Технологии без машиностроения

Технологии без машиностроения

С удовольствием ездил бы на хорошей отечественной машине… Но кто ж разрешит войти в город на танке?

В подмосковном Жуковском в прямом смысле отгремел интернациональный форум «Разработки в машиностроении». По посещаемости он, само собой разумеется, уступил космическому салону МАКС, но поразил разнообразием заинтересованностей: военная техника и беспилотники, мало станков и авиадвигатели, совокупности пожаротушения и пластиковые батареи отопления помещений.

Но однако выговор у выставки очевидно милитаризованный, цвета хаки.

Демоверсия

На выставке ожидал заметить парад разработок. Это слово есть главным в заглавии. А вместо них организаторы внесли предложение коктейль из шоу-программы с участием автобронетехники называющиеся «Непобедимая и легендарная» и всем известных экспонатов – макет перспективного лайнера МС-21, снова макет, опять пример и т.д.

На открытых площадках – ЗРК, танки. Для тех, кто не знает, – большинство техники – «Рождённая в СССР». Нас как будто бы убаюкивают, как несмышлёных младенцев. Наблюдаешь направо – совокупности ПВО, налево – танки и бэтээры.

Большое количество! И куча второй автотехники повышенной проходимости, включая развлекательные багги (лёгкие двухместные спортивные машинки, адаптированные к гонкам по пересечённой местности). Для мальчишек – самое то.

Сходу пара моих привычных повезли в Жуковский собственных сыновей взглянуть балет в танковом выполнении. Пять танков виртуозно крутились на пятачке в постановке хореографа Солидного театра Андрея Меланьина. За рычагами управления асы.

И грохот холостых выстрелов из орудий, низкое «уханье» имитаторов взрыва – выставочный комплекс в Жуковском не рекомендован для стрельб ракетами и боевыми снарядами. Кандидатов в призывники это нужно заставлять наблюдать обязательно.

А вот эксперты на эту показуху лишь морщатся – красиво, грозно, но к делу отношения не имеет. броская вывеска, как рота почётного караула при встрече высоких гостей в аэропорту «Внуково-2».

Вот привычный экспонат – военную машину помощи танков «Терминатор» (БМПТ) видел ещё в 2006 году на выставке оружий в Нижнем Тагиле. Разработчики уверяют – БМПТ способна заменить мотострелков при защите танков от поражения из засад, в городских кварталах а также от атак с воздуха.

Но Минобороны БМПТ не заказывает. По всей видимости, забыли про сожжённые танковые колонны на протяжении первой чеченской кампании.

В 2012?м снова демонстрируется выставочный пример.

Говорили, что незадолго до открытия форума, на протяжении репетиции, сперва полосу препятствий без напряжения одолел российский бронеавтомобиль повышенной проходимости «Тигр». Следом на автостраду вышла машина подобного назначения «Рысь», которую приобрели в Италии и организовали в Российской Федерации отвёрточную сборку для отечественного родимого Мин­обороны.

Итальянец практически сразу же поднялся – что-то оторвалось снизу. Спрашивается, а на фига армии такая машина за бюджетные деньги?

Запустить бы в дело

Первое, что лежит на поверхности, – экспонатов множество. Но, как мне показалось, многие из них – «монументы сами себе», возможно сообщить, неповторимые.

Сделаны в единичных экземплярах для демонстрации возможностей. Генеральный директор украинского АО «Вячеслав и» Мотор Богуслаев подозрения подтверждает:

– Солидную часть из того, что выставлено на стендах госкорпораций, нельзя купить либо законтрактовать. Я подхожу, говорю: «Желаю приобрести автомат перекоса от вертолёта «Ансат»». Мне в ответ: «Нет, берите вертолёт полностью».

А мне не нужен полностью, мне нужен автомат перекоса, что освоен в производстве ещё шесть лет назад. Где-то на заводе лежит оснастка, стоят настроенные станки, а автомат перекоса с выставки на выставку возят, но не реализовывают.

Агрегат не продаётся ни в составе вертолёта «Ансат» (его не очень-то берут), ни раздельно. Второй пример – созданы лопасти на вертолёты, хорошие, с повышенным ресурсом. Самые современные.

Прошу – реализуйте: «Нет, они нам самим необходимы!» Имеете возможность проверить.

Контролировать не отправился, и без того ясно. Но вопрос, из-за чего не хотят реализовывать совсем несекретные вещи, переадресовал Богуслаеву:

– Фирмам реализовывать продукцию попросту не разрешают совсем ненужные сейчас образования. Такие как «Оборонпром», «Вертолёты России» и другие корпорации. Всё через чур «зацентрализовано». Для чего тогда эта выставка затевалась?!

Считаю, напротив, фирмам нужно разрешить свободу зарабатывать. Отсутствие прав реализовывать собственную продукцию делается тормозом в вертолёто- и самолётостроении.

Эффективность предприятия оценивается прибылью, а не подчинённостью. А на данный момент в Российской Федерации нет вертолётных фабрик, авиационных.

На языке «действенных менеджеров» одни промплощадки и центры компетенции, где директор в праве подписи денежных документов максимум до 5 млн. рублей. В авиастроении, больших производствах со многими тысячами работников, это ничтожно малые деньги.

Получается публичное унижение начальников фирм, создающих многое и полезное, довольно часто без бюджетного финансирования.

– Тогда какой итог от аналогичных мероприятий и для чего вы участвуете?

– Всё превосходно организовано, возможно встретиться с сотрудниками, договориться о замыслах, совместных действиях – это позитив.

Компетенции в пэкиджировании

Это цитата из интервью торговли Дениса и министра промышленности Мантурова на протяжении недавней поездки по Китаю: «Мы нарастили компетенции в пэкиджировании и заинтересованы в том, дабы возможности русских фирм в области двигателестроения были пользуются спросом китайскими потребителями».

Что он имел в виду, специалисты пробуют осознать сейчас. «Нарастили компетенции», возможно, свидетельствует «улучшили разработке». «Пэкиджирование» – быть может, переводится как «сборка». Улучшили разработке сборки?

Неужто это китайцам весьма интересно? Возможно, он имел в виду «пакет одолжений»? А не несложнее ли предложить газоперекачивающие станции и конкретные двигатели?

Либо эта псевдонаучная муть предназначена для маскировки отсутствия образования у министра? Он однако социолог, а не выпускник Бауманки либо МАИ.

Либо газотурбинные агрегаты готовы к продаже лишь на бумаге?

Встретил исполнительного директора ОАО «Кузнецов» Юрия Елисеева. Наблюдаю, настроение у него хорошее.

Государственный оборонный заказ понемногу выполняется, приступили к новым разработкам. Грозится, что через два года «Кузнецов» станет лучшим предприятием отрасли.

И действительно, повезло предприятию – пришёл опытный двигателестроитель Елисеев, и дела пошли на лад. Слово «пэкиджирование» от него ни разу не слышал.

Лишь конкретика, настоящие агрегаты – готовят к производству НК-32 2-го этапа для ракетоносца Ту-160, начали ремонтировать двигатели НК-25 для Ту-22М3, доводят до ума газотурбовоз.

А на стенде Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) центральное место занимает макет авиадвигателя ПД?14.

Возможно сообщить, премьера – его возили по миру, показывали в Индии, и на отечественные форумы он никак не поспевал. Вот и по сей день ПД-14 быстро, до окончания выставки, демонтировали и послали на аэросалон в Фарнборо. Руководство взглянуло, и хорошо.

Снаружи он оптимален, без недостатка. А вот с содержанием хуже – «тёплая часть» до тех пор пока отсутствует.

Успеют ли к 2017 году? Современный летный двигатель – один из самых сложных агрегатов, созданных человеком, и требует от начала проектирования до запуска в серию в два раза больше времени, чем самолёт.

Но, договор на поставку первых двигателей самолётостроителям «Иркута» с ОДК уже подписан, поживём – увидим.

Станкостроение – залог успеха

Землекопу по определению нужна лопата. Машиностроителю – станок.

Начальник самого успешного двигателестроительного предприятия на постсоветском пространстве Вячеслав Богуслаев ожидал заметить в Жуковском изобилие средств производства. От того, на каком оборудовании в машиностроении создаётся продукт, напрямую зависят его рентабельность и качество:

– Каждая техника связана со станками. А станки сейчас больное место Украины и России. Станочный парк устаревает, разрушается. инструментальная промышленность и Собственное станкостроение совсем отсутствуют.

Фактически все деньги, что мы получаем на экспорте, отдаём за новые станки – зарубежные. Экспертам совсем светло – нужна программа восстановления станкостроения, на новой базе, с учётом мировых достижений.

Из-за чего Китай так бурно начинается? взглянуть на их станки – самые современные, недорогие, весьма необходимые как раз сейчас. А мы за последние десятилетия утратили науку, университеты, производственные кадры.

Что смогут продемонстрировать некогда известные станкостроительные школы Иваново, Рязани, Ступино? Будущего у машиностроения без станкостроения нет. И в этом смысле выставка бедная, станкостроительная индустрия фактически не представлена.

Мы, действительно, привезли на выставку сверхточный шлифовальный станок Лубенского завода. Реализовываем их в мире.

У нас в Украине это, пожалуй, единственный пример, в то время, когда завод чудесным образом сохранился, а мы его поддерживаем.

Вячеслав Александрович скромничает. В Запорожье в далеком прошлом осознали, что без модернизации производственных мощностей легко выпасть из обоймы. Ведущие мировые авиастроительные концерны обновляют их систематично.

Новые станки – это в первую очередь более высокая точность обработки подробностей. Но «Мотор Сич» – частное предприятие, карман страны для него закрыт.

Исходя из этого за рубежом берут оборудование, которого не найти ни в Украине, ни на просторах СНГ. В прошедшем сезоне купили на 1,3 млрд. рублей. Другое – модернизация ветхой техники либо производство станков сомостоятельно.

В противном случае модернизацию не потянуть. Ветхий станок – с новыми приводами, рабочими органами и самой современной совокупностью управления ни в чём не уступит новому. Но стоить будет в разы дешевле.

Секрет несложен – чугунная станина, база любого станка и самая дорогая его часть, – с годами делается лучше, стабильнее, в металле исчезают внутренние напряжения, и «ветхий» станок трудится чётче и правильнее сравнительно не так давно сошедшего с конвейера. В прошлые времена, дабы добиться данной стабильности, станины месяцами катали по всей стране в ЖД вагонах, ускоряя вибрациями процесс.

И только позже до­оснащали, устанавливали в цехах и налаживали.

на данный момент модернизировать станок с пятикоординатной обработкой подробности для рабочих и инженеров «Мотор Сич» – не неприятность. Персонал прошёл обучение на специальных фирмах за границей.

Создан особый участок, выстроены связи с поставщиками комплектующих, а также из России. Отдельные агрегаты создают на месте.

О качестве волноваться не приходится – в авиа­строительной отрасли за этим следят строго. на данный момент собираются вывести станочное производство на отдельную площадку, показались сторонние клиенты, замыслы расписаны на годы вперёд. А завод в шоколаде – об обновлении станочного парка голова болит всё меньше.

Вот о чём нужно бы сказать на аналогичных форумах. Это и имеется «Технологии в машиностроении» в условиях развала собственной станкостроительной индустрии.

3D-технологии в транспортном машиностроении: опыт «Трансмашхолдинга»


Читать также:

Читайте также: