Россия и запад – искусство быть «другим»

Россия и запад – искусство быть «другим»

НЕТ никаких сомнений в том, что мы находимся сейчас с Еврaопой в состоянии холодной войны. Глобальное противостояние принимает прекрасно привычные очертания.

Возобновилась гонка оружий. Причем упали кроме того те не сильный ограничители, каковые удалось воздвигнуть Брежневу и Никсону в начале 70-х.

Российская Федерация и США деятельно размежевываются по различные стороны локальных распрей по всему периметру земного шара. В Корее, Иране, Ливане, Афганистане, Косово, да собст­венно везде, где угодно, — мы сидим по различные стороны стола переговоров.

В ответ на попытку возродить «санитарный кордон» по собственной западной границе, Российская Федерация расширяет плацдарм в Латинской Америке. Мы кроем Венесуэлой Украину и Кубой Грузию.

Не вызывает сомнений, что следующей на очереди будет Африка, и потом без остановок будет пройден целый «маршрут боевой славы» эры ядерного паритета. И все это, само собой разумеется, под канонаду перепалки по проблеме прав человека.

Куда ж без этого…

И все же у второго издания холодной войны имеется собственные особенности. Время внесло, так сообщить, редакторскую правку. Эту схватку «на ковре» и «под ковром» ведут не неприятели а также не соперники, а «стратегические партнеры».

Это сейчас не идейное противостояние, а такая «товарищеская разборка». Более того, обе стороны сейчас клянутся и божатся, что исповедуют одинаковые «общечеловеческие» и «демократические» сокровища.

Из «заклятых неприятелей» Запад и Россия стали «заклятыми приятелями».

В нравственном замысле для обеих сторон такая холодная война кроме того хуже, чем прошлая. Она провоцирует двурушничество и лицемерие. Так как совсем не просто так слова «двойной стандарт» стали самыми популярными в современном политическом лексиконе.

Совокупность интернациональных взаимоотношений гниет изнутри, до поры сохраняя собственный внешний лоск.

Как незаметно для себя мы скатились к новой войне? Честно говоря, она ни при каких обстоятельствах и не прекращалась всецело. Считается, что холодная война кончилась с провалом коммунизма. Но что такое коммунизм — миф, идеологический фантик.

Борьба постоянно шла между Западом и Россией как двумя культурами, имеющими природу и разную историю, ориентированными на различные сокровища. Она велась в различное время с различной интенсивностью, и время от времени получала причудливые, иногда кроме того экзотические формы.

Но сущность оставалась неизменной — это было самое настоящее столкновение цивилизаций. Исходя из этого, в то время, когда сейчас новомодные американские философы пишут о том, что на смену эре противостояния идеологий пришла эра противостояния цивилизаций, — это чушь.

Всегда было одно да и то же — борьба различных культур между собой за влияние, духовное, политическое, экономическое. Ничего в этом отношении не поменялось, никакой новой эры не наступило.

В противном случае, что одновременно это столкновение приняло темперамент борьбы «коммунизма» с «народовластием», так это историческая случайность.

Но Запад, увлекшись, дейст­вительно одновременно поверил, что борется не с Россией, а с коммунизмом. Десятилетиями вынашивалась утопия о народе, изнывающем под тоталитарным игом и жаждущем свободы.

Западной культуре, как ни одной второй, свойственно мессианство, рвение навязать окружающим собственные сокровища в качестве универсальных. Российская Федерация казалась самой хорошей почвой для распространения либеральных идей.

Вправду, пока советское правительство вовсю «распекало» Америку с Европой, население льнуло к динамикам, слушая «западные голоса», несущие «слово правды». Но в один момент оно жадно листало ходившие по рукам каталоги с изображением невиданных «шмоток», от одного вида которых начинала кружиться голова.

Голоса твердили о свободе, а в подсознании советского человека эта свобода прочно связывалась с манящими картинами каталожных чудес. Свобода должна была все это дать, и потому была столь желанна.

Узнаваемый чикагский авторитет в один раз заявил, что пистолет и доброе слово действуют лучше, чем легко хорошее слово. Оказалось, что либеральное слово и иллюстрированный каталог кроме этого действуют лучше, чем легко либеральное слово…

В то время, когда говорят о привлекательности западного образа судьбы, неизменно необходимо уточнять, что именно имеется в виду. Опасаюсь, что тех, кто жаждет свободы и связанной с ней гражданской ответственности, неизмеримо меньше, чем тех, кто к комфорту, что сопровождает жизнь в западном обществе.

Выяснилось, но, что свобода не так разумеется связана с ширпотребом и комфортом, как это казалось советскому человеку, и он достаточно скоро к ней охладел. Либеральное семя было брошено в русскую землю щедрой рукой, но вместо отборной пшеницы взошла конопля.

Американцы остались разочарованы, к европейцам возвратились прошлые страхи. Новая холодная война — это кризис неоправданных ожиданий.

По большому счету отношения России с Западом асимметричны. Для Запада Российская Федерация — это вопрос внеш­ней политики, часть его сложных взаимоотношений с «миром дикарей».

Для России Запад — это вопрос культуры, вопрос выбора дорог внутреннего развития. Начиная с Петра, мы на себя наблюдаем через Запад. И лишь коммунисты вынудили Запад один раз задуматься, предложив универсальную философию, выходящую за рамки национальной.

Герой романа Голсуорси говорит вскользь на английской вечеринке 20-х годов, что, дескать, нужно бы съездить в Москву, в том месте на данный момент рождаются свежие идеи… на данный момент к нам едут лишь за барышами. Битву за идеи мы проиграли, у нас нет больше таких амбиций, мы разделяем «универсальные сокровища».

И исходя из этого дело не в кока-коле. Запад, само собой разумеется, это не только кока-кола, но по окончании победы поле битвы в собственности мародерам.

При снятой голове по волосам не плачут. Мы запиваем сладкой водой горькое интеллектуальное поражение.

Но и победитель пал жертвой собственных иллюзий. Запад жил ожиданием полной европеизации России.

Следствием признания духовного лидерст­ва Запада должно было бы признание и стать его экономического и политического лидерства. Поведение ельцинской элиты давало все основания поверить в эту сказку.

Но уже и при «позднем» Ельцине стало ясно, что демократические сокровища не хорошо приживаются в Российской Федерации. А в то время, когда «подфартило» с стоимостями на нефть, то все совсем стало на собственные места.

Запад имеется Запад, Восток имеется Восток.

С Западом случилось то же, что и с действующим лицом известного романа Солженицына. Вычислив взять две «пайки» на ужин, он, взяв одну, остался совсем голодным, не смотря на то, что съел столько же, сколько в большинстве случаев.

Произошёл острый приступ демократического мессианства. Российская Федерация в ответ отыскала в памяти слова Великого Петра, что у нее имеется лишь два союзника — флот и армия.

Отношения «партнеров» совсем зашли в тупик.

Мы появились в тупике «одинаковости». Чем больше мы твердим о собственной похожести, о приверженности одним сокровищам, тем больше рождается недоверия и подозрений.

России нужно набраться мужест­ва, дабы сообщить: «мы — другие». Западу должно хватить мудрости, дабы признать право России быть второй.

Это непросто, по причине того, что Запад в далеком прошлом разучился признавать это право за кем бы то ни было.

Лучшее, что мы можем сделать приятель для приятеля сейчас, — это возвратиться к проверенным правилам политики мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела друг друга. Это охладит пыл.

Не нужно стремиться стать родст­венниками, лучше останемся приличными соседями.

ОПРОС ПО ТЕМЕ

Чем отличается историческое назначение России от исторического назначения Запада?

Игнатенко Марина, 36 лет, воспитатель детсада, г. Егорьевск:

— Запад всегда был примером для подражания. В том месте сумели внушить миру, что у них все наилучшее и за ними необходимо тянуться.

Собственной исторической миссией вычисляют обязанность «осчастливить» всю землю, навязав жизнь по собственному примеру, и где-то у них это и оказалось. А историческую миссию нашей страны оптимальнее обрисовал Задорнов: Российская Федерация показывает всему миру, как жить не нужно!

Всегда у нас то революции, то кризисы… Но я считаю, что России ни за что нельзя идти по западной «дорожке»: в случае если наша страна прекратит быть таковой, какая имеется, мир большое количество утратит.

Все станет через чур верным и неинтересным.

Попова Наталья Сергеевна, 50 лет, учитель истории и обществознания, г. Воскресенск:

— Любой человек несет в себе биологическое и социальное начала. Любой народ пропагандирует одно из них. Запад реализует биологическую сущность человека: вкусно покушать, комфортно устроиться.

И всю землю они тому же учат. Российская Федерация — другое дело.

У нас сперва чувство. И миссия России в том, дабы сохранить в человеке великую тягу к духовному началу.

Свойство ощущать, волноваться «гнездится» как раз у нас, а не на Западе.

Одинокова Нина Михайловна, 72 года, работник комбината, г. Калуга:

— У любой страны историческая миссия — борьба за собственный первенство. Запад действует методом агрессии, любыми способами получая собственного превосходства, а Российская Федерация пробует доказать, какая она хорошая, всегда всем помогая.

Вследствие этого мы довольно часто в дураках остаемся, но я не пологаю, что когда-нибудь Российская Федерация будет вести себя по-второму. Менталитет у нас таковой, ничего не попишешь.

Мастерство быть вторым, Владимир Леви #2 аудиокнига слушать онлайн


Читать также:

Читайте также: