Время волков
Двухтомник Андрея Караулова «Русский преисподняя» – переосмысленное, серьёзно доработанное автором переиздание. История о том, как страна – простые смертные и властное закулисье – жила в девяностые, как её удачно рвали на части.
Местные персонажи – Ельцин, Горбачёв, устроители «реформ», десятки известных каждому россиянину фамилий, девушки легкого поведения и депутаты, святые старцы и умирающие от голода бомжи – предельно реалистично поведают о той ужасной эре.
Нет, парни, всё не так
Да, роман данный художественный. Но эта литература из того разряда, которая говорит о времени убедительнее толстых пыльных томов из госархива, с хрупкими пожелтевшими страницами, испещрёнными колонками цифр и не всегда разборчивыми фотографиями.
Со страниц двухтомника на нас красными слезящимися глазами в упор наблюдает Время, которое мы начали забывать. Забывать до таковой степени, что кое-какие уже заговариваться начали, именуя эти ужасные годы «святыми».
А забывать запрещено. В противном случае это время может возвратиться, дабы дожрать тех, кто как-то сумел тогда выжить. Те, кто жил тогда, в эту проклятую «эру изменений», должны отыскать в памяти.
Те, кто этого времени не застал, должны о нём определить. Определить предельно чётко, честно.
Определить его запах страха и безнадёги. Определить, дабы не поверить по неопытности тем сладкоголосым сиренам, расписывающим это время как время свободы, радужных и перспектив надежд.
Нет, парни, всё не так. Всё не так, парни. Всё значительно прозаичнее, жёстче и циничнее. Это было время волков. Время страшных хищников, рвущих всё направо и налево в кровавом сумасшествии.
Так настоящий волк, ворвавшись в беспомощную отару, режет всех овец, до которых дотянется, не смотря на то, что ему нужна лишь одна. Остановится он лишь тогда, в то время, когда овцы кончатся.
Или до тех пор пока взбесившегося зверя не настигнет пуля егеря. Ну либо ещё его смогут остановить волки посильнее. Пройдитесь по любому русскому кладбищу среди могил девяностых. Много, тысячи монументов, с которых смотрят на нас юные лица. их жертвы и Волки. А ещё воины.
Юные юноши, погибшие в войнах, развязанных волками из корыстных побуждений.
Лишь в параличе беспамятства возможно назвать эти годы святыми. Это были лихие годы. Но не от слова «лихость», как кое-какие думают.
А от слова «Лихо». Беда.
Дух серьёзнее фактов
«Я не знаю, как я пишу. Высоцкий придумывал песни, не зная нот; я пишу понятия и текст не имею, как такие тексты пишутся.
Но я жёстко знаю: я желаю обрисовать всё. Всю жизнь нашей страны в конце прошлого века.
Масштаб данной немыслимой задачи меня не пугает. Я вправду желаю осознать самое основное: из-за чего жизнь подавляющего большинства людей на 1/9 части суши в какой-то момент превратилась в преисподняя.
Кто виноват? Либо все виноваты?»
Вот таким вопросом задаётся создатель. Но в случае если виноваты все, значит, не виноват никто?
Но у правонарушений неизменно имеется конкретные фамилия и имя. И создатель показывает целый легион тех, кто виноват не оптом, не в массе, а лично. Персонально. Кто строил данный преисподняя, шепетильно, с любовью выкладывая любой кирпичик.
Он показывает «сильныx мира сего» такими, какие конкретно они имеется в действительности. Не экранные образы, не огламуренные личины и не искажённые фигуры со страниц компромата.
Это простые люди. Они выпивают до свинского состояния, интригуют, воруют, убивают, предают. Они не животные.
Они люди. Оттого они ещё ужаснее.
Персонажи в книге вымышленные – даёт предупреждение создатель. Но оставляет им настоящие имена, узнаваемые всей стране, а многие и миру.
То, что Андрей Караулов – видный журналист, имевший и имеющий допуск к самым глубоким тайнам, додаёт соли. Было это в действительности? Либо создатель додумал какую-то данные? Либо вовсе придумал?
Нет ответа. Но то, что ты фактически не сомневаешься в самых подлых поступках, в самых коварных интригах, в самых ужасных сценах данной книги, – это лучше всякой кинохроники говорит о духе того времени. Мы не сомневаемся.
Мы уверены – так было. Либо, как минимум, могло быть.
«Не ищите факты, люди видят их по-различному, лучше ищите дух. Дух ответственнее, чем факты».
Г. Честертон.
Дух времени сочится со страниц книги, как свалочный газ с тысяч русских мусорных полигонов, выросших как раз в то время. В случае если зажмёшь шнобель – это не спасёт.
Для чего?
Любая книга пишется с какой-то целью. Кто-то желает славы, кто-то – денег, кто-то графоманит, кто-то пробует так самоудовлетвориться.
Создатель Андрей Караулов сам предельно конкретно растолковывает, для чего он вывернул всю собственную душу наизнанку и написал два этих ужасных тома.
«Я не знаю, какая окажется книга, но эта книга – дело моей жизни. Миссия, в случае если угодно.
Обязанность перед всеми. И перед самим собой.
Я так как большое количество видел собственными глазами, заглядывая – другой раз – в такие уголки, куда многим (практически всем) путь был заказан. Я всё время лез в том направлении, куда не нужно, – по глупости, из дикого, больного жажды всё определить, причём так довольно часто рисковал судьбой, что (ну не дурак, а?) это стало для меня чем-то наподобие привычки.
Меня никто не пробовал остановить, со мной брезгливо не связывались, но я приобретал всё, что желал взять, прорываясь – неожиданно – к таковой правде, что и самого меня оторопь брала.
Я живу, дабы написать эту книгу. Не сделаю я – не сделает никто, время, увы, через чур закрытое, подлое – время народовластия.
Эта работа так меня захватила, что, советуясь со всеми, с десятком тысяч людей, я всё равняется слушал лишь себя самого, писал так, как вычислял нужным, и не пугался лая псов – кроме того в те 60 секунд, в то время, когда данный лай становился вправду невыносим».
В то время, когда просматриваешь эту книгу, не можешь отделаться от мысли: как это всё имела возможность пропустить цензура, которая, по уверениям либералов, свирепствует в Российской Федерации? Так как на страницах фигурирует масса людей, каковые до сих пор облечены властью и занимают высокие посты. «Ни один редактор, ни один издатель не заменил в моей рукописи ни одного слова.
Ни в этом, ни в прошлых изданиях «Русского ада», – признаётся Андрей Караулов. Это признание оптимальнее говорит о том, что эта цензура – миф.
Имеется лишь самоцензура, в то время, когда «важные работники» а также сами авторы одёргивают себя, «кабы чего не произошло». Они опасаются.
А Караулов не опасается. И от этого его книга получает особенный звенящий темперамент, в то время, когда не создатель ужас испытывает, а сам читатель начинает опасаться за автора.
Пахать по-русски
Не считая примет времени Андрей Караулов пробует обнаружить – и находит – базу, обстоятельство того, что именуется русским характером. Из-за чего сложилась у нас репутация бездельников и лентяев и в один момент – склонность к трудовым подвигам, авралам, стахановщине.
Откуда эти «пятилетка за три года», «догоним и перегоним»? Разве смогут лентяи путь от Распутина до Гагарина преодолеть меньше чем за полвека, в то время, когда у других, трудолюбивых наций, на это уходит много лет?
А многие из них, трудолюбивых, целый собственный прогресс умещают в новые сорта колбасы и более эргономичные кресла.
Данный вопрос у Караулова сдвинут к фольклору: вы просматривали русские сказки? Вы не забывайте, дабы русские в сказках трудились?
Так работники они либо лентяи?
Отвечаю. Потому, что в течение года климат не разрешает русскому мужику обрабатывать почву, он ложится на печь и говорит (слушает) сказки. Но вот ненадолго природа разрешает обработать почву – и на это сжатое время русский человек делается рекордсменом труда.
Успеть, успеть!
Лишь вот в какие конкретно как раз сроки погода велит лежать на печи, а в какие конкретно – вкалывать денно и нощно, – не предугадаешь. Год на год не приходится.
Исходя из этого ленивое возлежание на печи и масленичные гулянья, сопровождаемые драками и безудержным разгулом стена на стенку, цель которых разогреть застоявшуюся за зиму кровь, дать выход скопившейся энергии, – всё это у нас готово в любую секунду смениться яростным трудом.
Обратите внимание, что делает деревенский мужик, в то время, когда ему привезут машину берёзовых чурок. Он не распределяет работу на пара дней, равными долями, дабы нормально и планомерно переколоть дрова, как это сделал бы любой немец.
Нет, он машет топором с восхода солнца до темноты, срывая пояснице. Вечером он упадёт без сил, но эту машину он переколет зараз.
По причине того, что кто знает, что будет на следующий день?
Вот вам и ответ. Дабы достигнуть рая, русский сперва собственными руками создаст себе преисподняя.
Таких ответов ещё большое количество в книге.
Юрий Лужков, первым назвавший роман Караулова эпопеей, полностью прав: «Русский преисподняя» должен быть в каждом доме.
По причине того, что себя нужно знать.
Лето Волков (Капли крови на цветущем вереске). Серия 1