Религия на работе: перестала ли франция быть светским государством? — «наука»

Религия на работе: перестала ли франция быть светским государством? - «наука»

Ислам в Европе

Вопросы религии всегда были тяжелым сюжетом во французском обществе. Заявившая себя светской Французская Республика продолжительно изгоняла из себя дух католичества, посвятив целый 20-й век воспитанию секуляризма в школе.

Сейчас же, в веке 21-м, вопросы религии занимают все больше места в публичной судьбе, и от их дискуссии не удается уйти кроме того самым заядлым атеистам.

Как показывает последний опрос публичного мнения, за прошедший год все больше служащих и рабочих начали открыто заявлять о собственной вере на работе. Но это не вызывает массового противодействия со стороны сотрудников.

По данным анкетирования, около 65% французов нормально относятся к тому, что их сотрудники смогут проявлять принадлежность к какой-либо религии.

В соответствии с итогам изучений, каковые уже четыре года подряд проводит Университет Рандстат для национального Наблюдательного комитета по религии на предприятии, число французов, нормально относящихся к религии на рабочем месте, существенно выросло. Так, в прошедшем сезоне лишь 50% опрошенных не обращали внимания на вер собственных сотрудников.

Данный феномен растолковывает один из авторов изучения Университета Рандстат Лорен Морестен: «Религия, желаем ли мы того либо нет, есть серьёзным причиной современной публичной судьбе. Исходя из этого все менеджеры на фирмах, которых мы опрашивали в последние четыре года, отвечали нам достаточно открыто.

Что, фактически, и разрешило нам сделать таковой опрос. Второй принципиальный момент, что я желал отметить, это то, что современные работники достаточно открыто относятся к вопросам религии, у них нет никаких комплексов, и они вольно об этом говорят.

В отечественном обществе существует громадная сообщение между личной сферой и публичной, опытной судьбой. Любой приходит на работу, не скрывая, кто он и что он, не скрывая своей индивидуальности и своей идентичности, а также не скрывая собственной религиозной принадлежности».

В интерпретации авторов изучения, религия на работе неспешно делается простым явлением. Наряду с этим они признают, что больше всего проявлять собственную религиозную принадлежность на работе стали мусульмане.

Как конкретно работники на фирмах заявляют о собственной религиозной принадлежности? По данным анкетирования, в 91% случаев это выражается в просьбах поменять рабочий график чтобы направляться обычаям и религиозным праздникам, в демонстративном ношении религиозной предметов и одежды, говорящих о принадлежности к религии, а также в молитвах на протяжении рабочего времени.

Что говорят в школах об исламе?

Le Figaro27.09.2016Женское тело как поле политических битв

The Financial Times19.09.2016«Буркини-кризис» между Францией и The New York Times

Le Temps08.09.2016ООН: снять запрет на буркини

Русская служба RFI31.08.2016Дебаты о буркини: неужто мы идем к апартеиду?

VG30.08.2016Во Франции начали «строить ислам»

Русская служба RFI30.08.2016Желаете плавать в буркини? Штраф я оплачу

TV 2 Norge24.08.2016Лорен Морестен комментирует три самые броские тенденции: «В первую очередь, в текущем году показалась новая тенденция: все больше людей носят религиозные знаки. Второе — работники все чаще просят выходные в собственные религиозные праздничные дни.

И третье — они стали чаще просить поменять собственные часы работы в зависимости от необходимости отправлять религиозный культ».

По признанию начальника Наблюдательного комитета по религии на предприятии Лионеля Оноре, значительно чаще речь заходит снова же об исламе, не смотря на то, что личные просьбы о выходных в религиозные праздничные дни поступают и от вторых верующих.

Не порождает ли это больше распрей на предприятии? «Нет, поскольку все три тенденции, о которых я только что сказал, это только личные запросы работников к дирекции предприятия, каковые в целом не нарушают рабочий ритм целого коллектива. Но имеется и более сложные случаи, в то время, когда эти личные трансформации в ритме либо характере труда смогут оказать влияние на деятельность целого предприятия, либо же они противоречат французскому законодательству», — растолковывает Лорен Морестен.

Такие конфликтные обстановки свойственны, в первую очередь, для госслужбы, где ношение религиозных знаков (к примеру, мусульманского платка) не разрещаеться. Вторым примером рабочего конфликта есть отказ мужчины подчиняться главе-даме под предлогом веры.

В этом случае неподчинение правилам предприятия угрожает увольнением сотрудника. Видятся и случаи, в то время, когда подчиненные отказываются трудиться с сотрудниками, не исповедующими их религию, и пробуют обратить сотрудников в собственную веру прямо на рабочем месте.

Причем число рабочих распрей из-за религии достаточно скоро растет. Так, в 2016 году в процентном соотношении таких распрей было около 9%, тогда как в 2015 году зарегистрировано только 6% случаев, в 2014 — 3% и 2% в 2013.

Опрос говорит о том, что большая часть распрей на земле религии распространены не по всей Франции, а «сконцентрированы на отдельных фирмах» либо в «отдельных географических территориях», уточняет Лионель Оноре. По его подсчетам, от 15% до 20% менеджеров сталкиваются с подобными проблемами, в случае если предприятие применяет малоквалифицированных рабочих: в первую очередь, это стройки, утилизация отходов, обслуживание магазинов и т.д.

Что же касается географических территорий, то такие конфликтные обстановки в первую очередь появляются в пригородах громадных мегаполисов, где живёт самое бедное население.

Что говорит французское законодательство

Само собой разумеется, существует отличие между государственными предприятиями и частными. До сих пор во Франции существовал закон о запрете ношения религиозных знаков в школе (принятый в 2004 году), и принятая в 2006 правительством Жака Ширака Хартия о светском стране, запрещающая ношение религиозных знаков на национальной работе.

Но до последнего года никакой закон не ограничивал поведение работников частных фирмах в вопросах религии.

Принятый в августе 2015 года Закон «Об экономическом росте, занятости и равных экономических возможностях», прозванный в честь автора — бывшего министра экономики Франции — «Законом Макрона», предусматривает трансформации в существующей практике. В соответствии с закону, каждое частное предприятие может провозгласить так называемый «религиозный нейтралитет», означающий, что внутренние правила предприятия запрещают всякое проявление принадлежности работников к какой-либо вере.

Но, по данным анкетирования, большая часть простых служащих и менеджеров настроены против положений закона Макрона, ограничивающих свободу выражения собственного вероисповедания на предприятии. Как говорит Лорен Морестен, «это происходит по двум обстоятельствам.

В первую очередь, не только Закон Макрона, но и принятый сравнительно не так давно новый закон о труде предусматривает, что каждое частное предприятие может провозгласить религиозный нейтралитет (в собственном уставе) в качестве правила поведения на рабочем месте. Из-за чего 65% опрошенных против этого?

Во-первых, по причине того, что ранее существовало уже хватает законов и подзаконных актов, регламентирующих данный вопрос. Во-вторых, по причине того, что трудовой кодекс во Франции итак уже так сложен, что менеджеры его использовать».

«Все опрошенные нами прагматично относятся к проблеме и готовы искать личные ответы для каждого отдельного случая. Они против неспециализированного закона, что подровняет всех под неспециализированную гребенку», — растолковывают авторы изучения.

Одновременно с этим, большая часть работников очень плохо относится к тому, дабы предприятие всецело поменяло собственный рабочий ритм из-за веры каких-либо его работников.

В целом, как продемонстрировало изучение, 80% служащих и рабочих Франции знают о религиозной принадлежности собственных сотрудников, и 82% из них относятся к этому совсем нормально. Что же касается руководящего состава, то, как говорит Лорен Морестен, «45% опрошенных нами менеджеров говорят, что религиозность их подчиненных не оказывает никакого влияния на уровень качества делаемой ими работы, ни на эффективность всего предприятия.

Около 20% уверены в том, что религия на предприятии — верования, одежда работников — напротив, лишь усиливает рабочую воздух. И около трети всех опрошенных уверены в том, что религия на предприятии оказывает негативное влияние на работников и на их эффективность.

Другими словами глобально, большая часть — 65% — относятся к религии на предприятии совсем нормально».

Вывод, что делают авторы изучения, достаточно несложен: французы неспешно привыкают к новой модели общества, значительно менее светской и более похожей на англосаксонскую, которая значительно более толерантна ко всем проявлениям религии.

РЕЛИГИЯ ВО ФРАНЦИИ


Читать также:

Читайте также: