80 Лет назад открылся канал имени москвы

Мысль соединить Волгу с Москвой-рекой показалась еще при Петре I. Царь задумал соединить реку Москву с Сестрой, а ее — с Волгой. Для этого были приглашены из зарубежа немец Георг Вильгельм де Геннин и британец Джон Перри.

По задумке Петра I, судоходный путь между Волгой и Москвой стал бы дополнением к строившейся в то время Вышневолоцкой совокупности каналов. В апреле 1722 года царь поручает Геннину «осмотреть от Москвы либо от Рогачевской пристани коммуникации судовому водою хождению».

Геннин продумал четыре варианта осуществления задачи. Но любой из них потребовал огромных затрат на сооружение бессчётных плотин и шлюзов, а пропускная свойство оставалась бы низкой.

Исходя из этого от выдумки с каналом решено было временно отказаться.

Спустя век идеей постройки судоходного пути от Москвы к Волге заинтересовался император Николай I. Он одобрил проект Михаила Бугайского, и во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века началось строительство. Канал должен был пролегать между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки.

Русла рек в 1825–1844 годах были испрямлены и соединялись через Сенежское водохранилище.

Но, не обращая внимания на то что работы длились 25 лет, а израсходовано было порядка 2,5 млн рублей, проект был закинут.

Около десяти лет канал еще употреблялся в недостроенном виде, но водный метод транспортировки не смог соперничать с показавшимся ЖД сообщением.

В 20–30-е годы XX века население Москвы быстро росло: к примеру, в 1925 году в столице жило порядка 3 млн обитателей. Ветхая совокупность водоснабжения не справлялась: в день на одного обитателя приходилось 88 литров воды, в то время как в столицах других государств данный показатель доходил до 500 литров.

Москва-река истощилась так, что в некоторых местах, к примеру у Громадного Москворецкого моста наоборот Кремля, ее возможно было перейти вброд.

80 Лет назад открылся канал имени москвы

Столичные пруды: финиши не запрячешь в воду

Прогулки на протяжении Чистых прудов в далеком прошлом стали традицией для гостей и москвичей столицы. Все поклонники Булгакова, появлявшись в Москве, в первую очередь…

Были выдвинуты разные варианты спасения реки. Во второй половине 20-ых годов XX века Москводопровод и германская компания «Сименс-Бау-Унион» создали проект дополнительного питания Москвы-реки водой из Оки по металлическому водопроводу длиной более чем 100 км.

Цена этого сооружения оценивалась в 100 млн рублей. Но ни германская компания, ни промышленность СССР в то время не были в состоянии доставить необходимое количество труб, так что и данный вариант отпал.

Тогда был выдвинут так называемый запрудный либо водохранилищный вариант, через создание запруд на реках Истре, Москве и Рузе. Но данный вариант имел возможность лишь прикрыть бреши в водопроводном хозяйстве.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом дать добро задачу обводнения Москвы-реки методом соединения ее с верховьем реки Волги».

Наркомводу и Госплану, и вторым организациям было поручено начать составлять проект канала, дабы уже через год приступить к постройке.

Было создано пара вариантов канала, отличающихся друг от друга отдельными отклонениями, из которых три — Старицкий, Шошинский и Дмитровский — были рассмотрены Совнаркомом СССР. Изначально утвердили Шошинский вариант, что, фактически, должен был начинаться из реки Шоша, но позже склонились к Дмитровскому варианту.

1 июня 1932 года проект был утвержден.

Автострада должна была пройти по малейшему пути между реками Москвой и Волгой, сделав столицу «портом пяти морей» — Белого, Балтийского, Тёмного, Азовского и Каспийского. Предстояло в короткие сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу.

В соответствии с проекту, глубина большей части канала — 12 м, только в нескольких местах она достигала 30 м. Протяженность канала составляла 128 км, причем лишь около двадцати километров он проходил по неестественным водохранилищам, появившимся по окончании постройки плотин на речках Химки, Клязьма и др. Остальные 108 км канала проходят в насыпях и выемках, потребовавших огромных земляных работ — более чем 200 млн куб. м.

Беспрецедентное по масштабам строительство проходило с 1932 по 1937 год. Специально для канала в сентябре 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, просуществовавший пять лет.

Осуждённые Дмитлага, среди которых был и будущий патриарх Пимен (Сергей Извеков), размешались в монастыре Деденево. Согласно данным из официальных источников, к 1935 году в Дмитлаге числилось около 200 тыс. каналоармейцев, а по большому счету считается, что через него прошло около миллиона человек.

И, по различным данным, от тяжелых условий труда погибло очень много людей — от 22 тыс. до 700 тыс. человек.

Помимо этого, пострадали и простые обитатели той местности.

При сооружении канала многие деревни и города ушли под воду. Были эвакуированы 7,5 тыс. крестьянских хозяйств.

Причем кое-какие из них переносили совместно избами: разбирали в доме печь, поднимали на домкратах дом и перевозили на платформах посредством трактора.

Условия были, по воспоминаниям строителей канала, сопоставимы «по трудоемкости со постройкой египетских пирамид». Самый тяжелый труд выполнялся силами осуждённых из бывших рабочих и крестьян и политически осужденных.

В сутки им надеялось всего 800 г хлеба. Все эти люди не просто каторжно трудились, солидную часть строительства — без помощи техники, практически вручную, но и проходили так именуемую «перековку», другими словами «перевоспитание».

За сверхплановую выработку имели возможность сократить срок по особой совокупности «зачетов».

Говорят, что в один раз Иосиф Сталин посетил строительство канала и заметил, что строители трудятся босиком. Он приказал за два часа обуть всех.

Строителей обули, но глав от репрессий это не спасло. Под конец строительства, в одну ночь были арестованы глава Дмитлага Семен Фирин, глава Волжcкого участка строительства Сергей Быховский, основной архитектор Дмитлага Иосиф Фридлянд, сотрудница культурно-воспитательного отдела (КВО) Лидия Могилянская, скульптор Галина Левицкая и другие.

Всего по «делу Фирина» было репрессировано 228 человек — практически целый деятели культуры и руководящий состав лагеря. Сохранились пара человек, среди них Сергей Жук, основной инженер канала, и пара глав строительных участков.

В память о всех погибших при постройке во второй половине 90-ых годов двадцатого века на автостраде канала установлен Поминальный крест.

Со каналом и Сталиным кроме этого связана еще одна история.

Именно на фоне канала сделано известное фото Сталина с Ежовым, Молотовым и Ворошиловым. Снимок прославился как пример советского «фотошопа».

По окончании ретуши с фотографии провалился сквозь землю снятый к тому моменту с поста и расстрелянный из-за обвинения в шпионаже Николай Ежов.

23 марта 1937 года было решено «остановить Волгу», другими словами приступить к наполнению Столичного моря и самого канала. Течение наибольшей реки было остановлено на 180 секунд!

На плотину пришелся замечательнейший удар воды, но вся конструкция и техника выдержала. К 17 апреля эксперты рассказали о том, что все 128 км канала и все водохранилища были заполнены.

Грандиозный проект был закончен в рекордные сроки — 4 месяцев и 8 года. И уже 2 мая 1937 года флотилия намерено выстроенных для плавания по каналу белых как снег теплоходов в первый раз прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.

Официальное открытие «канала Москва — Волга имени Сталина» произошло 15 июля 1937 года. Через десятилетие в честь 800-летия Москвы водная автострада была переименована в канал имени Москвы.

Храм, что уничтожил Иосиф

85 лет назад был взорван храм Христа Спасителя. «Газета.Ru» говорит, из-за чего его первоначально желали выстроить на Воробьевых горах, где возможно…

13

На протяжении ВОВ канал стал одним из пределов обороны Москвы, в один момент являясь автострадой для перевозки армейских грузов, снабжая город пресной водой и внося собственную долю в энергомощности региона. Меньше, объект большого стратегического значения.

Дабы сохранить гидроузлы от бомбежек, были применены ложное макетирование и светомаскировка. К примеру,

дабы скрыть расположение серьёзной для безопасности Москвы Химкинской плотины, перед ней на плотах были выстроены макеты древесных домов.

На протяжении всего канала были вырыты гнезда и траншейные ходы для малых орудий и установки пулемётов. Кстати, в случае если пристально присмотреться к восточному берегу канала, следы этих работ возможно подметить и по сей день.

В последних числах Ноября 1941 года была создана дополнительная водная преграда армиям соперника. Германские части, продвигаясь от города Калинина в направлении Громадной Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду.

Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед начал оседать и ломаться. техника и Войска соперника были вынуждены развернуть назад.

К северо западу и-северу от Москвы боевые действия случились только у деревни Крюково и на Перемиловских высотах.

Карамышевский гидроузел, шлюз №9, 1963 год. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

В данный же период германская армия начали наступление на участке Клин — Рогачево — Дмитров. По приказу маршала Георгия Жукова были затоплены яхромы рек и поймы Сестры.

Путь неприятелю был прегражден настоящей стеной из воды! Помимо этого, по воспоминаниям маршала Бориса Шапошникова, «24 ноября немцы близко подошли к пределу Истринское водохранилище, река Истра.

С приближением немцев к этому пределу водоспуски водохранилища были взорваны (по окончании переправы отечественных армий), в следствии чего появился водяной поток (эксперты считают, что высота шквала должна быть не меньше 25 метров. — «Газета.Ru») в течении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски были неудачными».

Любопытно, что на протяжении ВОВ канал ни на один сутки не прекращал работу, не смотря на то, что многие сотрудники ушли на фронт, часть оборудования канала была демонтирована и отвезена в тыл, а само гидротехническое сооружение очень сильно пострадало от боевых действий. Сквозное перемещение по каналу было открыто 19 мая 1942 года, а всецело канал вернули в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

на данный момент москвичи потребляют как раз волжскую воду со скоростью 10 куб. м в секунду.

И в случае если на данный момент представить, что поставки воды не известно почему прервутся окончательно, то половину столицы придется неудачно отселить в течение одного-двух месяцев. Именно на столько, по оценкам экспертов, хватит запаса воды в водохранилищах, и возможностей иных источников водоснабжения Москвы.

Помимо этого, посредством канала поддерживается обычное санитарное состояние рек столичного региона. В частности, в прошедшем сезоне было перекачано около 1,6 млрд куб. м воды, из них 55% употреблялось для ее реки притоков и обводнения Москвы.

Каналу имени Москвы — 80 лет!


Читать также:

Читайте также: