Конь оскопленный

Конь оскопленный

В этом месяце – 70 лет (13.08.1947) распоряжению Совета Министров СССР «О сооружении монумента Юрию Долгорукому в Москве». Учитывая, что не так долго осталось ждать столица России отпразднует и собственное 870-летие, мы решили поболтать о монументе, ставшем одним из знаков мегаполиса.

А также не столько о его официальной истории, сколько о неофициальной. Так как каждые известные монументы везде и везде окружает облако шуток, баек, городских преданий.

Место

Москвичи – народ на язык быстрый и острый, жителям Одессы не уступят. Так, монумент Достоевскому, что неудобно присел в начале Воздвиженки на ступени у Национальной библиотеки, прозвали «мечтой проктолога».

Место на Тверском проспекте, где безрадосно наблюдает на нынешнее поколение Пушкин, сократили до «пампушки на Твербуле». А монумент, о котором отечественный рассказ, имеет два прозвища – это место встреч «под хвостом» и «монумент петушку».

Хвост в собственности коню, на котором восседает основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. О том, из-за чего «монумент петушку», – позднее.

А сперва – о месте, выбранном для установки монумента лично «отцом народов» товарищем Сталиным.

Москва не сходу строилась. 24 июня 1912 г. на Тверской площади между генерал-зданием и губернаторским домом полицейской части был празднично открыт монумент превосходному русскому полководцу, «белому генералу» Михаилу Скобелеву. Средства собирали всем миром – по подписке.

Точку же, где Михаилу Дмитриевичу находиться (а правильнее, скакать на коне, подняв саблю), выбрал лично император Николай II, утомившийся от споров на этот счёт собственных генералов. Позднее гордума переименовала Тверскую площадь в Скобелевскую.

Время

В 1918-м, к годовщине Октябрьского переворота, коммунисты в рамках собственной программы «монументальной пропаганды» заявили конкурс на сооружение «Обелиска Конституции». Победил проект архитектора Д. Осипова (он ещё известен совместным с С. Меркуровым монументом К. Тимирязеву у Никитских Ворот).

Ленин план Осипова одобрил, монумент «слуге царизма» Скобелеву снесли, а на его месте возвели монумент из бетона и кирпича. Через год его дополнили «Статуей Свободы» (создатель – Н. Андреев), напоминающей богиню Нику.

Но из-за выбранных материалов «Обелиск» не так долго осталось ждать обветшал и в апреле 1941 г. был снесён.

О пустыре в центре столицы отыскали в памяти в 1946-м, в то время, когда Сталин решил обширно отметить 800-летие основания Москвы. К юбилею было решено украсить столицу семью строениями-«памятником» и высотками основателю города – а заодно и перенести прах этого самого основателя на Новодевичий погост.

В Киев – место последнего пристанища Долгорукого – выехала несколько учёных во главе с археологом и известным антропологом М. Герасимовым. Увы! – команда Герасимова установила, что в склепе церкви Спаса на Берестове, где, в соответствии с летописям, покоился князь, лежат останки другого человека.

От идеи перезахоронения было нужно отказаться.

Мастера

Но от идеи монумента Юрию Долгорукому отказываться никто не планировал. Был заявлен конкурс, в котором участвовали многие большие скульпторы. А также – известная Вера Мухина, колхозницы «и автор Рабочего».

Задача портретного сходства не стояла (кто знает, как настоящий Долгорукий смотрелся?), и мастера « на тему». Вот и мухинский Юрий был без коня, стоял пешком и, одной рукой опираясь на клинок, второй говорил о земле, как бы обозначая место, откуда вырастать Москве.

Сам монумент предполагалось выполнить из яркого материала. Плюс – уникальная мысль! – Мухина внесла предложение украсить фигуру многоцветной эмалью.

Если бы приняли мухинский вариант – Юрий Долгорукий у нас был бы постарше, но худощавее, в пышном древнерусском одеянии с золотой вышивкой, с плеча его ниспадал бы долгий белый плащ, прихваченный у шеи сверкающей драгоценной пряжкой.

Но победил в конкурсе проект менее видного скульптора Сергея Михайловича Орлова – богатырь на тяжёлом боевом коне, похожий на персонажей с картин Васнецова. Ранее Орлов трудился всё больше с малыми формами – фарфоровые статуэтки зверушек и птиц, храбрецы русских сказок, пионеры.

Потому к нему прикрепили консультантов – скульпторов-«монументалистов» Анатолия Николая и Антропова Штамма (их имена также значатся на монументе). В команду вошёл и архитектор Виктор Андреев.

Вожди

Городская легенда гласит, что Орлов победил конкурс благодаря курьёзному случаю. Некогда его работа «Громадной глиняный петушок» на Выставке народных промыслов в Москве глянулась аммериканскому послу в СССР Авереллу Гарриману.

Сопровождавший Гарримана Вячеслав Молотов – не просто нарком зарубежных дел, но и один из основных советских вождей – широким жестом подарил петушка гостю в знак советско-американской дружбы.

А позже выставка закрылась, живописцы приехали за собственными работами. В соответствии с передающимся из уст в уста столичным преданиям, не найдя «Петушка», Орлов устроил скандал. Никакие объяснения его не устраивали.

В итоге якобы напился и в пьяном виде написал «дорогому товарищу Иосифу Виссарионовичу» письмо прося вернуть «Петушка», уже обещанного Дому пионеров. Нетрезвый вышел на улицу, кинул письмо в коробку. Наутро с кошмаром осознал, что натворил. Но – поздно!

Оставалось «ночи напролёт ожидать гостей дорогих». Лишь вместо «гостей» пришла правительственная весточка: «Товарищ Орлов. По поводу пропажи петушка разбираюсь.

О итогах скажу. И. Сталин».

Через несколько дней Орлова, по тем же преданиям, позвали в Кремль. Сперва члены Политбюро обсуждали положение в Югославии, позже вопросы строительства Каракумского канала.

Наконец дошла очередь до Орлова. Сталин попросил Молотова растолковать – как произошло, что презент советским детям был в руках классового неприятеля.

Молотов, заикаясь, отвечал – он, дескать, поразмыслил, что живописец при необходимости сделает для того чтобы же петушка. Орлов дал согласие: прикажут – сделает!

Сталин объявил, что приказывать живописцу запрещено. В итоге Политбюро вынесло распоряжение «изготовить ещё одного петушка».

Орлов изготовил. Но по окончании всех пережитых потрясений переехал в новую квартиру с мастерской, вышел на громадный творческий «оперативный простор», стал лауреатом Сталинской премии второй степени (действительно, не за Долгорукого, а за другие произведения).

Народная фантазия неостановима, но факт имеется факт – из 36 вариантов монумента основателю Москвы был выбран как раз тот, что мы знаем.

Конь

В случае если приглядеться, вы точно обратите внимание на отсутствие у коня под Долгоруким каких-либо половых показателей. Либо это легко кобыла?

Но, в соответствии с летописям, основатель Москвы кобыл в качестве средств передвижения не приветствовал. Может, летописи и привирают – что им, как мы знаем, характерно. Но по всем другим статям конь, без сомнений, мужского пола.

Может, мерин?

На этот счёт приведём ещё одну столичную байку. А также две.

Собиратели муниципального фольклора уверяют, что первоначально лошадь князя была очевидным жеребцом – со всеми положенными частями конского тела. Но части эти были столь впечатляющими, что пришла команда их срезать.

И срезали.

Это, по одной легенде, случилось ещё в сталинскую эпоху. А по второй – позднее, при поменявшем Сталина Хрущёве. Говорят, Хрущёв по большому счету не обожал данный монумент. В 1930-е, в то время, когда был главой столичного горкома, стоял же монумент Конституции – и нормально!

А тут И вот, проезжая как-то мимо, Никита Сергеевич выразил неудовольствие из-за выпирания соответствующих органов у коня – дескать, безобразие, дети же наблюдают «Безобразие» подрезали, позже убрали вовсе. Лишь «неспокойного Никиту» монумент злил так же, как и прежде – и он распорядился Долгорукого убрать в сквер Новодевичьего монастыря, а на освободившемся месте вернуть «Обелиск».

Но тут убрали самого Хрущёва.

Долгорукий князь

Правильная дата рождения основателя Москвы князя Ростово-Суздальского и Князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого точно не известна. Приблизительно – 1090-е годы.

Предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха, вопрос лишь, от которой из его жён: от первой – Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, либо от второй – некоей Ефимии. В случае если от Гиты – рюрикович Юрий по матери – британец.

Кстати, женат был на половецкой княжне. Так что традиция слияния множества кровей в жилах москвичей идёт ещё от её основателя.

Перечислять деяния и походы славного князя – дело продолжительное. Но увидим, что он основал не только Москву, но и множество вторых городов – Юрьев (названный в его честь), Дмитров, Переславль-Залесский, Городец, Звенигород, Дубну и т.д.

Так что и монументы ему – не только в столице.

Первое упоминание о Москве относится, как мы знаем, к 1147 году. Менее известен контекст.

А сообщено в летописях, что тут Долгорукий закатил пир в честь одного из собственных союзников. Историки уверены в том, что город к тому времени существовал уже лет двадцать.

В конце судьбы Юрий был ввязан в продолжительную междоусобную войну за киевское княжение. 15 мая 1157 г. он погиб в Киеве – по всей видимости, отравленный местными боярами, поставившими на его неприятелей.

В тексте сообщено о неудаче экспедиции М. Герасимова, которой надлежало отыскать останки Долгорукого, дабы вернуть его вид. Останки нашли только в 1980-е.

По большому счету Юрий вряд ли был тем красавцем, каким изображён на монументе и на медали в честь 800-летия Москвы. В. Татищев, опираясь на летописные свидетельства, пишет о толстяке с долгим, маленькими глазками и кривоватым носом, о его охоте и женолюбии князя до «радостей», о том, что Долгорукий не был таким уж «неустанным правителем-тружеником» – скорее хорошим организатором, верно ставившим задачи толковым ассистентам.

Но вот что изучение останков совершенно верно подтвердило – явные показатели остеохондроза у захороненного (так что верхом человеку было ездить трудновато) и его несообразно длинные руки. По всей видимости, с данной анатомической изюминкой и было связано прозвище князя, а версии, что появилось оно из-за его якобы жадности и «загребущести» – только версии.

5 УЖАСНЫХ ФИЛЬМОВ СО СЦЕНАМИ КАСТРАЦИИ


Читать также:

Читайте также: