В дербенте открыли памятник-менору в память о евреях, воевавших в великую отечественную — «общество»

В дербенте открыли памятник-менору в память о евреях, воевавших в великую отечественную - «общество»

На иудейском кладбище Дербента открыт мемориал «Бессмертный полк» — монумент погибшим во время ВОВ фронтовикам — дербентским иудеям.

Центральный монумент мемориала выполнен в виде меноры — золотого семисвечника, знака иудейской религии и иудейского народа, кроме этого изображенного на гербе Израиля. В центре каменной меноры — перечень дербентских иудеев, ушедших на борьбу с немецкими захватчиками и не доживших до Победы.

Глава Дербентской иудейской религиозной общины Роберт Илишаев на открытии мемориала сообщил: «Это дань памяти фронтовикам-дербентцам, положивших собственные жизни за лучшее будущее собственной страны от благодарных потомков».

От имени главы Дагестана Рамазана Абдулатипова выступил первый заместитель председателя республиканского государственного комитета по делам религии Харбил Харбилов. «Сейчас, по истечении 70 лет по окончании победы в самой кровопролитной войне в истории , все чаще дают о себе знать потомки тех, кто развязал эту трагедию. Мы должны быть бдительны, находиться на страже защиты и мира Победы, доставшейся безграничной ценой», — сообщил Харбилов.

В памятном мероприятии участвовали представители иудейской общины Дербента, сейчас живущие в Москве, Твери, Нью-Йорке. Открыл монумент последний сейчас живущий дербентский иудей-ветеран Якуб Рувинов.

Всего, по данным историков ВОВ, на фронт было призвано более 2000 дербентских иудеев. В 2012 году было подсчитано, что из них погибли на фронте либо пропали без вести 913 человек. В последующие годы цифра по исчезновению и потерям без вести возросла.

На монументе-меноре, открытом сейчас в Дербенте, значится 1723 имени, но, как утверждают в иудейской общине города, данный перечень неполный.

Многие иудеи Дербента по различным событиям не подлежали призыву, но отказались от брони и шли на фронт добровольцами. Основной обстоятельством, как вспоминают современники, были свидетельства советской прессы о зверствах фашистов по отношению к иудеям. «не забываю, как уходил на фронт мой отец — Азарья Гуршумович Гуршумов, — вспоминала жительница Дербента Мария Гуршумова. —  В то время 37-летних мужчин еще не призывали.

Никто бы его не забрал и вследствие того что нас так как было у него шестеро детей. Но в один раз он пришел к себе с газетой в руках и начал читать нам о том, как нацисты живьем закапывают иудеев в почву.

Он еще не заявил, что решил идти на фронт добровольцем, а мама лишь развела руками и тихо задумчиво задала вопрос сама у себя: „А как же я с детьми?“ В 1942 году отец пропал без вести под Сталинградом».

Похожую историю поведал в 2013 году обозревателю «NOVOSTI-DNY.Ru» старейшина иудейской общины Махачкалы Шими Дибияев, участник ВОВ. Его отца, уроженца Кайтагского района Дагестана Мигира Дибияева призвали на фронт в Дербенте в 1941 году. «Скоро его убили на войне, мне тогда было 16, — вспоминал Дибияев. —  Я просился на фронт, а мне отказывали.

В финише финишей я добился того, дабы меня призвали добровольцем. Пришел и сообщил: „Моего отца убили нацисты, не могу тут сидеть в тылу“. Я бы имел возможность взять „бронь“, по причине того, что был из „блатной“ семьи.

Один мой дядя был секретарем Буйнакского райкома ВКП (б), второй — главой Дагпротребсоюза. В военкомате мне сообщили: „Нечего тебе делать на фронте“. А я не послушался их.

Забрался на крышу товарного вагона, доехал до Сурового. В Чечне меня ссадили и под конвоем вернули в Дагестан.

Я пришел к дяде — секретарю райкома и сообщил: „Покиньте меня. Мое место — на фронте, а не в тылу“. Послали меня все же на фронт. вести войну, был ранен, возвратился на отчизну по окончании Победы.

Не сообщу, что ранение было легкое. Но выжил, несмотря ни на что выжил.

Четыре раза оперировали позже, и позже еще неоднократно. С тех пор осознал: будущее человека зависит лишь от Всевышнего».

По окончании демобилизации Шими Дибияев занялся восстановлением религиозной судьбе иудеев Дагестана. «Я не забываю с детства, что с шести лет ходил в синагогу вместе с отцом, — поведал иудейский патриарх Махачкалы. —  Папа был весьма религиозный, и меня приучил к этому. Позже, как повзрослел, и дома молился, и в синагогу ходил.

Но Никита Сергеевич Хрущев скоро дал обещание продемонстрировать по телевизору последнего попа. В одной Махачкале у нас было семь синагог! Все позже отобрали.

И ни одной до сих пор не вернули». По словам Дибияева, возвращению иудеям Махачкалы их синагоги продолжительно мешал экс-мэр города Саид Амиров.

В 2013 году историк дербентского еврейства Ирина Михайлова опубликовала книгу «Иудеи Дербента в Великой Отечественной войне», выпущенную в Москве при содействии интернационального комитета «Джойнт» и просветительского иудейского центра «Сефер». В книгу Михайловой включены перечни призванных, погибших и пропавших без вести солдат и офицеров, сведения о сынах полков, о сражавшихся семьях, о деятелях культуры, о иудеях Дербента, появлявшихся в нацистском плену и ставших узниками концлагерей.

Кроме этого в книгу включены статьи о дербентских иудеях — тружениках тыла.

Монумент «Памяти погибших в годы Великой Отечественной войны\


Читать также:

Читайте также: