Работать по-шведски: ни дня без фики — «наука»

Работать по-шведски: ни дня без фики - «наука»

В Швеции в течение рабочего дня принято делать регулярные перерывы чтобы не спеша выпить кофе с домашними пирогами и в неформальной обстановке пообщаться с сотрудниками.

Многие компании практически заставляют тех собственных сотрудников, привыкшие перекусывать без отрыва от производства, выделять время для таких неспешных кофейных бесед.

По наблюдениям обозревателя BBC Capital, традиция «фика» (кофе-брейков по-шведски) приживается медлено и за пределами страны.

Как кофе разделяет нас на два лагеря

BBC12.06.2015Кофе против пива: питейные привычки немцев

14.07.2013«[Фика] глубоко укоренена в отечественной культуре, — говорит Маттс Йоханссон, соучредитель Da Matteo, сети кофеен в городе Гётеборге. — Большая часть шведов устраивает себе кофейные посиделки по паре раз на дню, причем не только в течение рабочей недели, но и по выходным. Выпивают кофе с домашней выпечкой и общаются.

Это что-то наподобие [коллективного] визита паба, принятого в других государствах».

В Швеции во многих компаниях регулярные перерывы на фику необходимы для всех сотрудников, и кофе раздается за счет компании. Но вот вопрос: побеждают ли культивирующие эту традицию работодатели в плане производительности труда?

«Индекса кофеина» (назовем это так) пока не существует, по крайней мере официально утвержденного. Но Организация развития и экономического сотрудничества (ОЭСР) систематически публикует эти по производительности труда в мире.

Так вот, по итогам совершённого ею в 2014 году анализа производительности в расчете на одного сотрудника в 38 государствах Швеция заняла почетное 11-е место.

Норвегия — еще один скандинавский кофехлеб — вышла на второе место, уступив только Люксембургу.

Одержимые работой американцы были лишь четвертыми. А вот подолгу обедающие французы достигли в этом рейтинге седьмой позиции, покинув на большом растоянии сзади себя Японию (20-е место) и Корею (30-е место), не смотря на то, что обе данные государства и славятся большей, чем в большинстве случаев, длительностью рабочей недели.

Фика шагает по миру

Традиция кофейных бесед — на работе и по окончании — очень ответственна для шведов.

Вот из-за чего шведский мегабренд «Икеа» на своем корпоративном вебсайте опубликовал пассаж следующего содержания: «Фика — это не простой кофе-брейк; это время для общения и отдыха с сотрудниками. Самые решения и удачные идеи появляются как раз на протяжении фики».

Андреас Острём, офпред Торговой палаты Стокгольма, с этим в полной мере согласен.

«Шведский стиль корпоративного управления отличается от того, что принято в других государствах. Он значительно менее иерархичен, — растолковывает Андреас. — В то время, когда структура у вас скорее горизонтальная, чем вертикальная, принципиально важно услышать каждого, кто в нее входит.

Ну а фика именно предполагает и поощряет общение между руководителями и рядовыми сотрудниками. Это красивый метод обменяться взорами на то, как лучше руководить компанией».

Сейчас традиция кофе-брейков по-шведски стала деятельно распространяться далеко за пределами Скандинавии.

Сейчас многие представители корпоративного мира Нью-Йорка, Сиднея и Лондона предпочитают хлебнуть бодрящего напитка не как-нибудь на бегу, между делом, а «с эмоцией и толком» выпить чашечку-вторую.

Вместо подзарядки очередной порцией кофеина наспех они уже намерено выкраивают в собственном графике как минимум пятнадцать минут на осмысленное кофепитие.

Шведский предприниматель Ларс Окерлунд выстроил на ветхой хорошей традиции целую бизнес-империю.

Он перебрался в Нью-Йорк в 2001 году и спустя пять лет открыл на Манхэттене, рядом с Центральным парком собственное первое кафе под брендом FIKA. Сейчас у него уже 17 трудящихся кофеен и еще две на подходе.

Из перечисленного в меню громаднейшей популярностью пользуются кофе, шоколадные конфеты и приготовленная по домашним рецептам выпечка.

Все заведения Ларса вносят собственную лепту в культуру легкой несуетной трапезы, в противовес поглощаемому на ходу фастфуду.

Но что же вдохновило шведского предпринимателя на создание собственной кофейной сети, неспешно разрастающейся в империю?

«Нью-Йорк понравился мне [с самого начала], но, в то время, когда я приехал ко мне жить, хороший кофе мне получалось отыскать разве что в сетевых кофейнях. В западной части береговой полосы большое количество классных мест, где возможно выпить эспрессо, так что я знал, что потенциал имеется.

В этом сегменте рынка я заметил громадной зазор и сделал вывод, что, действуя верно, я смогу сделаться новым Ричардом Брэнсоном, превратиться в фика-миллионера».

Ларс стремился не просто обогатить рацион обитателей Нью-Йорка качественным кофе, но и поделиться с ними иным отношением к судьбе.

«Фика предполагает, что, даже в том случае, если у вас 10 мин. свободного времени, вы имеете возможность нормально насладиться кофе с булочкой, сидя за столом, — говорит предприниматель. — В Нью-Йорке все привыкли питаться на бегу. Но я сделал вывод, что, предложив людям что-нибудь по-настоящему вкусное, я имел возможность бы частично поменять и их образ судьбы, сделать его менее напряженным».

И тогда Ларс начал вставать каждое утро в 4 часа — дабы успевать приготовить свежую выпечку к началу работы собственного первого кафе. Кофе в том направлении поставлялся из Бруклина, от обжарщика элитных сортов.

А шоколадные конфеты изготовлялись на месте.

Ну и как же обитатели Нью-Йорка встретили новое заведение?

«Некоторых визитёров сначала смутила отечественная цена. Мы реализовывали фильтрованный кофе по 2 американского доллара, тогда как в соседней кофейне чашка стоила всего один американский доллар. [Желающим сэкономить] я стал тогда предлагать первую чашку безвозмездно.

Им нравилось, и они возвращались».

На Манхэттене сеть FIKA превратилась уже в масштабное предприятие, со своей собственной кондитерской фабрикой.

Производимая тут соленая карамель взяла в 2014 году золотую медаль на интернациональном конкурсе International Chocolate Awards.

Но, пожалуй, самое большое достижение Ларса содержится в другом: ему удалось убедить всегда торопящихся обитателей Нью-Йорка, что кроме того на протяжении рабочего дня стоит остановиться, перевести дыхание и просто насладиться мгновениями судьбы — в шведском, к примеру, вкусе.

Фика попадает уже и в Австралию. Комфортный мелкий уголок Швеции возможно отыскать в двух шагах от сиднейского пляжа Мэнли.

В 2013 году тут открылось — к большому удивлению местной публики — заведение называющиеся Fika Swedish Kitchen.

Говорит его учредитель Диана Чирилас: «Сперва мы обслуживали по большей части шведских экспатов. Время от времени и австралийцы заглядывали полюбопытствовать, с вопросом: „Шведское — это по большому счету о чем?“ Кое-какие визитёры, принимая нас за швейцарцев, заходили за шоколадом…»

Меняя представления и вкусы

Но отношение неспешно изменяется, отмечает Диана.

«Всё скандинавское в наше время в моде — телесериалы и кинофильмы, дизайнерские магазины… И люди стали проявлять больше интереса».

Шведское кафе Bygga Bo в пригороде Лондона, Волтхэмстоу, выстроило около фики новую культуру досуга.

«Bygga Bo» по-шведски значит «строить гнездо», а у меня фика ассоциируется с домашним уютом и на данный момент, — говорит Малин Хэмилтон, открывшая заведение совместно со своим мужем, Джеймсом, в 2013 году.

«Мы начали данный бизнес с того, что в своем доме устроили что-то наподобие забегаловки с кофе и пирогами. Это имело успех, и тогда мы решили сделать это своим главным занятием. на данный момент у нас имеется магазин шведских товаров, где мы реализовываем всего понемножку, включая керамику, свечи, одежду… Дабы у людей была возможность, в то время, когда им захочется, ощутить себя частью культуры «фика».

Супруг Малин Хэмилтон, Джеймс, отмечает, что в ожиданиях клиентов случились значительные трансформации и сейчас всё больше людей переходит с ширпотреба на неповторимые, мастерски сработанные вещи.

«Фика с таковой ментальностью сходится. Мы сами печем все отечественные пироги, и все аксессуары, каковые мы реализовываем, ручной работы. А люди такую работу ценят.

Они знают, что делается она с душой».

Фика: как было раньше

По традиции фика обязана включать в себя семь пирогов домашнего изготовление. Но не чересчур ли это в условиях современного корпоративного существования, при котором приходится питаться на ходу и наспех?

«В старину надлежало отведать кусочек от семи различных пирогов, и среди тех, кто их испек, появлялось необычное соревнование, из-за которого определялся лучший [кондитер], — растолковывает Йоханссон. — Сейчас масштаб уж не тот, но кое-какие приверженцы традиции продолжают ей направляться. Всё зависит от того, как вы амбициозны».

Шведский язык. Грамматика. Предлоги. Елена Шипилова.


Читать также:

Читайте также: