Радугу найдем, маму позовем!
Данной детской присказке, придуманной писателем Валерием Ковалёвым, много лет. Все мы в юные годы гонялись за эдем-дугой над головой, продолжаем восхищаться на данный момент – уже в «весовом» возрасте, и как удивляемся, в то время, когда среди терний современного бюрократического общества на отечественной дороге загораются многоцветные огоньки инновационного дошкольного образования.
Как раз такие эмоции наполнили меня, в то время, когда у дороги в новом коттеджном районе «Береговой» города Минусинска я встретил настоящую «радугу» (ул. Береговая, 21).
Личный детский сад «Радуга» – полноценный, не встроенный-пристроенный, а раздельно стоящий двухэтажный белокаменный Дом детей и мам!
Часть негосударственного сектора в русском дошкольном образовании очень незначительна. Однако частные детские сады – в первую очередь с хорошей репутацией – прочно занимают собственную нишу в общей образовательной совокупности. Пускай и маленькую – в РФ не более 2% от общего числа садиков, но все же
Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,73%.
В 74-х субъектах Федерации данный уровень уже превысил 99% (!), а в 4-х дотягивается до этих цифр от 95% (республики Татарстан и Бурятия, Новосибирская и Самарская области).
В совокупности образования Красноярского края действует 1028 дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности (1 краевое национальное, 1008 муниципальных, 1 федеральное, 18 частных), а также 995 юрлиц и 33 филиала.
Всего услугой дошкольного образования и/либо услугой ухода и присмотра охвачено более 130 тысяч детей дошкольного возраста, из них 120 тысяч – трёх-семилетки, что образовывает 87% дошколят.
В муниципальных дошкольных образовательных организациях трудятся 34 тысячи взрослых, из них более 13 тысяч – педагоги. В крае функционируют частные центры присмотра и ухода (развивающие центры, располагающиеся в жилых квартирах; и развивающие центры в нежилых помещениях), каковые посещают более трёх тысяч детей.
Как видим, главная статистика ведётся по детям от 3-х до 7-ми лет, а более правильную данные по малышам от года до трёх лет отыскать тяжело. Но ясно, что это не больше 10% от общей численности.
И это ещё одна неприятность – часть частных образовательных одолжений на фоне национальных и муниципальных. Узнается, что по частным садикам 66% всех мест сосредоточены в восьми (!) субъектах РФ (эти 2016 года). Минусинск и Красноярский край в частности – не исключение.
И давайте уже от сухих цифр перейдём к минусинской «Радуге».
Росток детского счастья
Центр дневного пребывания и развития детей «Радуга» был открыт 10 марта 2015 года. Режим работы – с 7 до 19 часов, с понедельника по пятницу. В субботу дополнительно трудится несколько «Бусинка» – с 9 до 13 часов.
Вот на бусинки я и нарвался, поскольку мой визит советника президента Альянса «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» пришёлся на выходной сутки. Приезжая в купеческую столицу юга Красноярского края, изучая проблематику малого бизнеса, я и предположить не имел возможности, что именно минусинская дошкольная личная инициатива прорвётся через частокол бюрократических преград.
Она уже выросла и приносит первые образовательные плоды.
Общаясь с педагогами Минусинска, я много раз слышал: «Посети «Радугу», взгляни!» В то время, когда согласовывали проект строительства нового образовательного учреждения, Глава города Дмитрий Меркулов сказал: «Не верю, что на этом месте будет сад, выстроите так как очередной магазин». Но организаторы строительства не просто построили отдельное двухэтажное строение без единого бюджетного рубля, но и доказали состоятельность личной педагогической инициативы.
А начальникам Минусинска они признательны за моральную помощь. Уже и контролирующие были, и сам Глава города, и Глава минобразования Красноярского края.
Отправимся же и мы по радуге в гости к детям.
Приветливо встретив у калитки, организатор создания и главный инициатор Центра развития Вера Николаевна Чащина, как долгий экскурсовод, повела меня в таинство современного дошкольного зазеркалья. Первое чувство – педагог-организатор с громадным стажем, компетентна, коммуникабельна.
Чуть позднее выяснится, что она – личный инвестор и пришла из финсектора (второе удивление по окончании внешнего вида самого строения!), а педагогический коллектив трудится самостоятельно. Слаженно и целеустремленно, по причине того, что уже имеется и цель, и познание, к чему стремиться, имеется качественная образовательная и воспитательная услуга, признание своих родителей и чуточку государственныхы служащих, а основное – любовь детей.
Взаимообмен энергий, мыслей, чувств создаёт необычный микроклимат душевного комфорта и взаимопонимания.
Новая-новая сказка
Представьте, прямо с порога вас встречают нарисованные в пастельных тонах сказочные персонажи – совята, причудливые «живые» капельки, мультяшные домишки. Как будто бы в воздухе кружат настоящие осенние листья и зонтики гномов эльфов.
Громадный аквариум с сотней неоновых рыб. И основное – утепленные руки воспитателей.
Как раз десятки заботливых взрослых рук создают воздух праздника и уюта.
Везде порядок и чистота, продумано всё до мелочей. Кроме того термометр в каждой спальне висит на высоте ребенка.
В то время, когда я наивно удивился этому, мне сказали, что температуру нужно знать ежечасно (проветрили ли помещение либо стало душновато), и именно на таком уровне. В саду всё делается для мелких домочадцев.
Вера Чащина: «В то время, когда мне нужно проверить температуру, я разуваюсь, ступаю по полу босиком и сходу осознаю, комфортно мне либо не совсем. Вот ещё пример: дома вы большое количество разрешаете малолетним сыночкам и дочкам «запрещённые» действия?
А у нас на особых стендах и крючки, и розетки с вилками, и сложные бытовые приспособления – другими словами то, что окружает отечественных малышей в быту. Но тут возможно всё это попытаться, потренировать детские пальчики, соответственно развить моторику».
А ещё мне продемонстрировали детские «тайные» уголки. Это в то время, когда за шторкой в особой «нише» возможно посидеть.
Детки обожают уединиться, пускай и на минутку.
В режиме полного дня трудятся три группы. В возрасте от года до полутора лет – это «Лапушки», самые мелкие детки – от полутора до двух лет – «Капельки», от двух до трёх – «Совята».
В каждой группе трудятся два воспитателя и их ассистент. Целый персонал имеет, в соответствии с требованиями, санитарные книжки и образование.
Все группы снабжены, в соответствии с СанПином и ФГОС по дошкольному образованию, игрушками, необходимым оборудованием и литературой. Не в первый раз я заметил «трёхэтажные» кроватки – в то время, когда постельки выдвигаются последовательно трёхуровневой горкой.
Это комфортно! И санузлы тут «как дома» (конечно, с мини-унитазами, со особыми мойками для горшочков и множеством полотенец).
В каждой группе собственная кухонька, и посуда чуть ли не персональная. Тут организовано пятиразовое питание, снабжаемое ОАО «Славянка»: ланч, второй ланч, обед, ужин и полдник.
В каждой группе имеется кулер с пресной водой, которую по соглашению поставляет Минусинский пивзавод – производитель неповторимой минусинской воды (а также марки «Спасский собор»).
Два раза в неделю тут проводятся музыкальные и физкультурные занятия (имеется спортивный зал), и занятия с логопедом. В сетке и учебном плане конкретно образовательной деятельности значатся непременные занятия и тематические праздники.
А ещё в громадном доме детей имеется актовый зал – настоящая сцена, лишь без возвышения (как и положено чтобы не было травм). Сцена с необходимыми атрибутами и кулисами.
В апреле в рамках театральной семь дней дети каждой группы сами принимали участие в театрализованных сказках и потешках.
А в канун Пасхальной семь дней был совершён конкурс на изготовление пасхальной поделки. Дети мастерили их вместе с родителями.
Призы за шедевры взяли победители, но и всем остальным участникам были вручены поощрительные подарки. год насыщен!
Нет предела совершенству!
Приятно поразили меня уличные игровые площадки – настоящий детский парк. Каждый день один раз, а в тёплое время года два раза дети гуляют тут, в буквальном смысле в мире сказок, созданном заботливыми руками воспитателей.
Дорожки с цветными камушками, цветники, «удирающие» из кадушек цветы, стандартное и нестандартное оборудование а также огородик с капустой… И, само собой разумеется, всё около расписано изображениями любимых детских персонажей, а около развешены бессчётные флажочки.
Ещё одна неповторимая образовательная изюминка Центра – несколько «Бусинка», открывшаяся в декабре 2016 года. Занятия в ней проводятся по методике Марии Монтессори. В группе имеется всё нужное для занятий с детьми в возрасте от двух до семи лет.
Педагог Ольга Владимировна Алексина, прошедшая обучение в Столичном университете Монтессори-педагогики, имеет диплом национального примера. Кстати, она дополнительно ведёт создание «и» – кружок детских картин цветным песком.
Ольга Алексина: «Направления Монтессори перевернули все мои взоры на воспитание детей. Главное отличие данной педагогической совокупности в том, что она на первое место ставит личность ребенка, а не комплект обучающих техник и упражнений.
В ходе обучения кроха вправе сам выбрать дидактический материал, выяснить время и характер занятий. Моя роль как педагога замечать в этом ходе за ребенком, содействуя его саморазвитию.
Я выступаю не как наставник, а как человек, что создаёт удобную для развития детей внешнюю среду. Ребёнок сам выбирает то, что ему весьма интересно.Вмешиваться в его деятельность мне разрешено лишь тогда, в то время, когда он сам об этом попросит».
На этом я приостановлю движение журналистских рассуждений. Все равно обо всем не смогу в одной статье поведать.
Через чур богатым был радужный мир, окружающий минусинских детей, а мой мозг не смог охватить всю красоту интерьеров, полноты и убранства разных методик. Одно отмечу – на зависть будущим визитёрам, новым и акулам пера родителям – огромное количество игрушек.
Различных, мягких, говорящих, актуальных пескоструйных, планирующих как матрёшки, пальчиковых, кукольных, головоломок и других, развивающих все виды людских эмоций. Выдохну.
Мир моего детства несравним с этим многообразием. Будет предлог возвратиться и продолжить писательский труд
Возвращаясь к тому, с чего я начал, – к целесообразности создания и системе образования частных детских садов. Сейчас на первый замысел выходит уровень качества предоставляемых одолжений, их соответствие госстандарту.
Исходя из этого в «Радуге» весьма заинтересованы в развитии здоровой конкурентной среды, содействующей совершенствованию образовательного процесса дошкольников. Чем разнообразнее будет спектр образовательных одолжений для детей, тем больше возможности отыскать для каждого ребёнка самый оптимальный «сценарий» развития, в основном учесть личные свойства, возможности и потребности детей.
Андрей Думанский,
редактор еженедельника «Доводы семь дней Енисей», член Правлений Альянса «ЦС ТПП» и Альянса журналистов Красноярского края
FNAF WORLD — Шеф Радуга Победа