Шумак: природная чистота и туристическая нечисть
Уже давно недельный поход в горы казался мне — не туристке, не экстремалке и не спортсменке — чем-то нереальным, из разряда «я точно не выдержу». Действительно, приятели, преодолевшие несколько перевал и превосходно опытные тропы к известным вершинам Восточных Саян и Хамар-Дабана, говорили: «Красота этих мест стоит того, дабы испытать себя на выносливость».
И вот, зимний пик Черского забран в качестве разминки. В отечественных смартфонах — много фото: туристы-дебютанты на фоне сопки, на мостиках через незамерзающие горные ручьи, у заснеженной сосны и у шаман-дерева, с раскрасневшимися лицами на резком подъеме и на привале с кусочком сала, которое, выясняется, на протяжении подъема употребляется как хорошее «горючее» для организма.
Что дальше? В августе в сопровождении умелого товарища запланировали дойти до сказочного заповедного Шумака, что находится в Окинском районе республики Бурятия, довольно неподалеку от посёлка и Аршана Нилова Пустынь, кроме этого известного своими санаториями и пансионатами с радоновыми ваннами.
Рассказов и послепоходных отчетов об необычном и таинственном Шумаке мы, само собой разумеется, просматривали и слышали много. «Неповторимый природный комплекс», «примерно сто целебных минеральных источников», «мистико-энергетическая составляющая», «место силы, затерянное среди гор», «край, спрятавшийся среди голубых водопадов и ущелий», «курорт, куда стремятся попасть люди со всех стран», прекрасный дикий уголок, где «исцеляется не только тело, но и душа». Если доверять преданиям, то Шумакские многовековые источники, ванны, грязи и духи оказывают помощь вылечиться от самых тяжелых недугов.
Рак, туберкулез, заболевания почек, пищеварительной совокупности, мужские и женские неприятности В надежде покинуть всё это в прошлом люди преодолевают перевал высотой 2760 м, без 4g и по большому счету без связи топают по размытым тропкам и лесным дорожкам, по каменистым склонам и руслам рек, порядка 50 км в одну сторону (на сайтах бывалые туристы до сих пор спорят, сколько совершенно верно). Но наша фирма отправилась в путь не столько за здоровьем, сколько за впечатлениями.
И природа на них не скупилась.
Думается, Шумак за семь дней попытался показаться новичкам во всей собственной неотразимости. Примерял на себя и солнечную погоду, и густой ползущий туман, и таежные ливни.
Он был нежным и жёстким, теплым и леденящим кровь, заботливым, как врач, и пугающим, как необычный незнакомец в чёрном переулке. Он угощал нас ярко-красной кисловатой сладкой голубикой и брусникой.
Поил из прохладных и тёплых родников, обогащенных минералами. В качестве аниматоров перед нами то тут то в том месте выступали забавные и интересные бурундуки, а ночью на августовском небе показывали программу, которой позавидует любой планетарий — громадные и мелкие звезды падали друг за другом и не загаданных жажд, думается, просто не осталось.
Было среди них одно из разряда глобальных, наивных, но таких нужных: захотелось, дабы не осталось в нашем мире людей, талантливых кинуть на месте стоянки пришедший в негодность коврик-пенку, бутыль из-под водки — тезки Шумака, газовые баллоны, прохудившиеся дождевики, небумажные обертки от шоколадных батончиков, предметы личной гигиены, полиэтиленовые пакеты с запахом печенюшек и нескончаемые жестяные банки и пластиковые бутылки из-под энергетиков, пива, тушенки Все эти следы бескультурной туристской «нечисти» жутко контрастируют с чистотой природных пейзажей. Глубокое голубое небо, чистейший воздушное пространство, лазурная вода в ложе водопадов и внезапно в поле зрения попадает бурундучок, что медлительно всасывает в себя кусок светло синий целлофана — не то пакета, не то плаща.
Люди хорошие и грязь в нас
Не стану сгущать краски. Возможно, большая часть тех, кого мы встретили на тропе до Шумакских источников и обратно — люди адекватные.
Здороваются, хотят легкой тропы, подбадривают шутками, рекомендуют, где лучше перейти реку вброд и говорят, какое зимовье освободилось и возможно заселиться, дабы не палаткой находиться, а жить, возможно сообщить, с комфортом — под крышей, со лежанками и столом, с сковородками и печкой, на которых возможно кроме того оладушки испечь (действительно, мука в местном магазинчике при «крутой» турбазе стоит около 200 руб. за 2 кг). В избушке, кстати, и продукты возможно отыскать — я, соглашусь, полакомилась халвой, а вместо мы покинули что-то из сушёной основы и консервов для супчика, собственного изготовление.
Вот таковой круговорот доброты на природе. Местные завсегдатаи — а по пути видятся и восьмидесятилетние старички, каковые идут на Шумак в сорок какой-то раз — говорят, что на Шумаке ни при каких обстоятельствах не было случайных людей, тут туристы выясняются в таких условиях, что становятся практически как родня.
Но у кого-то из заботливых людей и этих милых однако рука не дрогнула кинуть мусор прямо на месте ночевки либо стоянки. Кому-то из них не пришло в голову, что что-то из отходов возможно сжечь, а что-то унести с собой «в цивилизацию», где хотя бы имеется мусорные баки.
По тропе (да и на шумакских полянах также) их, само собой разумеется, никто не поставил.
На форумах в сети на счет тех, кто загрязняет «Равнину ста источников», идут жаркие споры. Одни уверены, что во всем виноват «дикий туризм».
Другие уверены в том, что по-свински себя ведут именно «типа цивилизованные» коммерческие группы, организованные из безответственных, непросвещенных новичков (число таких групп растет). А вот настоящие туристы якобы замечательно знают, как не навредить природе и покинуть по окончании себя порядок.
Не знаю, кто в этих дебатах прав. Думаю, человек «без стыда, без совести» может оказаться и с той и иначе.
Это, возможно, вопрос личной чистоплотности, вопрос воспитания. Я вот совершенно верно знаю, что пара безлюдных пластиковых бутылок, к примеру (отечественных и не отечественных), не очень утяжелили портфели, а на месте старта (стоянка «Сухой ручей») они благополучно отправились в кучу с табличкой «Пластиковая тара».
Надеюсь, их утилизируют по всем правилам.
Само собой разумеется, услышав про мусор на Шумаке, возможно с пылом яростного защитника природы ринуться собирать экологический отряд и придумывать, как вывозить сто мешков хлама из труднодоступных мест. Такие акции уже были.
Так, в 2016 году тревогу забил некто Сергей Тулуев, один из руководителей и инициаторов публичной акции «Спасем Шумак от мусора». Он сам с добровольцами-единомышленниками отправился разгребать завалы мусора, что оставляют туристы на протяжении горных троп и на самих источниках. «Если не обратить внимание всем органам, каковые должны этим заниматься, то через 5-10 лет мы уже не заметим такую сказку, альпийскую сказку», — отметил тогда Сергей Тулуев.
А что сейчас? Всё по новой? Снова устраивать экологическую акцию? Вот лишь мне с детства внушали: чисто не в том месте, где убирают, а в том месте, где не мусорят.
К сожалению, сложно оказать влияние на то, что происходит в голове другого человека. Но не могу не процитировать сообщение, размещённое в группе одного из местных трекинговых центров: «Задумайтесь, за что мы любим отечественную Природу? Отечественный Священный Байкал??!
Мы, рожденные в Бурятии — богатые люди! У нас такая Природа! Воздушное пространство! Но становимся из года в год беднее из-за собственных же бездействий и действий!
Вы желаете, дабы ваши дети имели возможность так же прекрасно отдыхать, дышать полной грудью, наслаждаться Природой??! Увозите с собой мусор!!! Оставляйте место отдыха по окончании себя чище, чем оно было ДО вашего приезда.
Учите этому собственных детей. Все в отечественных руках!»
полёты над Шумаком