Традиция или пережиток прошлого?
Одна из самых протяжённых в мире классических гонок на собачьих упряжках переживает непростые времена. По окончании недавнего финиша 25-й по счёту гонки самое время разобраться в накопившихся проблемах.
Лахтак и китовый ус
Камчатский каюр Валентин Левковский в текущем году побил берингийский рекорд отца – Николая Левковского – 8-летней давности. Сын известного ительменского каюра из Усть-Хайрюзово пролетел 1065 км гонки за 77 часов 47 мин..
Действительно, Левковский-старший шёл на древесной нарте, а младший – на спортивной.
Бывалые каюры до сих пор идут в гонку на классической нарте, сделанной собственноручно из каменной берёзы без единого гвоздя. От нарты начала ХХ века она, само собой разумеется, отличается.
К примеру, северяне применяли для скрепления древесных частей ремни из кожи лахтака (ластоногий тюлень, либо морской заяц. – Прим. ред.). Сейчас столько лахтаков не напасёшься, да и хороши такие крепления лишь в сухую погоду.
Сейчас нарту вяжут синтетическими канатами – при повышении влажности они не меняют эластичные особенности.
Полозья нарт каюры начала прошлого века подбивали китовым усом. Тогда нарта летела!
Сейчас киты – уникальность, но имеется пластик. Его обучились подбирать по погоде, как лыжную мазь.
Плюс у нарты для гонок показался большой задний «баран». Основатель «Берингии» Александр Печень вспоминает, что эту моду – находиться позади нарты на легко удлинённых полозьях и толкаться ногой, – привезли на Камчатку чукотские каюры в первой половине 90-ых годов двадцатого века.
Всем новшество оказалось по душе, большая часть переняли. Действительно, на Чукотке каюры до сих пор гонкуют сидя
Новые разработки
Пять лет назад в камчатскую гонку ворвались импортные спортивные нарты: металлические, на винтиках-болтиках, с регулятором жёсткости креплений, на узких и маленьких полозьях. Эти коротышки сразу же дали преимущество своим обладателям: в том месте, где древесная нарта перевернётся, металлическая «изогнётся под поворот» и пронесётся мимо со свистом.
На таковой нарте в 2012 году влетел на первое место гонки «Берингия» алеутский каюр из Петропавловска-Камчатского мастер ездового спорта Андрей Семашкин. Тогда никто не придал значения ни его нарте, ни импортным кормам, ни ежедневным изнуряющим тренировкам упряжки, ни тем более его регалиям опытного спортсмена.
Победил – и молодец! Северяне лишь присматривались к нему и во всём помогали.
Ещё бы, поскольку за год до этого каюр начинал в гонке совсем неудачно: утратил пара псов и снялся на середине пути.
Но ещё трижды Семашкин становился чемпионом гонок «Берингия». И сам ходил на спортивной нарте, и жену на такую же поставил. А северные каюры на древесных, подбитых пластиком оставались на большом растоянии сзади.
Это всех зацепило. Тем более что последние три года благодаря патронату администрации края тройку победителей ожидают нешуточные призы –
3, 2 и 1 миллион рублей.
Жажда справедливости
Час необратимых изменений в гонке грянул в 2015 году, в то время, когда Левковский-младший также вышел на старт на спортивной нарте.
Тем временем остальные каюры (а участвуют до 15 упряжек!) начали возмущаться. «Поставьте нас в равные условия! Из-за чего побеждают лишь спортсмены?!» – обращались они к губернатору Камчатского края.
Их не услышали.
Как раз исходя из этого гонка «Берингия-2016» началась со скандала. В начале года каюры – представители коренных маленьких народов из Карагинского района – заявили, что не будут учавствовать в соревнованиях, пока оргкомитет не уравняет стартовые условия.
Сперва "настойчиво попросили" проводить два зачёта – для спортсменов и для «традиционщиков». Позже пошли на уступки: раз поздно поменять Положение (правила), давайте нам такие же энергетические корма и спецпластик – подбить древесные полозья.
Эти условия оргкомитет «Берингии-2016» выполнил. Так классическая камчатская гонка на собачьих упряжках сделала ещё один ход в ХХI век – подальше от традиций.
От сердца к сердцу
Появилась классическая Камчатская гонка на собачьих упряжках «Берингия» в первой половине 90-ых годов XX века. На старт первых соревнований, каковые задумала редакция издания «геолог и» Северные просторы-энтузиаст Александр Печень, вышли охотники и карагинские рыбаки: на древесных нартах, на рабочих собачках, каковые употреблялись для перевозки грузов, поездок на рыбалку и морскую охоту и для путешествий в соседние сёла.
Гонка была маленькой – из Эссо в Мильково, всего 250 км. И лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века А. Печень замахнулся на громадную расстояние. Он лично проехал все посёлки от Эссо до Оссоры, познакомился с людьми, договорился с местными обитателями.
Тогда группы необязательных ассистентов выходили навстречу упряжкам на собственных «Буранах» – били шахму и вешковали автостраду, а на утро следующего дня сопровождали гонку от околицы села до встречи с группой добровольцев соседнего посёлка. На ночь обитатели «разбирали» каюров по зданиям, кормили-поили, для них устраивали концерты в местных ДК и школах, изготавливали сувениры на память о селе.
Так она и бежала, классическая камчатская гонка «Берингия», – с каждым годом, от села к селу, от сердца к сердцу. Она была задумана как гонка, возобновляющая традиции северян. Так как собачьи упряжки на Камчатке уходили в прошлое, а на смену им пришли снегоходы.
И каюры, что возили на упряжках улов наваги из Карагинского залива на завод в Оссору, были уволены с работы. Большая часть карагинцев тогда собственных псов – прокормить их было сложнее, чем приобрести горючее для снегохода.
Нарты закинули на чердаки либо вовсе сожгли – каменная берёза прекрасно горит и даёт большое количество тепла.
В эвенском посёлке Эссо псов перестреляли также где-то в 80-х годах. Но не хозяева, а представители советской власти.
Дескать, большое количество едят рыбы. А. Печень в отыскивании каюров для первой гонки отыскал в том месте одну упряжку Да кроме того в 2008 году каюр из Эссо Роман Мандятов собирал собачек «по дворам», потому, что собственной упряжки не имел. на данный момент ездовых псов в больших количествах держат в Эссо пара семей: Солодиковы, Чуприны, Ревенки, Бородай, и это до тех пор пока всё.
Но так как держат!
Не сорвать финансовый куш, а возродить ездовое собаководство, сохранить традиционные промыслы и традиционную одежду, обычаи, горловое пение и танцы а также! Вот какую задачу ставил основатель «Берингии» Александр Печень.
С годами хорошие упряжки показались в Оссоре, в Тымлате, в Караге, в Эссо, в Усть-Хайрюзове – все каюры выступали на классических нартах, гонковали с наслаждением, обменивались щенками и опытом. Показались собственные традиции встречи каюров «Берингии» в каждом селе: где баранками встречали, где ухой, где красной икрой.
Показались новые местные гонки, дети в посёлках увлеклись ездовым собаководством. Другими словами за два десятилетия гонка «Берингия» собственную задачу выполнила!
Но вот на третьем десятке внезапно быстро покатилась куда-то не в том направлении.
Золотой телец
В текущем году правительство Камчатского края постаралось замять берингийский скандал и безотлагательно нашло спонсора, финансовые призы от которого вручили нескольким каюрам, прошедшим автостраду на древесной нарте. Дескать, вот, поощряем традиции.
Но в том-то и беда, что на этом дорога «Берингии» «в пропасть забвения» не закончилась. Так, призёры гонки «Берингия-2016» Евгений Кутынкавав и Алексей Суздалов из Тымлата грезят о спортивной нарте.
Финансовые призы этого года разрешат им обзавестись таковой нартой к следующему сезону.
Отправилась за спортивной нартой и долгая участница гонки Анфиса Бразалук. Поднимется на такую нарту и Николай Левковский – отправится соперничать с сыном.
Минимум семь каюров-спортсменов собираются в следующей гонке отказаться от классических камчатских древесных нарт.
Бессменный Командор гонки А.М. Печень с 2011 года отошёл от дел и отказался учавствовать в губернаторской «Берингии» кроме того в качестве почётного гостя.
По причине того, что с новой концепцией собственного детища категорически не согласен.
– Возможно было организовать спортивную гонку на собачьих упряжках, назвать её как-то по-второму, а не «Берингия», и пускай соревнуются. Классическую «Берингию» мы утратили, – вычисляет основатель гонки из Книги рекордов Гиннесса Александр Печень. – Причём уходят в прошлое не только классические нарты.
Мы утратили сам дух «Берингии» – дух взаимовыручки, весеннего праздника и дружелюбия, в то время, когда гонку делали всем миром, а отечественные упряжки привозили на севера гуманитарную помощь.
Тяжело не дать согласие с Командором. на данный момент цель участников данной гонки одна – все бегут за деньгами. Исходя из этого безвозмездно обитатели посёлков больше не бьют шахму для собачек и не вешкуют автострады. Да и по большому счету не выходят встречать упряжки.
Исходя из этого сейчас не селяне танцуют для каюров национальные танцы и поют национальные песни, а правительство региона вместо гуманитарки привозит в северные посёлки дорогостоящих звёзд. Дескать, для того чтобы вы ещё не видели. Видели!
По телевизору, но видели.
А вот национальные мелодии звучат на северах всё реже, да и звук корякского бубна не хорошо слышен за правительственными литаврами. Путь моей любимой «Берингии» сейчас освещает пламя горящей в печке древесной нарты Дай всевышний, дабы я ошибалась.
Дань традициям либо пережиток