрасную и занимательную породу, прибрёл завод, назвал его «Монастырским подворьем».
И с того времени его деятельность в Юрьев-Польском районе напоминает благотворительность – приносит только головную боль. Лошади – Березовца, а конюшни и земля принадлежат стране – в аренде.
Сказать о каких-либо доходах несерьёзно, продажа племенных жеребцов разрешает в хорошие годы в лучшем случае выживать . Однако племенная работа – дело национальное. Прекрасно, что Березовец не плюнул на всё и не кинул лошадей на произвол судьбы.
Пример тому – ветшайший в стране конный завод в Гавриловом Посаде Ивановской области. Упоминания о нём видятся в документах времён Ивана Грозного.
Именно там вывели породу Владимирский тяжеловоз. Но в 2013-м конный завод прекратил существовать, древние конюшни приватизированы, племенная работа остановлена – солидную часть поголовья распродали за бесценок, чем чуть не подкосили бизнес сотрудников из «Монастырского подворья».
Покинули мало лошадей для привлечения туристов, кобылы и жеребцы находятся в одном табуне. О каком племенном разведении тут возможно сказать?
Нереально кроме того установить отцовство жеребёнка. Исходя из этого на данный момент необходимо сказать уже о спасении породы.
По стране эксперты насчитали всего около одной тысячи голов, из них около 130 вместе с жеребятами – в Юрьеве-Польском. Дотация «Монастырскому подворью» от региона и Минсельхоза России в 2013 году была всего 465 тыс. рублей – слёзы для для того чтобы хозяйства.
В 2014?м чуть-чуть прибавили.
Ушли в прошлое опробования-соревнования тяжеловозов, как сладкие воспоминания остались поездки на ВДНХ в Москву. За очень выдающихся ахалтекинцев любители платят миллионы американских долларов, а за Владимирских тяжеловозов чистейших кровей – только десятки тысяч рублей.
Мода на скаковых лошадей непреходяща, обладать ими респектабельно. Много соревнований, громадных призов, деньги. Победы приносят наездникам и хозяевам глобальную известность.
А что тяжеловоз? По заглавию породы видно – трудяга, что с него забрать?
Нужно сообщить, губернатор Владимирской области Светлана Орлова тяжеловозов увидела и приняла душой. Познакомилась с хозяйством, наметила меры помощи.
Что будет дальше – посмотрим. По крайней мере для оставшегося в госсобственности ГКЗ «Владимирский» давала слово выстроить конюшни на 50 тяжеловозов на окраине столицы региона для ведения племенной работы.
В ближайшие выходные, 14–15 февраля, на турнире по русской классической экипажной езде «Владимирский тракт» в деревне Крутово Петушинского района будет разыгран Кубок губернатора Владимирской области среди русских троек, принявших участие в двух видах программы: фигурной езде и экстрим-паркуре. К Кубку допускаются лишь тройки, складывающиеся из лошадей русских пород, русского происхождения и рождённые в Российской Федерации.
В том месте будет и тройка владимирских тяжеловозов. Захотим им удачи в борьбе с более небольшими соперниками.
Лошади тяжеловозы Малютка и Орланд. ПРОДАЖА (УКРАИНА).