Вместе со всем народом встали на защиту отечества и трудящиеся таджикистана

Вместе со всем народом встали на защиту отечества и трудящиеся таджикистана

С началом войны в Средней Азии в эвакуации выяснилось много театров, творческих коллективов, искусства и отдельных представителей культуры.

В первой половине 40-ых годов XX века был достроен и дал первое представление оперный театр. Он и поныне остается одним из прекраснейших строений столицы Таджикистана, равно как и другие объекты, возведенные по проектам ленинградских архитекторов, творивших в те годы рядом с таджикистанскими сотрудниками.

Совместно со всем советским народом поднялись на защиту Отечества и трудящиеся Таджикистана. В городах, районных центрах, кишлаках проходили митинги, участники которых заявляли о собственной готовности забрать в руки оружие.Митинги преобразовывались в замечательную демонстрацию сплочённости советского народа.

Вечером 22 июня в Сталинабаде состоялся 15-тысячный общегородской митинг, на котором с осуждением вероломного нападения нацистов выступили представители рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Узнаваемый поэт Абулкасым Лохути на митинге заявил: «культуры и Работники искусства — писатели, поэты, журналисты, артисты — вся интеллигенция Таджикистана вычисляет себя мобилизованной для уничтожения неприятелей социалистической Отчизны.

Не жалея собственной жизни, будем бороться за человечество, бороться и побеждать». В единодушно принятой резолюции участники митинга записали: «Мы все, как один, вычисляем себя мобилизованными на защиту отечественной социалистической Отчизны от фашистских разбойников».

С патриотическим призывом — мобилизовать все силы на разгром неприятеля — обратились участники митингов в г. Ленинабаде, Кулябе, Курган-Тюбе, Хороге, Канибадаме, Ура-Тюбе, районных центрах Рушан, Сангвор, Хаите, Джиргатале, Шурабаде, Ховалинге, Регаре, Файзабаде и других населённых пунктах республики. Всего в Таджикистане в первые семь дней войны было совершено свыше тысячи митингов, на которых находились много тысяч людей.

Как клятва Отчизне, как набат, кликавший народ на битву с неприятелем, зазвучала в первые дни ВОВ потрясающая по собственной суровой красоте и силе песня «Свящённая война», созданная композитором Александром Александровым в содружестве с поэтом Василием Лебедевым-Кумачом:

Поднимайся страна огромная,

Поднимайся на смертный бой.С фашистской силой чёрной,

С проклятою ордой

Эта песня стала гимном советского народа в годы жёстких армейских опробований. Громадной популярностью пользовались среди трудящихся Таджикистана стихи Абулкасыма Лохути: «Вперёд, к оружию, приятели!», «Любимая, настало время, я в смертный бой иду!».

Мысли и эмоции людей были выражены в стихах военной поры: Садриддин Айни «Марш мести», Мирзо Турсун-Заде «До свидания, дорогая мама», Абдусалом Дехоти «Поднимайся!».Свящённая война! Десятки тысяч посланцев Таджикистана были направлены в ряды армии.

В первую очередь войны все 6 областных и 67 городских, районных военкоматов Таджикской ССР развернули работу по призыву военнообязанных в ряды Красной Армии по их отправке в воинские части. По состоянию на октябрь 1943 года, согласно данным архива Университета политических изучений ЦК Компартии Таджикистана, из республики было призвано в ряды Красной Армии 175 648 человек всех возрастов, а за войну ушло на фронт 289 тысяч людей.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века 15 летняя Ханифа поступает в Ленинабадский(сейчас Ходженстский) драмтеатр им.А.С.Пушкина. В том месте она проработала по 1943 г., как ведущая солистка театра.

В театре она выполняла такие главные роли, как: Гульсары — в одноимённой пьесе К.Яшена; -в ролях: Джамили и Лейли К.Яшена; Гульнор в пьесе С.др и Айни.

В апреле 1941 года, в 17 лет, Ханифа делается матерью: у неё рождается первый сын Другом, а в июне того же года она заканчивает с отличием Ленинабадское педагогическое училище, взяв диплом педагога.

1941-43 неимоверно тяжёлые и ужасные для всей Советской страны годы

Не обращая внимания на трудности и бедность, Ханифа отдавала целый собственный театральный доход на лечение раненых фронтовиков, а также в фонд помощи добычи стратегического сырья, производства разных видов боевой техники, боеприпасов и вооружения, пела в больницах г. Ленинабада, куда привозили раненных с фронта, и на призывных пунктах.

41-й год. В эти грозные годы многочисленная несколько творческих работников Таджикистана принимает яркое участие в 2-х объединённых концертных бригадах Фронтового театра по обслуживанию частей Советской Армии.

Одвременно с этим была организована и послана ещё одна концертная бригада из ведущих солистов театров в столицу Ирана-Тегеран по обслуживанию находящихся в том месте советских солдат.Артисты Ленинабадского музыкального театра деятельно включились в тяжёлую, добропорядочную работу по обслуживанию концертами воинских госпиталей и частей. По её просьбе Х.Мавлянова вошла в состав бригады, которая конкретно обслуживала раненных бойцов. «В первой половине 40-ых годов двадцатого века, — вспоминает она, -я с тревогой и большой радостью выяснила, что приглашена солисткой в театр оперы и балета им.С.Айни, поскольку у меня тогда так мало было ещё мастерства и опыта…

И всё-таки я приняла приглашение и стала солисткой молодого столичного театра. На всегда сохранила я чувство принадлежности и большой благодарности квалифицированному музыканту, превосходному человеку, Валентину Ивановичу Чернову.

В те годы он главенствовал дирижёром театра. Под его управлением я разучила, а после этого много раз пела партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» и партию Лизы в опере «дама пик »П.И.Чайковского,что стал для меня с этого времени одним из любимейших композиторов.

В 1943 г. за заслуги в развитии советского театрального мастерства Президиум Парламента Тадж ССР удостоил её звания Заслуженной артистки республики.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века Мавлянову безотлагательно переводят на работу в город Сталинабад ( сейчас г. Душанбе) — в оперный театр им. С Айни.

Сейчас ей 20 лет.

Позднее Ханифа Мавлянова об этом времени в собственных мемуарах напишет так:«Чувство громадной ответственности перед Отчизной и жажды всеми силами оказать помощь родному народу в его великой битве за счастье и свободу простых людей всей земли воодушевляло меня на создание героико-патриотических образов в дни ВОВ.»

В 1943 же году состоялась первая встреча Х. Мавляновой с композитором З. Шахиди. Познакомил её с композитором папа Ханифы, Мухиддин Мавлянов — искусный дутарист и непревзойденный мастер таджикского хорошего музыкального лада «Шаш-маком».

Из этого же берет начало творческий альянс Х. Мавляновой с З. Шахиди и со многими деятелями искусства и выдающимися литераторами.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, в Сталинабаде формировались: фронтовые агитбригады, «фронтовой театр» Таджикской ССР, каковые выезжали на фронт с концертами для поднятия боевого духа воинов и завоевавшие громадную любовь у советских солдат различных народностей и национальностей отечественной многострадальной страны. Эти агитбригады ездили по Уралу, Сибири, побывали во многих местах, где шли бои не на жизнь а насмерть.

Мужчин с фабрик забирали на фронт и вместо них для работы на фирмах отправляли узбечек — и женщин таджичек. Мавлянова Х. не забывает, о долгих поездках по сёлам и городам, по фабрикам и заводам Урала , в частности, побывала на Уралмаше , и во многих больницах, где пела в составе концертной бригады.

Возможно заявить, что в годы ВОВ песня стала необычным оружием Ханифы.

В годы ВОВ с немецкими захватчиками Мастер – Устод З.Шахиди, таджикский композитор в 1943-ем как будто бы лавиной, отозвался, написав много, целый цикл патриотических песен: «К партии» («Ба партия») на слова Б.Рахим – Заде, «Отвага народа» («Халки далер») на сл. М. Турсун –Заде, «Я ожидаю» (Дар интизорам) А. Дехоти, «Клятва» (Савганд) Б. Рахим-Заде, «Отдаю сердце» — «Преданный сердцем » (Дил дода шудам), «Отчизна» (Ватан-ватан) А.Лохути,

«От мая к маю» (Май ба май) М.Рахими, «Любимая Отчизна» (Мехри ватан) А.Лохути и очень много других популярных, довольно часто исполняемых песен. Х. Мавлянова первенствовала исполнительницей этих легендарно-исторических песен.

О фронтовой концертной деятельности Х.Мавляновой в это время свидетельствуют сообщения в газете «Ленинабадская правда», и второй том «Истории таджикской музыкальной культуры »в 2-х томах ( книга была выпущена в 70-е годы).

В собственных заметках она написала так : «В годы Великой Отечественнной Войны начиналась и потом длилась моя творческое общение и дружба с великими представителями искусства и литературы моего родного Таджикистана: С.Айни,А.Лохути,З.Шахиди, М .Турсун-Заде, Мирсаид Миршакар, Б.Рахим-Заде,

М. Амин-Заде, Ф. Ниязи и многими вторыми».

Велотуристов в Таджикистане МВД страны запрещенную в стране партию ПИВТ


Читать также:

Читайте также: