Загадка бурятского ламы

Загадка бурятского ламы

На этой неделе в Бурятии прошла интернациональная конференция. Она посвящалась феномену ламы Этигэлова. Ко мне съехались более чем ста ученых, воображавших не только буддизм, но и светскую науку.

Поболтать им было о чем. Так как это – тайная из тайных: тело бурятского ламы, погибшего 80 лет назад… живёт ! Феномен будоражит умы, ученые пробуют его разгадать, а тысячи верующих идут поклониться ламе – полагая, что это принесет им великое благо.

Нелегкая дорога к храму

ПО ВЫХОДНЫМ данный рейсовый автобус на автостанции обитатели Улан-Удэ берут штурмом. Ветхий простуженный «ЛиАЗ» еле вмещает всех желающих съездить в Иволгинский дацан – основной буддийский монастырь России.

Обитатели бурятской мужчины – и столицы, и дамы – временно забыв о постулатах веры, пихаются, препираются, пребольно толкаются локтями, отдавливают друг другу ноги, стремясь протиснуться в узкие автобусные двери. Буддийские смирение, сострадание и терпение – это святое, но приходится принимать во внимание и с реалиями судьбы, с убогостью муниципального автохозяйства.

Разрешить войти по маршруту хотя бы два автобуса у гортранса возможности нет…

Таковой давки ваш обозреватель не видел, пожалуй, кроме того в столичном метро в часы пик. Не то что руку поднять, думается, кроме того пальцами пошевелить запрещено – так хорошо народ набился в автобусное чрево.

Ехать почти час, но верующие люди готовы сыграть роль селедки в бочке, только бы добраться до дацана.

Улан-Удэ – город холмистый. С одним из очередных крутых подъемов автобус не осилит, начинает дергаться, шофер мучает коробку передач, двигатель натужно ревет, но все без толку.

Тогда мужчины, как по команде (они эту горку, наверное, прекрасно знают!), выпадают из открывшихся дверей и, навалившись всей кучей, практически на руках выносят автобус на горку. По окончании чего посадки «и» картина повторяется

Еще недавно верующие, приехав в дацан, тут же разбегались в различные стороны. За территорией монастыря стоит десятка три домиков, в которых живут ученые ламы. И любой житель шел в заблаговременно определенный дом, к определенному ламе: кому-то нужно астрологическую консультацию взять, второму – забрать заблаговременно заказанное лекарство, треть­ему легко нужен совет умного человека в непростой житейской обстановке

Сейчас же все верующие сперва идут по­клониться ламе Этигэлову. Вернее, его нетленному телу – так как он умер 80 лет назад.

В кедровом плену

ВЕСНОЙ 1927 г. глава буддистов России хамбо лама Даша-Доржо Этигэлов собрал учеников и сообщил: «Пришло время мне уходить. Проводите меня, как подобает последователям Будды».

Монахи зароптали: просматривать вслух живому человеку Бардо, тибетскую Книгу мерт­вых, как того требует обычай, они не решались. Тогда Этигэлов сам начал петь мантры, и неспешно ученики присоединились к нему.

Скоро голос хамбо ламы затих – он ушел из отечественного мира.

Последнее и основное завещание Этигэлова смутило и озадачило братьев по вере. Он наказал им через 3 десятилетия вскрыть кедровый саркофаг, где будет пребывать его тело, и через 75 лет – еще раз «посетить» его, повторив процедуру.

Но все хранить в тайне: хамбо лама замечательно знал, ЧТО заметят в саркофаге последователи и как поступят воинствующие атеисты, в случае если определят об этом.

направляться заявить, что для буддистов эксгумация тела – занятие тщетное и тягост­ное. Но ослушаться почитаемого священника его последователи не могли.

В 1955 г. монахи Иволгинского дацана во главе с тогдашним хамбо ламой Дармаевым извлекли саркофаг из тайного захоронения и вскрыли его. Пораженные тем, что тело осталось полностью неизменным, его захоронили повторно. Ни влияниям, ни ученым информировать, очевидно, не стали.

Советская власть не привыкла церемониться с религиозными реликвиями. А тело ламы Этигэлова уже тогда стало святыней для бурятских буддистов.

В 1973 г. саркофаг открыли опять и, убедившись, что время все так же бессильно повредить святому, захоронили его в третий раз. А в сентябре 2002 г. тело хамбо ламы высвободили из «кедрового плена» окончательно и празднично перенесли в основной храм дацана.

Так Даша-Доржо Этигэлов, погибший в возрасте 75 лет, еще через 75 лет получил второе рождение.

Ученый тупик

НИ МОНАХИ, ни родственники, ни судмедэксперты (в присутствии которых производилось вскрытие саркофага) не знали, что заметят под кедровой крышкой. Монахи, по признанию очевидцев, испытали радость и явное облегчение, все остальные – настоящий шок.

Лама Этигэлов смотрелся, как дремлющий глубоким сном человек. Из саркофага воняло вовсе не тленом, а благовониями.

Был составлен акт судмедэкспертизы, в котором зафиксированы поразительные факты. Кожа хамбо ламы сохранила прижизненную эластичность, ткани – мягкость, суставы – подвижность.

Ногти у него были розовые, волосы – как у обычного живого человека. При том что следов какого-либо бальзамирования не отмечено. Само собой разумеется, кедр, из которого был сделан саркофаг, владеет антибактериальными особенностями.

Помимо этого, в 1973 г. тело ламы засыпали солью. Но для сохранения его в ТАКОМ состоянии аналогичной «консервации» было очевидно не хватает.

Что это – ловкий фокус? Неумный розыгрыш? Умелая мистификация? Исключено.

Хотя бы вследствие того что для буддистов розыгрыши «и» такие «фокусы» недопустимы, святотатст­венны.

Науке вообще-то известны случаи сохранности людских тел в течение десятилетий а также сотен лет. К примеру, в торфяных болотах, в высокогорьях, в условиях вечной мерзлоты либо в полностью герметичных помещениях.

Но по окончании извлечения тела на свет божий оно под воздейст­вием кислорода рассыпается в прах за считанные часы. С телом же ламы Этигэлова этого по непонятным обстоятельствам не произошло.

Вот уже почти пять лет оно находится на открытом воздухе, но сохраняется в неизменном виде. Более того: в теле происходят процессы, свойственные живому организму, а не погибшему 80 лет назад.

К примеру, говоря сухим судебно-медицинским языком, хамбо лама Этигэлов иногда «спонтанно выделяет соли и влагу». Другими словами попросту – потеет!

Во всемирной истории это неповторимый, единственный случай. Тело сохранено не мумификацией, бальзамированием либо замораживанием, а методом, совсем непонятным и малоизвестным науке.

Биологи в тупике и не знают кроме того, с какой стороны взяться за ответ этого «уравнения» со целыми малоизвестными.

Кстати

БУДДИЙСКИЕ монахи по большому счету горазды на разнообразные чудеса. Так, в прошедшем сезоне последователь Будды в Хошимине (Вьетнам) при огромном стечении публики варил себя вместе с пельменями.

43-летний Хуа Ву уселся в позе лотоса в громадный котел-пароварку, накрылся крышкой и приказал зажечь пламя. Через сорок мин. крышку сняли, и все смогли убедиться, что монах остался жив-здоров и радуется до ушей.

Сварившиеся пельмени были розданы для съедения всем желающим.

Хранить всегда?

По просьбе столичных ученых в Иволгинском дацане им дали «на растерзание» пара миллиграммов образцов кожи, волос и ногтей ламы Этигэлова. Кропотливые лабораторные изучения принесли результаты воистину ошеломляющие.

К примеру, протеиновый обмен (один из главных показателей жизнедеятельности организма) в теле хамбо ламы фактически аналогичен тому, что имеется у нас, живущих и здравствующих! Доктор наук, заведующий отделом идентификации личности Русского центра судмедэкспертизы Виктор Звягин, проводивший биологические изучения, заявил: состояние хамбо ламы – прижизненное.

Как такое вероятно? Биологи разводят руками, а буддийские священники говорят: лама Этигэлов будет в особенном телесном состоянии.

Он умер в полном сознании и именно поэтому смог очистить собственный организм до для того чтобы совершенного состояния, что тело его сохраняется вот уже 80 лет. И будет храниться еще неизвестно продолжительно.

– Даша-Доржо Этигэлов оставил нам завещание, не сообщив наряду с этим ни слова, – таково вывод нынешнего главы буддистов хабо ламы Аюшеева.

Смогут ли ученые когда-нибудь сообщить собственный слово, перевести на понятный нам язык это завещание? Время продемонстрирует. А до тех пор пока

До тех пор пока нетленному телу святого верующие смогут поклониться лишь по громадным буддийским праздникам. Но полным ходом в Иволгинском дацане идет строительство нового храма.

Специально для ламы Этигэлова. Храм должен быть открыт в следующем году, и буддисты смогут в любой сутки заметить нетленное тело.

Опасаюсь, действительно, рейсовый автобус тогда уж точно не вместит всех желающих поклониться данной необычной тайной ХХ века…

Доводы эксперта

КОНСТАНТИН Югов, глава Республиканского бюро судмедэкспертизы, Бурятия, г. Улан-Удэ:

– При эксгумации я не находился, но позднее вместе с доктором наук Звягиным мы подробно осматривали тело ламы Этигэлова. В то время, а это было около трех лет назад, видимых фактов разложения не наблюдалось.

Кожный покров, состояние суставов и мышц пребывали в принципе в пределах нормы – для человека, погибшего не ранее чем день-два назад. Определенные процессы в теле, я думаю, происходят, но характера фатального разложения они не носят.

Случай вправду неповторимый. Вразумительных научных объяснений ему до сих пор нет, и неизвестно, в то время, когда они покажутся – в случае если покажутся по большому счету.

Но возможно, это как раз тот случай, в то время, когда науке лучше отойти, а не резать скальпелем знак веры, каким стал для буддистов лама Этигэлов.

В Выборге состоялась премьера фильма \


Читать также:

Читайте также: