Русский рок это духовная практика?
«Скованные одной цепью, связанные одной целью» Песни Вячеслава Бутусова на стихи Ильи Кормильцева стали гимнами перестройки. Их слышали все и не забывают до сих пор.
В то время, когда несколько «Наутилус Помпилиус» распалась, вышел сборник ее лучших песен на двух дисках: 80-е были названы «Золотым веком», а 90-е – «Серебряным веком». Возможно, хиты нынешней группы Бутусова «Ю-Питер» издатель назвал бы «Бронзовым веком», но сам БУТУСОВ не занимается классификацией собственного творчества.
Ностальгически вспоминая романтику перестройки, сейчас он наблюдает на судьбу в противном случае – зрело, нормально. Но так же, как и прежде неравнодушно.
Не подмечать псевдоначальников
– Остается ли у русского рока социальная функция?
– Остается, но лишь как одна из составляющих. В любом явлении с течением времени появляются возрастные разделения.
Люди, как мне хочется думать, духовно развиваются в течении судьбы. Протест обязан находиться в творчестве, но должна быть и сверхидея.
– Тема порочности правительства не так популярна в наше время в рок-музыке, как это было в перестройку.
– Я и тогда не мыслил такими категориями. Были музыканты, нигилистически настроенные (в хорошем смысле слова), каковые не терпели некие абстрактные недочёты.
Все это происходило только на уровне поверхностного раздражения либо испуга.
– Вычисляете ли вы актуальной Сейчас социальную классику «Наутилуса»: «Скованные», «Шар цвета хаки», «Гудбай, Америка», «Взор с экрана» («Ален Делон»)?
– Возможно разглядывать эти песни как памфлеты, составленные из передовиц газет того времени. В этом смысле они на данный момент в полной мере актуальны.
Совершите таковой опыт: заберите газету столетней давности, прочтите заголовки – и вы убедитесь, что в обществе ничего не изменилось. Реакция человека на то, что происходит, – стандартная, привычная.
Это рефлекс.
– К лицу ли музыканту лезть в политику?
– При благих намерениях все к лицу. В политике различные ипостаси планируют.
Нет понятия «политик в чистом виде». В том направлении приходят люди от науки, от спорта. Чем музыканты хуже? Не смотря на то, что лично мне это неинтересно. Были попытки привлечь меня в политику на роль скомороха.
Думаю, этим я позвал бы у людей раздражение. Хотя бы то, что я меньше раздражения доставляю, уже прекрасно.
– На политическом поприще из музыкантов себя показал заметнее всех Шевчук – участием в маршах несогласных, острой дискуссией с премьером
– Я был на той встрече премьера с деятелями культуры и видел нарезки записи в сети. У людей складывается неверное чувство по нарезкам – настроение встречи было вторым. Владимир Владимирович общался лояльнее, чем Юрий Юлианович.
В том месте большое количество ответственных вопросов обсудили – вправду серьёзных, практических. Но людям известен лишь диалог с Шевчуком, по причине того, что это острый момент.
Вообще-то Юрия Юлиановича пригласили после этого, дабы он попросил о помощи Фонда помощи больным детям. Вы меня осознали.
Не желаю никого ни в чем обвинять.
– Макаревич поступил в противном случае: организовал встречу рок-музыкантов с президентом. И сообщил журналистам, что не нужно потребовать от рокеров протеста.
– Бессмысленно потребовать протеста, в случае если в человеке его нет. Прошу прощения за сравнение, но не нужно тащить коня в болото.
В случае если человек вырос из этих штанишек, то и слава всевышнему.
– И какие конкретно же сейчас штанишки на ветеранах русского рока?
– Они поскромнее, но поэлегантнее. Прошлое злопыхательство бессмысленно.
– Вас прекратило что-либо раздражать? К примеру, то, что милиция и чиновники общаются с людьми, как главы, не смотря на то, что должно быть напротив?
– А не нужно давать им предлог так общаться. Люди сами обращаются к ним, как к главам.
Прекратим подмечать их. В случае если, к примеру, вам, журналисту, государственный служащий хамит в ответ на просьбу дать комментарий – не обращайтесь к нему, он этого не хорош.
Не нужно подкармливать псевдоначальников своим вниманием.
– Это возраст привел вас к такому спокойному отношению?
– Если бы у меня было спокойное отношение, я бы о вторых вещах рассуждал.
– Однако с ОМОНом вы не вести войну, как Шевчук.
– Я также в каком-то смысле вести войну. Любой из нас на своем фронте.
У каждого собственная специализация. Я ограничиваюсь песнями.
Выходить на публику вредно
– Вы согласны, что русский рок выдохся?
– Любой живой организм непременно переживает кризис. Ничего, оклемается, накопит силы.
Это волнообразный процесс – то подъемы, то спады.
— Большое количество писали, что 25-летний Noize MC, что отсидел летом в Сталинграде 10 дней за песню против милиции, наконец-то возродил перестроечный дух рока.
– Если он просто вышел на сцену и начал материться, то это всего лишь сценическая форма поведения. А если он споткнулся о ногу господина милицейского, что намеренно подставил ее с целью сломать ему выступление, – это другое дело.
Публичный человек все делает прежде всего не для себя, а для публики, которая наблюдает ему в рот. В то время, когда на человека ложится ответственность для того чтобы уровня, он обязан задуматься, стоит ли ему по большому счету выходить на публику.
Я лично считаю, что на публику выходить вредно.
– Но ведете активную концертную деятельность.
– Такое мое опробование. Призвание. Я осознаю это дословно: меня призвали.
Занимаюсь тем, чем не планировал заниматься.
– Вы желаете заниматься вторым?
– В случае если сказать о том, чего я желаю, то я желаю сидеть в келье и просматривать молитвы. Но Господь нам дает не то, что мы желаем, в противном случае, что нам необходимо.
Иначе, хочется верить, что времени еще предостаточно.
– Это тенденция, что ветераны русского рока высказываются в религиозном ключе.
– Не знаю о тенденции – не просматриваю газет, практически не наблюдаю телевизор. Могу сказать лишь за себя.
В свое время я дошел до таковой степени морального разложения, что у меня не было выхода, не считая веры. Я пребывал в полном буреломе и не воображал, что мир возможно принимать не в полумраке.
– Вы имеете в виду какую-то зависимость?
– Зависимости вторичны. Они являются привнесенными – возможно вобрать их в себя и возможно от них отказаться. Самые ужасные вещи – те, каковые в нас самих.
Они-то и приводят к зависимостям. В то время, когда ты начинаешь разгребать это в себе, то осознаёшь, как такие цепочки выстраиваются.
Больше, чем музыка
– В вашем репертуаре имеется песни Высоцкого. Один журналист назвал его «первым в Российской Федерации рокером»
– Высоцкий – человек-великан. В нем соединилось довольно много всего. Через микроскоп в нем нашли еще и рокера. Само собой разумеется, Высоцкий оказал влияние на страну, среди них и на будущих рок-музыкантов.
Совсем правомерно сказать, что русский рок – продолжение авторской песни. В случае если забрать недавнюю историю России, то видно: был общий бум увлечения прозой, позже – поэзией, позже – авторской песней, позже – рок-музыкой.
Само собой разумеется, это достаточно условно. Был момент, в то время, когда люди деятельно поддерживали живописцев
– А на данный момент какое коллективное увлечение?
– на данный момент период общей нелюбви к менеджерам. Больше никаких изюминок отечественного времени я не вижу.
Нет искусства, которое бы всех охватило. По всей видимости, Святой Дух испускает собственные лучи не всегда, а волнообразно. Нам весьма повезло в тот период, в 80?е. Было общее энтузиазм. Вдруг вся страна начала петь эти песни.
Ни одному диктатору такое ни при каких обстоятельствах не получалось, ни одному фараону.
– Западный рок слушают во всем мире – кроме того те, кто не знает английского. Из-за чего отечественный рок скучен никому за границей?
– Мы подходим к музыке суррогатно, второстепенно. Копируем то, что стало популярным. В полной мере быть может, что к интернациональному успеху шло «Кино».
Но вообще-то русский язык воспринимается лишь в аутентичном мире. И совсем необязательно, дабы вся планета сотрясалась под российские песни. В случае если люди трясутся на концерте, это не делает их духовно богаче.
Духовно богаче становятся те, кто осознаёт, о чем в песнях обращение, как эти капельки золотого сиропа усвоить, как их применять. Русский рок – больше, чем музыка.
Это духовная практика.
– Вы ездите по стране с гастролями. Как вам провинция?
– Жизнь улучшилась. Провинция пережила ужасную социальную заболевание разрухи. Преодолела ее, причем без помощи Москвы.
Это пошло провинциалам лишь на пользу, по причине того, что любое преодоление – это период преднаграды.
Из-за чего русский рок — дно