Укрупнение без правил
Правительственные замыслы сократить число институтов на 40% до 2020 года были для государственныхы служащих Министерства образования управлением к действию. Эпидемия укрупнений, запущенная три года назад, усиливается по всей стране.
Но в случае если сначала предлогом для ликвидации институтов именовали «неэффективность», определяемую по очень вызывающим большие сомнения параметрам, то сейчас слияния становятся всё более хаотичными. В это же время рейтинги институтов не показывают связи между его конкурентоспособностью и размером заведения.
Но славные институтские торговые марки исчезают друг за другом.
Операция «Ликвидация»
В начале 2015 г. в Санкт-Петербурге официально заявлено о слиянии Российского национального гидрометеорологического университета (РГГМУ, либо в просторечии Гидромета) и Национальной Полярной академии, которое планируется завершить к Январю. Де-факто Гидромет поглощается академией: её глава Валерий Михеев занял второе ректорское кресло и уже успел всецело обновить состав проректоров.
Не смотря на то, что ранее Гидромет ни при каких обстоятельствах не значился в перечнях «неэффективных» институтов (в общероссийском рейтинге занимал 141-е место из 1527), но Полярная академия считалась неэффективной в 2012–2014 годах.Но в осеннюю пору прошлого года умер долгий ректор РГГМУ Лев Карлин – авторитетный учёный и обаятельный человек, владевший широкими связями в массмедиа. Без него единственный в Российской Федерации вуз гидрометеорологического профиля стал лёгкой добычей.
Любопытно, что вопрос об объединении двух институтов уже поднимался в 2013 году. Действительно, тогда контекст был другой: Гидромет поглощал академию.
Это смотрелось куда более логично: у Карлина было практически в два раза больше студентов – 5 тыс. против 3 тысяч. К тому же Гидромет появился в 1930-е гг., имел важную научную школу и выпустил 20 тысяч экспертов, каковые сейчас трудятся в десятках государств.
Без его гидрологов и океанологов тяжело представить себе и развитие Севморпути, и добычу углеводородов на шельфе. У Полярной академии традиции поскромнее: в 1990-е вуз оформился на базе арктического факультета Академии им.
Макарова и изначально ориентировался на подготовку кадров для Крайнего Севера. Широкой публике академия известна по громкой детективной истории: в 2009 г. денежные разногласия в управлении ГПА дошли до того, что проректор заказал убийство ректора.
А итогом милицейской операции стала инсценировка ликвидации с последующим «оживлением» начальника института.
Карлин в объединении смысла не видел: гидрометеорологией в Полярной академии и не пахло. Не хотела терять самостоятельность и «оживший» ректор Кермен Басангова. «Слияние планировалось, дабы обеспечить более качественную работу арктического кластера, что начал создаваться в Санкт-Петербурге.
Но с течением времени стало ясно, что кластер прекрасно функционирует и без трансформаций в структуре институтов», – пояснила Басангова. Вероятно ли, что за последующие полтора года кластер начал функционировать не хорошо?
По крайней мере в 2014 г. обновилось управление, Арктику заявили стратегическим приоритетом, благодаря чего ГПА стала чаще мелькать в «замыслах развития». Общение с федеральными государственный служащими не осталось без следа: чуть не стало Карлина, как мышка съела кошку.
До тех пор пока тяжело сказать, как объединение двух институтов скажется на образовательном ходе. Но настроения среди студентов Гидромета самые пессимистичные.
– На протяжении последней сессии один из старейших учителей поставил всей группе зачёт автоматом: сообщил, нас желают вышвырнуть, дабы расчистить места под ставленников Полярки. А он этого не хочет, – поведала студентка Ирина. – Нам уже подняли плату за обучение и поменяли устав института: раньше учебные долги возможно было сдавать до следующей сессии, а на данный момент – не больше месяца.
На социально-экономическом факультете, к примеру, стали происходить чудеса. Один студент пришёл на сессию, но его не допустили: якобы он по большому счету не сдавал прошлую.
Он возмущается: вот же в зачётке все подписи! Ему отвечают, что его фамилии нет в каких-то в том месте перечнях, а зачётка, оказывается, не документ, а просто памятка для него самого.
Похожие обстановки и у других ребят: по два-три сданных зимний период экзамена «нет в перечнях». Студенты вынуждены в разгар летней сессии сдавать зимнюю по второму разу. Отношение в деканате хамское, кроме того телефоны учителей не дают.
В итоге многие не смогли нормально закрыть курс, накопили долги, а на исправление – лишь сентябрь. Парни опасаются, что всё равняется нормально сдать не дадут, а пара групп расформируют.
Учители в кулуарах подливают масла в пламя: дескать, всё в далеком прошлом решено. Всего за пара месяцев долгие традиции выродились в охоту на колдуний.
Стоит ли в таком институте дальше обучаться?
«АН» обратились за разъяснениями к новому проректору Гидромета по учебной работе Алексею Крылову. Но выяснилось, второе лицо института не уполномочено общаться с журналистами – это прерогатива ректора.
Секретарь Валерия Михеева уверила, что шеф с радостью пообщается, но за два месяца назначить дату интервью так и не смогла.
Принцип «ЧЧВ»
В это же время слияния институтов в Российской Федерации собрали нешуточный движение. По признанию главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, всего за полтора года из реестра лицензий уже исключено около 600 филиалов и вузов институтов.Как будто бы мантра, государственный служащими повторяются хорошие министерские аргументы: якобы объединение несёт с собой нужное слияние научных потенциалов, разрешает лучше соперничать на рынке образования.
Реформа кроме этого призвана оказать помощь зачистить вузы-миражи, каковые штампуют дипломы, никого не обучая. А из многообразного зарубежного опыта лишь ленивый не ссылается на примеры создания «образовательных фабрик» на 35–40 тыс. студентов в Китае, Бразилии и Индии.
Действительно, 10–30% населения этих государств до сих пор неграмотно, но растущая экономика требует какое количество-нибудь обученных кадров. Если сравнивать с Бразилией и Индией в Российской Федерации всё ещё существует высокоразвитая верховная школа,которую нынешняя реформа может сделать плохой.
По причине того, что ещё ни одной стране не получалось произвести успешную модернизацию при сокращении затрат на образование. В частности экономия, наверное, – основной мотив реформаторов.
Рейтинг университетов России не обнаруживает явной связи между повышением и укрупнением вуза его конкурентоспособности. Так, из 20 наибольших институтов в число 20 фаворитов рейтинга вошли лишь 7. В двадцатку попали только 3 федеральных университета, созданных путём объединения институтов в регионах, – Сибирский, Приволжский и Уральский.
Однако начальники на местах одержимы идеей слияния.
В феврале 2015 г. губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил об объединении трёх институтов: СамГУ, СГАУ (космический университет) и СамГТУ (политехнический университет). За считаные дни петиция к президенту Владимиру Путину прося сохранить институты как независимые единицы собрала практически 4 тыс. автографов.
А студенты и преподаватели заявили о готовности протестовать. Так как все три института занимали место в первой сотне общенационального рейтинга: 48-е, 23-е и 56-е соответственно. На прошедшей конференции трудового коллектива
СамГТУ только 4 делегата из 144 проголосовали за объединение института с двумя вторыми. Депутат Самарской думы Михаил Матвеев дал совет губернатору «не разламывать, что он не строил»: мол, Меркушкина возбудили большие средства, каковые Москва выделяла под объединение институтов в тучные годы, в то время, когда нефть стоила 120 долларов за баррель. «А что дадут и дадут ли по большому счету – при 50 долларах, неизвестно», – пояснил Матвеев.
Федеральные власти и не скрывают, что видят высшее образование в виде пирамиды. В верхнем эшелоне 10–15 институтов, соперничающих с ведущими университетами мира и приобретающих большое финансирование. В средней линии – 100 заведений с меньшей бюджетной помощью.
Ниже планируется видеть 600–700 институтов, которым вряд ли сохранят магистратуры, аспирантуры и диссертационные рекомендации. Не смотря на то, что, согласно заявлению главы Министерства образования Дмитрия Ливанова, объединения институтов должны происходить на базе консенсуса участников и продуманного бизнес-замысла.
Неприятность в том, что многие случаи слияния отдают не консенсусом, а новым подвидом рейдерства, опирающимся на административный ресурс. Да и в Москве должны осознавать, что запускают принцип «человек человеку волк», аргументируя институты любой ценой держаться за места в первых двух эшелонах.
Как будто бы это не высшее образование, а футбольные лиги, где смогут играться только по 18 команд.
Кому ответствен размер?
Нельзя сказать, что слияния приносят лишь вред. К примеру, в столице к Высшей школе экономики присоединили математики и Московский институт электроники. Никаких протестов либо массовых увольнений не отмечено, у учителей выросла заработная плат.
Тут понятна логика: не сильный вуз присоединён к сильному, продуманно, без спешки. Другое дело, в то время, когда из четырёх Ростова и вузов Таганрога-на-Дону слепили Южный федеральный университет, что за девять лет не покорил рейтингов, не смотря на то, что и разросся неимоверно: более 30 факультетов, 11 научно-исследовательских университетов, 42 тыс. студентов.
В 2015 г. предсказуемо пришла весть о сокращении 3 тыс. сотрудников и преподавателей.
– Сравнительно не так давно Северо-Западный национальный заочный технический университет, где я трудился, присоединили к Горному университету, – говорит кандидат исторических наук Алексей Богомолов. – Я был уволен с работы, стёрт с лица земли вуз с 80-сетью филиалов и летней историей, занимавшийся увеличением квалификации сотрудников предприятий. Горный заполнять эту нишу не имеет возможности и не будет – это не его профиль.
Учители или выгнаны с работы, или понижены в статусе: доктора наук заняли ставку доцента, старшие и доценты учители стали помощниками. В чём польза для страны?
Сэкономили ставку ректора, высвободили два сравнительно не так давно отремонтированных строения в центре Санкт-Петербурга, каковые сейчас ожидают богатого клиента.
Для определения эффективности институтов созданы шаблонные параметры, ни по одному параметру не пересекающиеся с общепринятыми: площадь помещений на одного студента, размах научной деятельности, оцениваемый в рублях, и т.д. Лишь в столице на грани были Литературный университет им.
Горького, архитектурный университет, РГГУ, МАМИ. По необычному совпадению все они владеют полезной недвижимостью в центре столицы.
Нарвался… к ЧЕМПИОНКЕ мира по Битвам без ПРАВИЛ!!!…I ran … I did not know that she ….