За державу обидно! — «наука»

За державу обидно! - «наука»

Долгожданный и обширно разрекламированный еще до выхода на экраны фильм «Викинг» режиссера Андрея Кравчука побил все рекорды по кассовым сборам, преодолев планку в миллиард рублей на девятый сутки проката. Так, меньше чем за 14 дней лента «отбила» израсходованные на ее создание 1,25 миллиарда.

Ликование, охватившее соседнюю великую державу в ходе победного шествия «Викинга» по стране, по степени эмоционального накала сравнимо разве что с реакцией граждан СССР на полет Юрия Гагарина. Ну, лишь без тех массовых демонстраций, каковые сопровождали сообщение ТАСС о первом в мире астронавте.

Но, без широкого одобрения трудящихся все-таки и тут не обошлось: ведущие российские каналы на первой семь дней Нового года показывали опросы кинозрителей, побывавших на премьерных показах в различных городах страны. И приблизительно трое из четырех, восхищаясь содержанием фильма, вычисляли нужным выделить, что по качеству и обилию эффектов новая картина нисколько не уступает лучшим голливудским блокбастерам.

Значит, и мы также можем!..

Козинцев vs господин Лоуренс

«28 панфиловцев»: историки обиженны

iDNES.cz29.11.2016Фильм Андрея Некрасова привёл к дискуссии

Helsingin Sanomat27.09.2016Браудер снова добился собственного

NRK08.06.2016«Оскары-2016»: Ди Каприо — лучший актер

Русская служба BBC29.02.2016

Я не могу себе представить, что Григорий Козинцев, снимая собственного «Гамлета», ставил перед собой цель — во что бы то ни начало превзойти одноименный британский фильм с сэром Лоуренсом Оливье в качестве исполнителя и режиссёра ключевой роли. Либо Андрей Тарковский своим «Андреем Рублевым» стремился бы доказать, что и русские способны снимать историческое кино не хуже, чем в Голливуде.

В равной степени немыслимым представляется мне соперничество с американским кино в качестве стимула при съемках таких составляющих золотой фонд отечественного кинематографа кинолент, как «Тот самый Мюнхгаузен», «Белый Бим — тёмное ухо», «Летят журавли», «Сталкер», «Иваново детство» и многих вторых, заслуживших высшие призы на кинофестивалях и международных конкурсах.

К слову, в этом смысле показательной можно считать историю с фильмом Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», фаворитом кинопроката 1980 года (90 миллионов зрителей), взявшим в первой половине 80-ых годов XX века премию «Оскар» Американской киноакадемии в номинации «лучший фильм на зарубежном языке». Вот уж где нет и намека на рвение хоть в чем-то подражать Голливуду.

Снятый полностью на материале из советской действительности, фильм, однако, заслужил признание у американских сотрудников. Вряд ли их так же впечатлит новый российский блокбастер с его эффектами «не хуже американских».

А мы вправду можем

Само собой разумеется, соревновательность в мастерстве также присутствует, и каждый настоящий живописец, приступая к работе над собственным очередным произведением, вольно либо нечайно равняется на уже узнаваемые шедевры в данной области и пытается их превзойти. Но превзойти глубиной содержания, новизной взора на уже узнаваемые вещи, а не оглушающими и ослепляющими эффектами, каковые вышибают из мозгов последние остатки свойства принимать слышимое и видимое критически.

В это же время история советского и, например, русского кинематографа знает примеры вправду прорывного характера, в то время, когда на протяжении работы над простым, казалось бы, материалом создавались не просто шедевры, а целые жанры. Режиссер Владимир Мотыль во второй половине 60-ых годов двадцатого века снял фильм «Белое солнце пустыни», мгновенно разошедшийся на цитаты и побивший все рекорды того времени по сборам и просмотрам.

За период первичного проката (около года) ее взглянули практически 35 миллионов зрителей. По более поздним показам статистики нет, не смотря на то, что точно к вышеназванной цифре направляться прибавить еще минимум ее половину, потому, что «Белое солнце…» эпизодически выходило на экраны все последующие десятилетия, неоднократно выручая конторы кинопроката разных союзных республик и областей от денежного «пролета».

И сейчас, спустя практически полвека, фильм смотрится все так же на едином дыхании.

Согласно точки зрения специалистов, его авторам удалось создать новый жанр — остерн, потому, что все события развиваются на Среднем Востоке, что, не считая чисто внешнего антуража, подчеркивается и характерной местным обитателям неспешностью, — в отличие от вестерна, динамичные сюжеты которого посвящены освоению «дикого Запада». Наряду с этим съемочной группе удалось не только избежать привычных для вестерна штампов, но еще и сопроводить воздействие органично вписанным в экзотичный сюжет типично среднерусским «орнаментом» в виде эпизодов-вставок с кустодиевской красавицей, женой главного храбреца красноармейца Федора Сухова, «любезной Катериной Матвеевной».

…Возможно, фильмы типа «Викинга» также необходимы — хотя бы как попытки технологически не отставать от мировых стандартов. Но кроме того с данной точки зрения попытки выдать их появление за великое достижение ущербны по собственной сути.

Российская Федерация с ее природными, материальными, интеллектуальными и творческими ресурсами не просто может — она обязана во всем первенствовать , не повторяя чужие удачи, а продуцируя личные.

За державу жалко


Читать также:

Читайте также: