Ростех против ржд
Конфликт между «Ростехом» и ОАО РЖД усиливается . Тяжеловесы русском экономики поссорились из-за собственных «дочек», убытки одной из которых будут стоить стране в 20 млрд рублей. В целом для страны действия последовательности ЖД глав обошлись в значительно солидную сумму.
Один из главных героев данной истории сбежал в Англию.
В конце прошлого года президент России распорядился о передаче в ведение «Ростеха» наибольшего производителя военной и ЖД техники – «Уралвагонзавода». Нижнетагильское предприятие вошло в государственную корпорацию вместе с дочерними структурами.
Одна из них, ООО «УВЗ-Логистик», обладает самым громадным в стране парком ЖД полувагонов. Не обращая внимания на собственные большие возможности, компания терпела (и терпит ) многомиллиардные убытки.
Анализ ответов бывшего управления УЗВЛ продемонстрировал, что оно как словно бы бы собственными руками душило предприятие.
В ноябре 2015 года председатель совета директоров «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев подписал договор о передаче практически 50 000 вагонов (это практически целый ее вагонный парк) в аренду «Федеральной грузовой компании» (ФГК). Последняя есть «дочкой» ОАО «РЖД».
В соответствии с условиям договора, за аренду одной единицы вагонов ФГК обязана платить хозяину 450 руб. в день. Наряду с этим сами железнодорожники берут с отправителей по 1600 руб. в день за один вагон.
Несложный арифметический подсчет говорит о том, что структура РЖД получает на договоре с УВЗЛ не меньше 1,5 млрд. рублей в месяц. За неполные два года она взяла за счет аренды чужого имущества не меньше 50 млрд. рублей, и вдобавок практически подмяла под себя рынок ЖД грузоперевозок.
В случае если взглянуть на обстановку глазами хозяина вагонов, то в следствии данной сделки он ежемесячно теряет не меньше 500 млн. рублей. Кабальный контракт с ФГК стал причиной тому, что за два неполных года чистый убыток «УВЗ-Логистик» достиг 20 миллиардов.
Что же вынудило Дмитрия Еремеева подписать таковой невыгодный для его компании договор? Управленец с обширным опытом и обладатель степени MBA, он не имел возможности осознавать последствий собственного решения.
Тем более что большая часть парка находится в лизинге, а средний размер лизингового платежа за один вагон образовывает 550 рублей в день – меньше, чем арендная плата ФГК. Получается, что «Ростеху» досталось предприятие с искусственно созданными убытками.
РЖД до Лондона довезут
Ответ на поставленный выше вопрос предельно простой: по окончании того, как вагонный парк УВЗЛ был передан в распоряжение ФГК по заниженной цене, Дмитрий Еремеев перешел на работу в эту «дочку» РЖД. В то время, когда новый хозяин «УВЗ-Логистик» начал поднимать шум около данной истории, Еремеев собрал чемоданы и вылетел в Англию.
Говорят, что возвращаться в Россию топ-менеджер не собирается, но на сайте «Федеральной грузовой компании» он так же, как и прежде указан в качестве помощника председателя совета директоров по стратегическому формированию.
Это неудивительно, поскольку стратегия Дмитрия Еремеева в отношении УВЗЛ трудится до сих пор. Компания имеет двадцатимиллиардную дыру в балансе, закрывать которую придется стране в лице «Ростеха».
Дабы исправить положение, новый хозяин «УВЗ-Логистик» должен вернуть себе подвижной состав, для того, чтобы оперировать им самостоятельно либо сдать его в аренду на более удачных условиях. Но добиться этого будет непросто.
Воздействие невыгодного договора истекает в 2018 году, за досрочное расторжение ФГК попросит неустойку в размере 5 млрд. рублей. Именно на таких условиях подписал договор Дмитрий Еремеев.
Железнодорожники на данный момент прилагают все усилия чтобы сохранить за собой подвижной состав УВЗЛ. В прессе уже показалась серия материалов, каковые освещают данную обстановку с одного единственного ракурса, с позиции «Федеральной грузовой компании».
Что слону дробина
Поставить точку в конфликте двух экономических гигантов сможет только разумное ответ правительства России. По некоторым данным, помошник премьер-министра Аркадий Дворкович организовал по этому вопросу встречу с управлением «РЖД».
Действительно, находился он в том месте практически несколько мин., по окончании чего удалился для приватного беседы с президентом РЖД Олегом Белозеровым. Источники информируют, что Дворкович собирается провести заседание по проблемам УВЗЛ, но конкретная дата до тех пор пока малоизвестна.
Интересен и второй факт. Завладев подвижным составом УЗВЛ, «Федеральная грузовая компания» смогла занять главное положение на рынке и поднять цены на собственные услуги.
За бодрыми отчетами железнодорожников о прибыли в 50 млрд. рублей за три года прячутся неприятности фирм-отправителей. Для некоторых из них в 2015 и 2016 годах ставки на предоставление полувагонов были повышены в три раза.
Все это не имело возможности остаться без внимания Федеральной антимонопольной работы. Проверка ФАС распознала в действиях ФГК нарушения закона о защите борьбы, но единственной санкцией для «дочки» РЖД стал штраф в 400 тыс. руб., что она к тому же пробовала оспорить в суде.
Действительно, суд покинул ее иск без удовлетворения.
Концы в воду
Без своевременной помощи «УВЗ-Логистик» может попросту провалиться сквозь землю, уставный капитал предприятия с многомиллиардными убытками образовывает всего 1 млн. рублей. Но, кроме того затем вопросы о законности действий прошлого управления компании останутся актуальными.
Говорят, что кроме кабального соглашения с ФГК Дмитрий Еремеев и его подчиненные заключали другие аффилированные сделки, и вдобавок назначали себе необоснованно высокие премии. По неподтвержденной до тех пор пока информации, управленческие затраты УВЗЛ в 2013-2016 годах превысили 1 млрд. рублей.
Но, одной только истории с «Федеральной грузовой компанией» хватит для возбуждения целой серии уголовных дел.
Следователи смогут заинтересоваться не только бывшими топ — менеджерами УВЗЛ, но и другими участниками схемы по передаче вагонов в аренду ФГК. Точно, это и стало обстоятельством, по которой весной этого года РЖД пробовала выкупить 100% «УВЗ-Логистики».
В соответствии с сообщениям в прессе, заявку на такое приобретение подала в ФАС компания «Тринитико проперти менеджмент», действовавшая в интересах НФП «Благосостояние», что подконтролен ЖД империи. С учетом долгов УВЗЛ клиент собирался заплатить за нее не более 1 млн. рублей.
Если бы антимонопольщики не предотвратили эту сделку, чувствительная документация прошлого управления «УВЗ-Логистики» растворилась бы в огромной монополии.
Обстановка около УВЗЛ и ФГК наглядно демонстрирует одну из основных угроз современной русском экономике. ЖД транспорт – огромная и стратегически серьёзная отрасль – был зависимым от неизвестных управленцев, каковые исчезают за рубежом вместе с деньгами.
Сможет ли в таковой обстановке глава «Ростеха» Сергей Чемезов обезопасисть интересы собственной корпорации?
Николай УХТИН
ФСБ и УЭБиПК зачистили от коррупции корпорацию \