Сербско-русский хоровод
Братья-славяне – это не просто идиома. Неугасаемый интерес к культуре соседних народов – лучшее тому свидетельство.
25 июня отмечают День дружбы и единения славян. Праздник появился в 90-е прошлого века: после распада СССР братские народы чувствовали потребность показать самим себе и остальному миру, что они по-прежнему вместе.
Инициировали праздник представители России, Украины и Белоруссии. Кто бы мог подумать, что спустя всего лишь 20 лет казавшийся нерушимым триумвират подвергнется столь трагическим испытаниям
Отношения с ещё одним славянским государством – Сербией – складываются по-разному. Как это нередко бывает между родственниками, периоды взаимной любви и обид регулярно сменяли друг друга.
Да и сейчас ситуация непростая: ориентированные на интеграцию с Западной Европой национальные элиты симпатий к нашей стране не испытывают. А простые люди россиян любят: недавнее исследование общественного мнения показывает, что к русским сербы относятся лучше, чем к французам, немцам и англичанам.
По данным последней переписи населения, в России живут 3,5 тысячи сербов. Многие из них стараются не только не потерять связь со своей исторической Родиной, но и сделать как можно больше для того, чтобы братские народы лучше понимали друг друга.
Один из таких энтузиастов – руководитель ансамбля песни и танца «Коло» Раша Бегуш, главная мечта которого – открытие сербского культурного центра в Москве. «НА» побывал на концерте ансамбля.
Чувство локтя
Коло – сербский народный танец, немного похожий на русский хоровод. Движущийся круг, в котором ты всегда чувствуешь локоть соседа. Готовясь к концерту, все помогают друг другу.
Высокий и взрослый Бране поправляет волосы маленькой Саше, приговаривая: «Теперь будешь настоящая девушка», Майя крутит вокруг головы Ани чёрные накладные косы, а Милош и Раша надевают девушкам пояса – заворачивают Настю и Оксану в длинные вышитые ленты. Кругом мелькают жёлтые атласные платки, шерстяные юбки и фартуки в цветах, слышатся смех, громкий, свойственный сербам разговор.
Раша покрикивает на тех, кто стоит без дела, – концерт совсем скоро.
Он заведует всем – от постановки танцев до организации выступлений и покупки костюмов. Всегда серьёзный и достаточно сдержанный Раша танцует с детства – он танцевал и в белградском «Коло», и в ансамбле сербского клуба в Германии, и в сербском ансамбле в Австралии.
Там у него было 387 танцоров. Здесь – около 30, но все равно не так-то просто наладить дисциплину.
Раша говорит только по-сербски, иногда разбавляя свою речь русскими словами. Те, кто не знает сербского, слушают так же внимательно. Понимание здесь какое-то интуитивное, сдобренное кратким пересказом. Пересказывает, например, Милош – он серб, но говорит и по-русски.
Для самих танцоров ансамбля «Коло» – как русских, так и сербов – тот факт, что они говорят на разных языках, представляется естественным. На вопрос «как же вы все друг друга понимаете?» они, пожав плечами, отвечают: «Ну тут же все знают русский, вот и переводят».
Танцы и песни славных предков
Сегодня «Коло» показывает два номера – песню и танец. Концерт в ДШИ им. Стравинского посвящён воинской славе и сбору средств ветеранам Новороссии.
Пока танцоры стоят в проходе, на сцене ведут рассказ о доблести сербов во все времена, вспоминают князя Лазаря и великую Косовскую битву, а потом в исполнении хора звучит песня о Косово. Раша сопровождает пение игрой на большом барабане.
В ансамбле петь должны все – так говорит Раша. Это его метод раскрепощения. Кто-то поёт охотно, постоянно и везде. За время подготовки к концерту несколько раз песню затягивали то Бране, то Елез Тодо. Он сам пишет песни и в ансамбле только поёт.
По необходимости поют и русские члены ансамбля. Например, Игорь, улыбчивый массажист, который учит слова сербских песен по видео на YouTube.
В общем, «Коло» звучит достаточно громко, а русский дух сливается с сербской историей.
Мужчины в залихватских меховых шапках и девушки в ярких жёлтых платках, проносящиеся вихрем по сцене, вызывают желание вскочить с места и пуститься вслед за ними: сербскиетанцы так заразительны! Видя, как живая спираль то скручивается, то разворачивается, то рассыпается на виртуозно прыгающих людей, нельзя удержаться и хотя бы не зааплодировать.
Напряжение подогревается иллюзией того, что танец вот-вот закончится. Но стоит зрителю опустить ладони, он начинается в ещё более быстром темпе.
Тот, кто коловодит
Радослав Бегуш родился в сербском городе Крагуевац, закончил военную академию в Белграде, получил звание офицера, был горячо любим солдатами и участвовал в войне после распада Югославии. Уже несколько лет Раша, как его называют друзья, живёт в Москве и пытается сделать из «Коло» добротный большой ансамбль.
Для этого с понедельника по пятницу Раша работает строителем, а потом большую часть заработанных денег вкладывает в развитие ансамбля. Дом Бегуша похож на музейное хранилище – на полочках в бархатных футлярах хранятся награды, на стенах – портреты Раши и сцены из танцев, нарисованные его другом, а спальня заставлена белыми пластиковыми ящиками, в которых лежат чистые отглаженные костюмы.
Все в идеальном состоянии. Раша показывает каждый костюм с гордостью.
На самом деле есть чем гордиться – всё это делалось вручную и стоит дорого. Один фартук сербский мастер может делать больше двух месяцев – вышитые цветы, сложные узоры, кружево – всё это очень трудоёмкая работа.
Несмотря на высокую стоимость и неудобства, которые испытывают танцоры на сцене (в шерстяных костюмах очень жарко), директор и хореограф настаивают на оригинальных костюмах. Говорит, на сцене они выглядят очень эффектно.
Раша может рассказать историю про любой элемент костюма: пояс, брюки, юбку, шерстяные носки в цветах, жилет, вышитую рубаху, опанци (обувь из коровьей кожи) – и объяснить, кто и где его носит.
Через тернии к центру
Главные проблемы Раши сейчас – недостаточное количество танцоров и отсутствие спонсора. Много танцоров – не менее 200 – нужно для того, чтобы открыть в Москве сербский культурный центр.
В этом стремлении Раша не одинок: о своём желании открыть центр заявлял и посол Сербии в России Славенко Терзич.
– Чтобы был культурный центр, должна быть какая-то основа, – говорит Раша. – Для чего нужен этот центр? Чтобы объединять людей на почве песен, танцев!
Раша считает, что если «Коло» будет большим, сербский центр построят, чтобы ансамблю было где репетировать. Всё-таки 200 человек, танцующих сербские танцы, – это хорошая группа по продвижению сербской культуры.
При всех стараниях своего хореографа «Коло» пока известен только в узких кругах. Достаточно узких, для того чтобы в ансамбле всё ещё было около 30 танцоров, а сербский культурный центр оставался голубой мечтой. «Коло» всё так же снимает репетиционный зал за деньги, даёт концерты, впечатляя публику, и собирается уходить на каникулы.
Бесконечный сербско-русский хоровод в меховых шапках, заказанных Рашей в Грузии, движется. И, как надеются Радослав Бегуш и все его подопечные, ещё долго не остановится.
Soviet Army dancing to Hard Bass