С.ф. долгушин: самое страшное, когда теряешь боевых друзей…

С.ф. долгушин: самое страшное, когда теряешь боевых друзей...

Герой Советского Союза Сергей Долгушин совершил около 500 боевых вылетов, из них 120 – на штурмовку и 86 – на разведку, в воздушных битвах сбил лично 17 и в группе –11 самолетов (согласно данным из официальных источников).

— Сергей Федорович, а Вы не забывайте собственный первый бой?

– Это нереально забыть.Он произошёл в первоначальный сутки войны. В начале утра 22 июня 1941 года отечественный 122-й истребительный летный полк был поднят по тревоге.

Летчики поспешили к своим «ишачкам» (так мы именовали новейшие последние две пушечно-пулеметно-ракетные модификации истребителя И-16 – 22-й и 24-й серии). Под непонятный шум, доносившийся от проходившей в 17 километрах границы, мы с немногочисленным техперсоналом поторопились поставить на самолеты оружие.

Скоро самолеты готовься , и, в то время, когда в 4.20 над аэропортом показались германские истребители Me-109, я услышал «Долгушин со звеном – в атмосферу!».

Один отечественный И-16 уже горел. Я начал разбег, но не хорошо прогретый мотор самолета не тянул, исходя из этого в конце полосы было нужно развернуться и взлетать в противоположном направлении.

Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, меня нападали «мессера» и стали расстреливать, как на полигоне. Самолет взял 16 пробоин.

Так начался мой первый бой. Я был одним из немногих, кому удалось встать в атмосферу.

В данный первый сутки во- ны задания сменяли одно второе: прикрыть мосты (автомобильный, именуемый сейчас Ветхим, и ЖД через реку Неман) в Гродно, сходить на разведку к границе, лететь на другой аэропорт, возвратиться…

К концу дня я сделал, возможно, вылетов семь. Прилетаю в Черлены, а в том месте оказалось, что немцы взлетно-посадочную полосу разбомбили. Затемно прилетел в Лиду: все взлетное поле перекопано – в том месте строили цементную полосу.

Возможно было сесть лишь на одну узкую полосу, на которую и днем-то тяжело приземлиться. Но уровень подготовки летчиков был таковой, что ни один из нас не разбился!

Летчики все устали, весь день ничего не ели, ну и моральное состояние, сами осознаёте. А утром нас проштурмовали Me-110.

Самолетов на рулежке было еще большое количество.

Одного летчика убили в кабине – в голову попали. И комдива ранили в пузо, он погиб на следующий сутки.

В тот сутки Ме-110 стёрли с лица земли все, что было на земле. Два полка прекратили существовать…

А летчики отправились в тыл за новой техникой в Москву. Так я был в Рязани, в эскадрилье, начальником которой был Герой Советского Союза капитан Семенов.

– А не забывайте первый сбитый Вами фашистский самолет?

– Сразу после прибытия в Рязань меня прописали начальником звена. Сразу же вступили в бой. Обстановка была тяжелая, но мы уже пришли в себя и битвы были более успешные.

26 июля, сопровождая Пе-2, бомбившие армии под Ельней, я вступил в бой с четверкой Ме-109. Один Пе-2 сбили, двух вторых мне удалось прикрыть, и они ушли пикированием.

А меня загоняли, но к одному «мессеру» я пристроился, пулеметом «ШКАС» винтовочного калибра навел, пристрелялся, а на поражение уже бил из крупнокалиберного пулемета «БС» , пока «мессер» не стал заваливаться. В второй ситуации я бы сообразил, что хватит, пора самому уходить – летчика убил, машина неуправляема, а я продолжаю метров с двадцати бить по нему.

Дело было под вечер уже, мой пятый либо шестой вылет – дрался с неприятелем отчаянно и дождался, в то время, когда и по мне ударили. Машина загорелась. Расстегнул ремни и незаметил, как дал ручку от себя.

Меня выкинуло из кабины самолета и ударило о киль, наряду с этим я разбил грудь. А парашют рано распустил. «Мессера» стали стрелять по мне, но пробили лишь купол. Спустился рядом со сбитым «мессершмитом», подошел к нему: меня интересовало, пробил ли я бронеспинку.

Самолет вошел практически вертикально, в бронеспинке – четыре сквозные пробоины. Вот тогдато я совсем осознал, что летчик был убит в воздухе.

– А большое количество ваших друзей-летчиков погибло тогда в первые дни войны?

— В тот сутки Ме-110 стёрли с лица земли все, что было на земле. Два полка прекратили существовать…

– С отечественной стороны довольно много было утрат. Тогда большое количество полегло отечественных – и друзей, и незнакомых летчиков. Я до сих пор не могу согласиться с утратой собственного боевого приятеля Сергея Макарова.

Нас с ним за одни сутки представили к званию Храбреца СССР. Познакомились мы c Сергеем в августе 1941 года, в то время, когда отечественная эскадрилья приземлилась на аэропорте Селы (70 км западнее Ржева) и вошла, как вторая, в 180-й истребительно-авиационный полк.

Тогда же в эскадрилью пришел мой близкий друг и тёзка Сергей Макаров, вместе с которым мы провели в воздухе много успешных боев.

– А за что Вам дали звезду Храбреца?

– За битвы под Москвой. Полк отечественный отходил на восток и скоро был на аэропорте Борки на северной оконечности канала имени Москвы.

Наровне с чисто истребительными задачами мы чаще стали летать на разведку и штурмовку, а к началу декабря уничтожение армий стало главным делом для полков авиации под Москвой. Этому содействовало понижение активности частей люфтваффе, которое советские летчики растолковывали неготовностью германской техники к морозам.

В последних числах Ноября истребители эскадрильи, обязанности начальника которой я временно выполнял, вылетели на штурмовку аэропорта Лотошино. Самолетов соперника в том месте не выяснилось, но на обратном пути встретились с группой Ме-109, возвращавшейся по окончании столь же неудачного налета на Борки.

В районе Клина начался воздушный бой. В следствии три «мессера» было сбито, но и самолет Макарова с остано вившимся мотором начал снижаться. Летчик сел на полевом аэропорте вблизи Клина, где пока не было германских самолетов.

Закрывавший в тот момент приятеля, я заметил, как по летному полю приближаются машины с германскими воинами. И я решил садиться.

Сел. Макаров еле пристроился в кабине моего «Мига» (одна нога оставалась за бортом), и под автоматными очередями немцев самолет взлетел.

В первых числах Января 1942 года я был официально назначен начальником эскадрильи, в которой сейчас были не только МиГи, но и ЛаГГ-3, а через месяц я выяснил, что за тот ноябрьский бой начальник 180-го истребительно-авиационного полка майор Хлусович подписал на Макарова и меня представление к званию Храбреца СССР. Сейчас я уже имел 185 боевых вылетов.

не забывать И БЫТЬ ХОРОШИМИ

5 мая 1942 года мне было присвоено звание Героя. Тем же указом стал Храбрецом и Сергей Макаров, но посмертно – он погиб в феврале. Не поверите, но данный сутки остался в моей памяти как самый тяжелый за всю войну.

Так пришлось нелегко осознавать, что Сережа так и не выяснил, что ему на данный момент высокую приз страны. Позднее я принимал участие в весьма многих кровопролитных сражениях – при освобождении Белоруссии, Польши, в Северной Германии…

Был ранен, неоднократно меня сбивали, но меня уже ничего не имело возможности испугать. Самое ужасное, в то время, когда теряешь боевых друзей…

* * *

Мы насыпали почву

малой мерой:

Штыком копнешь

и сыплешь котелком…

Мы звезды вырезали

из фанеры

И прибивали их

над холмиком.

Немногословно павших

вспоминали

Процеженные решетом

войны.

Но так приятели нормально

умирали,

Как словно бы будут опять

рождены!

ПРИПЕВ:

В то время, когда почва таких людей

забрала,

Каких вместо она обязана

родить,

Терявшие товарищей много

О смерти не обожали

сказать…

Высоких слов о долге

не роняли,

Находились насмерть в свирепом

бою,

И без того друг друга без звучно

закрывали,

Как словно бы бы выручали

жизнь собственную!

ПРИПЕВ.

Мы насыпали почву малой

мерой,

И сыпалась почва

из котелка…

В далеком прошлом погасли звезды

из фанеры,

Но негромкий свет сочится

через века…

Б. ДУБРОВИН

О проекте Лица Победы

[d] Дружба — это Чудо -The Spectacle [Official Russian dubbing / SONG / ПЕСНЯ]


Читать также:

Читайте также: