В ожидании ревизора

В ожидании ревизора

В текущем году российский строительный комплекс пережил очередную реформу. На этот раз она напрямую затронула совокупность строительного авторегулирования и, по задумке авторов, была призвана решить пара принципиальных задач.

В частности – повысить ответственность строительных, проектных и изыскательских компаний за результаты собственной работы, очистить рынок от компаний-однодневок, и улучшить качество и безопасность на стройплощадках страны.

Вследствие этого в Градостроительный кодекс были внесены значительные трансформации, на реализацию которых отводился ровно один год. Срок подведения итогов истёк 1 июля 2017 года, но, из-за сложной ситуации, в которой находятся саморегулируемые организации (СРО), и их члены, в будущем кое-какие контрольные точки были передвинуты во времени.

Оказалось, как в известной присказке, – цыплят по осени вычисляют. И вот 27 сентября в строении Москомархитектуры произошло заседание, на которое съехались начальники СРО со всей страны, объединяющими строительные, проектные и изыскательские организации.

Главой выступила помощник начальника Федслужбы по экологическому, технологическому и ядерному надзору Светлана Радионова, администратором – глава управления национального строительного надзора Ростехнадзора Марианна Климова. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) воображал его первый вице-президент Анвар Шамузафаров, Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) – президент данной ассоциации Андрей Молчанов.

Главной темой была обозначена процедура подтверждения соответствия строительных, проектных и изыскательских СРО требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности, и вопросы проведения испытаний деятельности саморегулируемых организаций Ростехнадзором. Иными словами, русским саморегуляторам пришла пора сдать жёсткий экзамен по результатам реализации реформы и продемонстрировать как были выполнены требования закона.

Причём, пересдачи и допсессии не будет. Те СРО, каковые не смогут подтвердить соответствие новым требованиям, будут исключены из Государственного реестра и прекратят собственную деятельность.

А вдруг учесть, что за каждой из них стоят много организаций, в которых трудятся большие трудовые коллективы, вопрос оказывается вправду острым.

Для понимания масштабов, приведём пара цифр. Часть строительной отрасли, индустрии строительных материалов и ЖКХ в русском ВВП образовывает 16-17%.

Объём работ по виду деятельности «строительство» за 2016 год достиг 6,2 триллиона рублей, из которых часть национальных капиталовложений составила 1,3 триллиона. Наряду с этим СРО играются ключевую роль.

Так как в случае если организация планирует работать по госзаказам, она обязана пребывать в СРО, в противном случае всё, на что компания может рассчитывать – это субподряды на подхвате у более больших компаний.

Как раз исходя из этого власть разглядывает совокупность строительного авторегулирования, как механизм, благодаря которому возможно повысить эффективность расходования бюджетных средств, дабы положенные страной инвестиции не утекали по чужим карманам и не преобразовывались в долгострои. Совершенствованию этого механизма и была посвящена прошедшая реформа, но, декларировать задачи выяснилось значительно несложнее, чем их решить.

Сейчас неспециализированное число фирм строительной отрасли образовывает 235 тысяч. Из них в СРО состоят 155 тысяч фирм – 120 тысяч в строительных партнёрствах, 54 тысячи в проектных и изыскательских (часть фирм в один момент пребывает в СРО различных видов).

Три контрольных вопроса

В соответствии с частью 3 статьи 3.3 закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в воздействие Градостроительного кодекса РФ», с 1 октября этого года Ростехнадзор начнёт исключать СРО из Государственного реестра при невыполнения определённых требований.

Таковых в законе указано три. Во-первых, это непредоставление документов, подтверждающих соответствие СРО требованиям Градостроительного кодекса в новой редакции.

Во-вторых, все члены СРО должны быть зарегистрированы в том же субъекте, в котором находится и сама организация. Наконец, третье требование касается размера компенсационного фонда, что должен быть размещён в одном из 12 системных банков страны, требования к каким ранее были согласованы правительством.

Всего за 8 месяцев 2017 года от саморегулируемых организаций в Ростехнадзор поступило 5023 уведомлений о внесении трансформаций, а также 3656 уведомлений по рассмотрению документов СРО. Наряду с этим, как отметила в собственном докладе госпожа Радионова, уровень качества многих документов не радует.

Кроме этого она сказала, что, в соответствии с поручению правительства РФ, надзорное ведомство начнёт контролировать соблюдение саморегулируемыми организациями законодательных норм путём внеплановых испытаний.

На данный момент в Ростехнадзоре формируется проект приказа о проведении таких испытаний, что будет согласован с правительством и Минстроем РФ. Испытания будут совершены в отношении всех действующих СРО, сведения о которых были внесены в Государственный реестр СРО по состоянию на 1 июля 2017 года.

Всего таких СРО 472. Прежде всего эксперты РТН придут в те саморегулируемые организации, каковые грубо нарушали требования законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях.

Наряду с этим Светлана Радионова заверила, что все испытания состоятся в строгом соответствии с законом № 294-ФЗ, и советовала начальникам СРО пристально с ним ознакомиться. Она кроме этого обратила внимание на то, что любая саморегулируемая организация возьмёт уведомление о грядущей проверке, а по её итогам – акт и, при обнаружения нарушений, предписание.

На устранение указанных в предписании нарушений любая СРО возьмёт однообразный срок – 3 месяца, по окончании которого состоится вторичная проверка. Результаты испытаний будут иметь публичный темперамент, и размещаться в едином реестре испытаний на сайте генпрокуратуры РФ.

Просьба самоликвидироваться

Со своей стороны представители Национальных объединений поведали о том, как сейчас обстоят дела в их ведомствах и как сами СРО готовы к твёрдому тесту на соответствие законам.

На данный момент в Российской Федерации действуют 258 СРО в сфере строительства, каковые включают в себя 87892 предприятия. Эти СРО суммарно должны были разместить до 1 октября 2017 года на спецсчетах минимум 91,5 миллиарда рублей.

Но на сегодня размещено лишь 61,5 миллиарда рублей, а оставшиеся 30 миллиардов рублей, вероятнее, безвозвратно утеряны. Всецело разместили все деньги на особых квитанциях 150 саморегулируемых организаций, другими словами порядка 60% от общей численности СРО.

108 саморегулируемых организаций, каковые до сих пор не выполнили требования законодательства в части размещения компфондов, находятся в зоне риска и по результатам проверки Ростехнадзора, наверное, будут ликвидированы. Наряду с этим глава НОСТРОЙ Андрей Молчанов внес предложение таким СРО поразмыслить над процедурой необязательной ликвидации.

Он подчернул, что вправду имеется добросовестные организации, каковые утратили деньги в проблемном банке. И дабы для строителей, каковые добросовестно выполняли собственные обязательства (вносили средства в компфонды, платили членские взносы, принимали участие в работе СРО), не стало неожиданностью лишение СРО статуса, а строительной компании – возможности трудиться, имеет суть решить, как выйти из обстановки в интересах участников СРО, как добровольно, в спокойном режиме ликвидироваться.

Добавим, что Национальное объединение строителей, "Наверное," не собирается ожидать, пока провинившиеся саморегуляторы решат поступить, «как подсказывает честь офицера», и начало активную чистку реестра со своей стороны. Так, практически через день после заседания в Ростехнадзоре состоялся Совет НОСТРОЙ, на котором было издано постановление об исключении из Государственного реестра сходу 7 СРО, в которых состоит 2480 строительных организаций.

Мера эта, само собой разумеется, вынужденная, но очень твёрдая для строительных фирм, каждому из которых сейчас нужно будет вступать в другую СРО и снова собирать средства компенсационного фонда (составляющие от 100 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от уровня ответственности).

Мастерство трудиться над неточностями

Пара другой подход исповедует Национальное объединение проектировщиков и изыскателей. В НОПРИЗ уже пара лет действуют структуры называющиеся «Окружная контрольная рабочая группа».

В такие комиссии, каковые действуют в Москве, Санкт-федеральных округах и Петербурге, входят не какие-то строгие ревизоры и чиновники со стороны, а сами представители саморегулируемых организаций. Занимаются ОКК тем, что разглядывают обстановку в «заболевших» СРО, у которых появились значительные неприятности и пробуют всем миром узнать, что тому обстоятельством – объективные неприятности, с которыми столкнулась саморегулируемая организация, либо недобросовестность её управления.

На встречи приглашаются представители самих проблемных СРО, им предоставляется возможность поведать о ситуации, сложившейся в партнёрстве, по окончании чего принимается ответ – или дела передаются в Совет Нацобъединения, что может инициировать процедуру исключения СРО из реестра, или организации пробуют общими усилиями оказать помощь. На протяжении собственной работы данный демократичный университет неоднократно доказал собственную эффективность.

А это, со своей стороны пошло на пользу не только партнёрствам, но, в первую очередь, их участникам – проектным и изыскательским организациям, каковые смогли нормально продолжить работу, не появлявшись в подвешенном состоянии из-за исключения СРО из реестра.

Как поведал первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, из 219 участников Национального объединения 206 саморегулируемых организаций уведомили о размещении средств компенсационного фонда (всецело либо в части) на особом счёте, 129 саморегулируемых организаций уведомили о размещении на особом банковском счёте 100 процентов средств компенсационного фонда СРО, и лишь 15 саморегулируемых организации не уведомили Нацобъединение о размещении средств компенсационного фонда.

Так, проектным и изыскательским СРО кроме этого предстоит опробование на прочность, в связи с объявленными испытаниями. Но, благодаря демократичной и продуманной политике, которая разрешила трудиться с проблемами в саморегулируемых организациях, НОПРИЗ может пройти опробование с намного меньшими потрясениями, чем второе Национальное объединение.

А это, со своей стороны свидетельствует, что русские инженеры-проектировщики, архитекторы, геологи и геодезисты смогут спокойнее и без громадных потери приспособиться к новым требованиям законодательства.

РЕВИЗОРРО. КОСЯКИ В КОМНАТЕ ДАШИ. Я КАК ЕЛЕНА ЛЕТУЧАЯ.


Читать также:

Читайте также: