Всё о монстрах и царях

Всё о монстрах и царях

Режиссёр Алексей ПРЕПОДАВАТЕЛЬ известен благодаря картинам «Рок», «Прогулка», «Ежедневник его жены», «Космос как предчувствие», «Край» и вторым. А его новый фильм «Восьмёрка» прославился, например, тем, что был запрещён к показу на Украине.

Но, режиссёр уже не именует его новым, потому, что на данный момент снимает другую художественную картину – о романтических отношениях балерины Матильды Кшесинской и царя Николая Второго до его коронации.

Второй Николай

– Поболтаем о «Матильде».

– Идею мне внес предложение три года назад В. Винокур (он возглавляет Фонд помощи культуры и каждый год устраивает потрясающие гала-концерты всех звёзд балета). Изначально была задумка сосредоточиться всецело на балерине Кшесинской, но позже мысль эволюционировала.

Тут сыграло множество факторов: и мой персональный интерес к личности последнего императора, и актёрский потенциал Ларса Айдингера, и плодотворная работа над сценарием с гениальным писателем Александром Тереховым (лауреат премий «Громадная книга», «Национальный бестселлер»). Итак, в центре сюжета – линия романтических взаимоотношений между будущим императором и поразительно гениальной балериной, дамой, сведшей с ума несколько дюжина поклонников.

Выделю: это не мелодраматическая интрижка. Одна маленькая балерина имела возможность поменять судьбу России: если бы данный альянс не распался, то Николай был бы должен отказаться от престола, и как сложилась бы дальше история – неизвестно.

Я полагаю, он сомневался в собственном ответе до последнего момента – до самой коронации.

Само собой разумеется, история не знает сослагательного наклонения, но на то и кино – можем очень многое представить, пофантазировать. Мы с громадной тщательностью подошли к отбору исторического материала, декорациям, костюмам.

Специально для главной сцены коронации выстроили масштабную декорацию Успенского собора в праздничном облачении, пошили костюмов и сотни платьев, кое-какие воспроизвели в точности по историческим оригиналам Но, само собой разумеется, всё это не отменяет авторский подход к материалу и в первую очередь мой персональный взор на фигуру Николая II.

– Каким вы продемонстрируете последнего русского царя?

– Таким его до сих пор не показывали. Ни за что не желаю заявить, что все фильмы о нём были неправдивыми, но отечественный Николай Второй будет различаться от привычного образа.

Мне бы весьма хотелось развеять тот навязанный со школьной скамейки образ слабохарактерного, не сильный человека, что привёл страну к катастрофе. Так как как раз в правление Николая II Российская Федерация расцвела и была самой сильной за всю собственную историю.

Он собрал превосходных людей в правительство. В 1913 году мы были в числе фаворитов по всем экономическим показателям.

Но крушение страны также нельзя вычеркнуть из истории и всецело снять ответственность за это с Николая Второго нереально. Вымарывать тёмные пятна мы не собираются – продемонстрируем ходынскую катастрофу, произошедшую в дни коронации и послужившую плохим предзнаменованием.

– Царская семья – весьма почитаемые в Российской Федерации святые РПЦ. Подобно Петру и Февронии, Николай и Александра являются иконой супружеской любви.

Не ударит ли по данной иконе ваш фильм, в случае если в нём продемонстрированы отношения Николая с Матильдой по окончании его свадьбы?

– Уверен, что нет. Это история о первой любви, маленьком промежутке времени, в собственном роде солнечном ударе, последствия которого совсем необычны, но они не вступают в несоответствие с историей предстоящих взаимоотношений Николая Александровича и Александры Фёдоровны. По окончании коронации для Николая II началась совсем вторая история, не только для него – для его семьи, страны

В фильме мы продемонстрируем не иконы, а живых людей – с их сомнениями и чувствами. Но от этого проникаешься к ним ещё громадным пониманием и, следовательно, ещё громадным уважением.

Слышать друг друга

– Повлияла ли сложная интернациональная ситуация на отношения в мирового кинематографического сообщества?

– Могу делать выводы лишь по собственным примерам. В осеннюю пору мы снова проводили в Санкт-Петербурге громадной интернациональный кинофестиваль «Послание к человеку». Были приглашены представители 80 государств.

Я весьма опасался, что кто-то не приедет, но никто не отказался. Не приехал лишь один американец и растолковал это не политикой, а состоянием организма.

То же самое касается фильма, над которым я на данный момент тружусь. Это масштабный интернациональный проект во всех отношениях.

Учитывая происхождение Николая II, я пригласил на эту роль германского актёра Ларса Айдингера (в прошедшем сезоне фильм с его участием попал в главную программу Канн). Две главные женские роли второго замысла – матери и супруги императора – играются красивые актрисы: любимица отечественной публики Ингеборга Дапкунайте и сотрудник Ларса по театральной сцене – Луиза Вольфрам. Не считая Луизы и Ларса на площадке заняты и другие зарубежные актёры – германские, французские (гражданство и Имя исполнительницы роли Матильды содержится в тайне, в соответствии с условиям договора. – Ред.)

– Вы большое количество бываете за границей. Сохраняется ли в мире интерес к русской культуре?

– Непременно. К сожалению, в меньшей степени это относится кинематографа.

Но русский театр, опера, балет, живопись, литература – ко всему этому интерес в мире огромен. И те европейцы, кто знаком с русской культурой, не демонизируют Россию.

К примеру, итальянцы, с кем я общался на протяжении недавних показов «Восьмёрки» в Риме, находятся в удивлении из-за быстро негативной позиции европейских СМИ по отношению к Российской Федерации. В наши дни имеется Интернет, и любой, кто желает заметить проблему с различных сторон, может это сделать.

– По какой причине на Украине запретили к показу ваш фильм «Восьмёрка» про омоновцев?

– Вопрос не ко мне. Я уверен: тот, кто запрещал, картины не видел, а просто зацепился за слово «ОМОН» в аннотации, и это одно слово решило прокатную судьбу фильма.

В «Восьмёрке» нет никаких политических намёков, а храбрецы-омоновцы не идеализированы – у них, как и у всех, собственные червоточины. Это история о любви, людских сокровищах и лишь.

Мои фильмы «Край» и «Пленный» именно об этом: люди общаются, знают друг друга – и внезапно начинают ненавидеть, осуждать, убивать друг друга. Как происходит это «внезапно»?

Для меня это тайная. Сообщу банальность, но я честно не осознаю, из-за чего люди убивают людей и для чего нужно доводить до этого.

День назад и сейчас

– Вы говорили, что политика не должна вмешиваться в мастерство. В Российской Федерации, по вашим ощущениям, этого нет?

– В период СССР я делал документальное кино, и в Госкино мне систематично говорили: дескать, вот это запрещено, это нужно вырезать. Приходилось отстаивать собственную точку зрения и склонять государственныхы служащих к компромиссу.

Последний раз это было связано с фильмом «Рок»: меня заставляли выбросить эпизод с выступлением группы «АукцЫон» в колонии (мы отстояли его посредством программы «Взор» – в стране уже шла перестройка).

С того времени мне никто ни разу не заявил, что возможно и чего запрещено. И сейчас не говорят. Возможно, государство влияет на газеты и телевидение. Но все мы открыто можем сказать о чём угодно и где угодно, не только на кухне.

Глобальной цензуры в стране нет. Да, все мы опасаемся, что, не дай всевышний, смогут наступить другие времена, но пока я не вижу предпосылок.

– В вашем документальном фильме «Рок» звучит, например, песня Гребенщикова: «Новый сутки мы будем строить сами». Сбылось?

Вы строите новый сутки сами?

– Я «строю» собственные картины. Если они оказывают помощь неспециализированному «постройке», в случае если люди вспоминают благодаря моим фильмам – значит, происходит некое «строительство» в людей, некие перемены к лучшему.

По окончании «перестройки» мы стали делать кино, которое желаем делать, причём при помощи страны. Отечественные заграничные сотрудники кроме того не верят, что у нас государство в таких масштабах поддерживает отечественный кинематограф.

Его в далеком прошлом бы не было, если бы не господдержка. Само собой разумеется, у этого имеется и собственные издержки: часть денег ушла на полную ерунду.

– А запрещено ли сделать российское кино прибыльным?

– Русский зритель непредсказуем. Только экранизация смешных рассказов с участием телезвёзд более-менее гарантирует успех в кинопрокате.

А что касается авторских фильмов, побеждающих на кинофестивалях, то на них широкий зритель ни при каких обстоятельствах не ходит. Частично это позвано тем, что нет денег на продвижение картин.

Производство – это лишь полдела.

Киноиндустрия портит зрительский вкус, но это не означает, что нужно опускать руки. Я постоянно пытаюсь идти на грани большого зрительского интереса и художественного уровня. Но мои фильмы не окупаются.

Но, в Российской Федерации фильмы окупаются весьма редко – кроме того те, каковые удачно «прокатались». 50% от проката идёт кинотеатрам и ещё 15% – дистрибьюторам.

– Режиссёр А. Смирнова, не увиденная в симпатиях к советской эре, сообщила в недавнем интервью: тоска части народа по тем временам – это тоска по национальной миссии. Согласны?

– Лично для меня пределом стал фильм «Рок». Другими словами нужные творческие перемены в себе я связываю как раз с тем, что коммунистический строй начал рушиться. Увлекательных людей тогда было больше, чем на данный момент, но жить мне сейчас намного занимательнее.

А национальная миссия В случае если имеется в виду что-то наподобие американского давления на всю землю, то этого нам не нужно. Миссия должна быть несложная: иметь собственное лицо, потенциал и демократические принципы к духовному формированию.

И я уверен: Российская Федерация далеко не неисправима. Не нужно делать из нас монстров, недочёты имеется у всех.

Monster Hunter World все монстры, животные, боссы — бестиарий


Читать также:

Читайте также: