Фас против картелей в дорожном строительстве

Фас против картелей в дорожном строительстве

За 2016-2017 г.г. ФАС России и её территориальные органы возбудили 63 дела об антиконкурентных соглашениях в рамках закупок работ по ремонту и строительству трасс , проводимых госзаказчиками.

Общая сумма начальных больших стоимостей привлекших внимание ФАС контрактов приближается к 30 млрд. рублей. Согласно точки зрения антимонопольщиков стране нанесен ущерб более чем 5 млрд. рублей.

Не меньше 700 млн. составил перерасход бюджетных средств на постройку дороги Енисей, приблизительно такая же сумма переплачена бюджетом при постройке дороги Обход г. Чусового в Пермском крае.

О противодействии картелям в сфере ремонта и строительства дорог поведал глава управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Кор. Как важна угроза для экономики со стороны картелей?

Возможно ли в цифрах представить наносимый картелями ущерб?

Андрей Тенишев. 13 мая Указом Президента России была принята Стратегия экономической безопасности до 2030 г. В первый раз на таком уровне раздалось признание серьезности угрозы картелей для экономики страны.

Это значит, что угроза воспринята и государство будет бороться с этим явлением активней.

Ни у нас в стране, и нигде в мире глобальных научных изучений, разрешающих в цифрах обозначить ущерб, наносимый картелями, нет. По нашим расчетам на данный момент российский национальный и муниципальный бюджет теряют от 20 до 44 процентов от начальной цены предмета торгов по закупкам услуг и товаров из-за картелей, не разрешающих снижать цены.

Порядка 7 трлн. рублей тратит государство на закупки по 44-ФЗ «О контрактной совокупности». Другими словами, из 7 трлн. рублей национальных закупок много миллиардов, если не триллионы, рублей имели возможность бы быть сэкономлены и израсходованы на настоящие национальные потребности, если бы в действительности торговались и не шли на предлогу у картелей.

Кор. Из-за чего в текущем году так внимание ФАС приковано к дорожной сфере?

В том месте хуже всего?

А.Т. Пожалуй, наровне с поставками медикаментов и медицинского оборудования, поставками компьютерной техники, строительство, обслуживание и ремонт дорог — одна из самых пораженных данной проблемой сфер.

Тут имеется объективные возможности для картельного сговора, которые связаны с тем, что в ряде регионов ограничено число потенциальных исполнителей подрядов.

Мы изучили обстановку с обслуживанием и ремонтом дороги Енисей от Красноярска до границы Монголии, подряд на исполнение работ по которой размещало учреждение Росавтодора. При картельных закупках понижение цены на торгах было 0,5%.

Мы доказали картельный сговор на 1,7 млрд рублей. В то время, когда на торги попадал свободный игрок, понижение цены составляло до 40%.

И данный игрок делал работы как следует и в срок. Другими словами клиент имел возможность сэкономить до 700 млн рублей!

И это лишь то, что мы доказали. А в действительности на эту дорогу тратится значительно больше денег.

Кор. Часто бывали обстановке, в то время, когда пришедший неизвестно откуда поставщик, сбрасывая цену побеждал конкурсы, а позже не выполняя работы, исчезал с авансом.

А.Т. Против для того чтобы мошенничества на данный момент имеется большое количество действенных механизмов, включая механизмы обеспечения. Такие обстановки уходят в прошлое.

Появление свободного участника торгов, пресечение картельного сговора вправду разрешает экономить большие средства и приобретать услуги нужного качества.

Кор. Как удается распознать и доказать картельный сговор?

А.Т. Мы не напрасно ратуем за то, чтобы все торги перешли на электронные площадки. Так как в то время, когда участники торгов приходят в кабинет к госслужащему с конвертами — сложно установить, что происходит в этом кабинете, о чем они договариваются.

Но в то время, когда торги идут на электронной площадке — с одной стороны нам все видно, иначе — участники торгов не видят друг друга. Обеспечивается анонимность, затрудняется сговор либо давление на неугодного участника. И остается масса следов.

С какого именно компьютера подана заявка, как внесено обеспечение заявки и большое количество другого. В одном из доказанных случаев участник торгов снабжал заявки собственных соперников. В то время, когда такие соперники позже не торгуются — это не страно.

Ответственный показатель — последующее совместное выполнение работ. Но не редкость, выясняется, что кроме того заявки соперников поданы с одного компьютера. В другом случае соперники внесли предложение совсем однообразные стоимости.

При сумме в много миллионов, предложения совпадали до копеек! И такие совпадения длятся от торгов к торгам в течение многих лет.

Кор. Что угрожает нарушителям, в случае если суд признает их виновными?

А.Т. Административный штраф для юрлиц может составить от 10 до 50% от начальной цены торгов. Это для каждого участника картеля, независимо от того, победил он либо лишь принимал участие в качестве подставной компании.

Действительно, имеется точка отсечения — либеральная мера, не разрешающая штрафовать больше, чем на 4% от годовой выручки компании. Для чиновниковов компаний предусмотрена уголовная ответственность — до 7 лет лишения свободы.

По одному из дорожных дел уже возбуждено дело по ст. 178 УК РФ и я надеюсь, мы не так долго осталось ждать заметим решение суда по нему.

Ответственность смогут нести и те, кто заказывает музыку, другими словами выступает в качестве клиента. Мы пару дней назад начали диагностику одного из учреждений Росавтодора — ФКУ Черноморье, где имеется основания полагать наличие сговора клиента с участником торгов.

Это весьма страшное нарушение. Обычно клиенты пробуют предопределить победителя торгов.

Чинят препятствия чужим компаниям. Это не разрещаеться законом не только с позиций защиты борьбы, но для государственного служащего предусмотрена и уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями либо за превышение должностных полномочий.

В сфере дорожного строительства до тех пор пока еще ни один государственный служащий не был осужден. Но имеется масса примеров в других сферах. Один из последних примеров — глава одного из районов в Ростовской области взял год и 4 месяца.

Он выяснил победителя в конкурсе на постройку детского сада. В том месте взятки кроме того не обосновывали.

Легко подтвердили в суде, что он выяснил кто обязан победить в торгах. В том же Ростове на Дону начальник управления Росаккредитации — 2 месяцев и 5 года взял за то, что выяснил победителя конкурса. на данный момент в Хакасии под стражей 10 человек, включая начальника администрации главы республики.

В том месте и те кто определял победителей на торгах на поставку лекарств и участники картеля. на данный момент в Самаре ушло в суд дело, где может понести уголовную ответственность в виде настоящего срока заключения заместитель министра здравоохранения. Кроме этого в том месте возбуждено дело о картеле.

В сфере ремонта и строительства дорог мы лишь начали работу. Но пологаю, что ответственность тут понесут и участники и чиновники картелей. Клиенты не смогут не видеть, что многие годы подряд не происходит понижение цен на торгах, и побеждают все время одинаковые.

Но, ни одного обращения в ФАС либо в правоохранительные органы со стороны этих государственныхы служащих не было.

Ущерб от картелей не исчерпывается неоправданными затратами и завышением цен клиента. В то время, когда у клиента нет выбора, подрядчик уже не пытается к высокому качеству.

Чем хуже ты отремонтировал дорогу — тем лучше, на следующих год возьмёшь новые деньги на ремонт данной же дороги. А вдруг картель еще и договорился с государственным служащим, то в том месте и откаты, и подписанные акты выполненных работ без исполнения этих работ…

В итоге мы тратим громадные кроме того по мировым стандартам деньги на дороги, а дороги остаются нехорошими.

Кор. Удается ли ФАС своим вмешательством исправлять обстановку?

В том месте, где недобросовестные участники торгов были заслужено наказаны, на данный момент стоимости снизились? Оздоровление случилось?

А.Т. Это весьма долгий процесс, требующий терпения и настойчивости. Стремительных удач мы не ожидаем.

В том, что касается лекарств, мы возбудили за прошедший год порядка 70 антимонопольных дел. Многие дела уже рассмотрены, назначенные штрафы исчисляются сотнями миллионов рублей. Возбуждены уголовные дела, обвиняемые под стражей.

Но обстановка не изменяется сходу и кардинально, а медлительно и весьма тяжело. Имеется в данной сфере хорошие трансформации, но мы в текущем году уже опять возбуждаем десятки дел.

Жажда наживы обычно пересиливает ужас вероятного наказания. По моему ощущению, порядок тут нужно будет наводить 2-3 года усердной работой всех национальных органов.

Но представители здравоохранения не обращаются к нам сами. Получается, что это лишь нам нужно.

Они выступают, что их недофинансирует государство, им не достаточно средств на нужное. Но они впустую тратят такие деньги, закупая услуги и товары по завышенным стоимостям. У нас самый громадный картель в сфере лекарств победил в общем итоге 700 аукционов.

700 раз клиенты не обратили внимание, на странные торги. С дорогами приблизительно такая же история.

Необходимо, чтобы вся эта работа не была лишь только делом ФАС. Правоохранительные органы должны активнее возбуждать уголовные дела.

Государство в лице государственныхы служащих, а также в структуре Росавтодора, размещающих заказы, должно пристальней наблюдать на организацию торгов.

Кор. Имеется ли реакция со стороны Росавтодора?

Предпринимаются ли ими какие-нибудь меры?

Думаю необходимо переадресовать данный вопрос в Росавтодор. По всей видимости, в случае если их и интересует данный вопрос, то весьма слабо, что безрадосно.

ФАС распознала картель на торгах по ремонту и строительству дорог


Читать также:

Читайте также: