Россия умрет без европы — «наука»
Александр Сокуров создал гимн в честь искусства: его «Франкофония», рассказ об истории Лувра, выходит в пятницу на экраны.
В перечне его кинодостижений кроме домашней трилогии имеется захватывающий исторический цикл: портреты вождей, оказавших влияние на ход истории. Россиянин изобразил их не в образе потрясающих мир гигантов, а в виде отчаявшихся чудаков: скучных и закомплексованных слабаков.
Его Гитлер, принимающий в собственной горной вилле Бормана и Геббельса, выглядит не только ужасным, но глупым и впавшим в детство. Ленин из «Тельца» — это пожилой человек со слабоумием, которого его родные лишили дееспособности. «Солнце», другими словами император Хирохито, действует как ребенок с отставанием в развитии, пишет графоманские стихи и обретает чувство свободы, сбрасывая с себя бремя «божественности».
Фауст в завершающей данный цикл одноименной картине мелкий и дорогой, а его мир тонет в ничтожности и грязи, а также зло не может быть в нем масштабным. Сокуров старательно погружается в европейскую культуру: он экранизирует Гете, преподносит аллюзии на прозу Томаса Манна, германские предания, фламандскую живопись.
Война в известном музее
Александр Сокуров: «Всё преобразовывается в хаос»
Радио Свобода09.08.2014«Фауст» — шедевр Сокурова
Slate.fr24.06.2012Александр Сокуров, последний мэтр российского кино
cyberpresse.ca14.09.2011Александр Сокуров: ‘Тираны не прилетают с другой планеты’
La Vanguardia03.06.2005Александр Сокуров: ‘Я не интересуюсь политикой’
Liberation19.04.2007Дирекция Лувра не просто так пригласила его снять фильм о военной судьбе самого известного парижского музея: французов восхитил снятый им в Эрмитаже «Русский ковчег», а помимо этого они сделали вывод, что никто второй не осознаёт хитросплетения истории так, как Сокуров. Для россиянина же «Франкофония» стала еще одним шансом закрепить собственный тезис о европейских устремлениях России.
«Мы вписаны в европейскую культуру, – говорит режиссер Rzeczpospolita. — Мы неизменно в том месте были. Это был отечественный осознанный выбор.
Если бы мы избрали второй вариант, мы точно стали посильнее, но мы желали принадлежать к Европе. Кроме того в коммунистические времена, в то время, когда между нами и Западной Европой лежала пропасть, у нас были фантастические переводчики, благодаря которым печатались все наиболее значимые романы мировых авторов.
Мы жили под очарованием западной культуры. К Америке мы относились более критично, а Ветхий континент обожали.
Какой бы тиран ни правил в Российской Федерации, что бы ни происходило, мы были с Европой. Мы имели возможность не вступать в Первую мировую, но сделали это.
На протяжении Второй мировой войны мы взяли на себя ужасный груз, истекли кровью для Европы. Она отчаянно нам нужна. Неприятность в том, что Европа нас не обожает.
Но если она примет решение совсем от нас отмежеваться, Российская Федерация погибнет».
Режиссер-повествователь
«Франкофония» — это документальный фильм, роль повествователя в котором принимает режиссер. Картина изображает военную историю Лувра, а храбрецами выступают в ней известный директор музея Жак Жожар (Jacques Jaujard) и искусствовед Франц Вольф Меттерних (Franz Wolff-Metternich), которого на протяжении оккупации Вермахт отправил «смотреть» за музеем.
С 1938 года, в то время, когда показалась угроза, что разразится война, Жожар начал вывозить полезные произведения искусства и прятать их в замках на Луаре. Меттерних защищал Лувр, не обращая внимания на приказ конфисковать все, что «имело возможность принадлежать иудеям и стало бесхозным».
Благодаря ему многие картины не отправились в Берлин.
В один момент Сокуров создал в собственном фильме эссе о столкновении политики и искусства, о ценности, содержащейся в произведениях мастерства. С экрана на зрителя наблюдают лица, запечатленные великими художниками.
Люди различных эр, ставшие бессмертными благодаря гению живописцев. И, как это характерно жанру эссе, во «Франкофонии» вольно переплетаются исторические персонажи и разные размышления: по Лувру ходит Наполеон, по экрану пробегает французская Марианна.
В параллельном сюжете Сокуров ведет разговор с капитаном тонущего корабля, что везет произведения искусства. Что направляться выручать в 60 секунд опасности? Людскую судьбу либо художественные произведения, каковые должны послужить следующим поколениям?
Какова сейчас Сейчас и в Российской Федерации роль интеллигенции?
«Интеллигенция может высказываться на наиболее значимые темы, кроме того публичные и политические, двумя методами: при помощи помощи политиков либо протеста против них, и при помощи искусства, — говорит Александр Сокуров. — Я предпочитаю мастерство. Политика — это неизменно мутная игра.
Кроме того при развитой парламентской совокупности и в замечательно функционирующих демократических обществах не всегда известно, чем руководствуются политики в тот либо другой момент, чьи интересы они воображают. Живописцы в большинстве случаев уважают основополагающие сокровища: те, каковые смогут сделать мир лучше».
Претенциозный рассказ
«Франкофония», гимн мастерству, взяла на Западе хорошие рецензии. В первых опросах критиков фильм занял верхние строки рейтинга лент, каковые смогут побороться за Премию Европейской киноакадемии. Мне данный рассказ показался претенциозным.
Комментарий в нем временами напоминает текст школьного книжки.
Сокуров засыпает зрителя банальностями о будущем и прошлом мира. Над всем витает русский риторика: кроме того немец помогал французам выручать сокровища культуры.
Истекающей кровью Российская Федерация, которая высвободила Европу, было нужно до последнего вести войну за сокровища Эрмитажа. Но Европа все равно от нее отвернулась.
Смесь из этих комплексов, массы и патетики банальностей хорошо закрывает собой достаточно любопытную историю Жожара и Меттерниха. Но в амбициозности «Франкофонии» отказать запрещено.
Это уникальная и художественная картина. на данный момент, в то время, когда на экранах все чаще царит коммерция, таковой ход требует смелости. Сокуров обожает сложности и риск.
И за это он заслуживает французского: «chapeau bas»!
Приключения тела. Опробование голодом