Природа в металле. уральский мастер рассказал о «магической» гальванопластике — «новости челябинска»
Мастер-ювелир из Челябинска занимается гальванопластикой – художественным покрытием предметов узким слоем металла. Это сложное направление ювелирного дела на Южном Урале мало кто практикует действительно.
Виктор Бажаев поведал Агентству новостей «Доступ» о настоящей «алхимии» и продемонстрировал, как сковать природу в металле.
Собственная ТРОПА
— Все началось еще в юные годы – мой папа был печником и известным архитектором. Именно он привил мне любовь к уральскому камню.
Прошли годы, отца не стало, а я осознал, что продолжу его дело, лишь своим методом. Мое знакомство как раз с гальванопластикой началось в 2010 году, в то время, когда я закончил техникум торговли и художественных промыслов по профессии ювелир-филигранщик.
На протяжении обучения в голове появлялись разные идеи, сохранился целый альбом с эскизами украшений, но реализовать их не представлялось вероятным по техническим обстоятельствам. Сейчас я создал мастерскую «ГОР Волшебство Камня и Природы».
Мы занимаемся украшениями из меди, гальванопластикой, природными камнями и многими вторыми направлениями. Отечественные работы иллюстрируют собой старую японскую технику Ваби-саби, что свидетельствует «скромная простота».
Мы руководствуемся несложным тезисом: «Делай лишь то, что нужно для передачи самого ответственного».
— Из-за чего как раз гальванопластика Вас заинтересовала?
— Именно она разрешила реализовать мне самые сложные, сумасшедшие проекты. К примеру, мы используем авторскую технику Wire Twisted (витая проволока), где серебряная проволока протягивается в узкие нити, каковые дополнительно покрываются гальванической медью.
Способом литья сделать такое не окажется.
ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА
— Гальванопластика была открыта известным физиком Якоби (Борис Семенович Якоби, немецкий физик и русский, 1801-1874гг. – Прим. АН «Доступ»). Но за годы применения эта разработка значительно изменилась.
Изначально ее использовали для копирования предметов. Сейчас это декоративное покрытие природных материалов узким слоем металла.
— Обрисуйте процесс пошагово.
— Возможно обрисовать это на примере древесного страницы. Сперва выбираем подходящий лист и покрываем его токопроводящим слоем (латунью, медью и т.п.) – лист опускается в гальваническую ванную, где затягивается так называемой первичной медью.
Потом идет наращивание декоративного слоя меди, что придает изделию блеск и прочность, позже следуют полировка и шлифовка. Завершающий этап – декоративное покрытие.
ПРИРОДА В МЕТАЛЛЕ
— Какие конкретно предметы возможно покрывать металлом?
— Покрывать возможно фактически каждые предметы – камни, листья растений, насекомых, животных. Фактически все.
— Какова особенность работы с органическими материалами, насекомыми и листьями?
— Специфика работы с страницами такова, что их нужно покрывать гальваническим металлом в свежем виде. В случае если лист сухой, то по окончании нанесения токопроводящего слоя, при погружении в электролит, он начинает впитывать его и теряет форму.
Свежий лист максимально скоро обрабатывается и сохраняет начальный вид. Лист по окончании меди возможно покрыть фактически любым металлом.
— какое количество хранится таковой лист?
— Сам лист будет как будто бы в бронзовом саркофаге, исходя из этого фактически не будет портиться и гнить. При декорировании такими металлами, как золото и серебро, необходимо учитывать, что серебро со временем неизбежно потемнеет, а позолота при постоянном ношении сотрется.
Исходя из этого мы, по желанию клиента, покрываем серебро родием либо никелем, а позолоту восстанавливаем гальванически.
— Трудиться с цветами приходится?
— Тут обстановка мало сложнее, чем с страницами. Вместо меди токопроводящим слоем выступает узкая пленка серебра, что технически более сложно.
К примеру, сравнительно не так давно дама попросила сделать розу – причем в цветок должен был быть полым, а снаружи смотреться, как в большинстве случаев, она желала сделать из нее ароматницу…
ВОРОНЬИ ЛАПКИ И НАСЕКОМЫЕ
— Вы говорили, что возможно покрывать металлом насекомых. Как это делается?
— Я не приверженец данной практики – жалко и достаточно сложно. Помимо этого, насекомые в отечественной мастерской спросом пока не пользуются. Но чисто технически…
Насекомое размачивают, придают особую форму – соединяют лапки, дабы они не сломались.
— Что по поводу животных?
— Лично мне было нужно лишь в один раз трудиться с засушенными вороньими лапками. Женщина передала натуральные вороньи лапки, каковые носила на шее, и попросила сделать для них кулонник.
Мы сделали макет из воска и покрыли его гальванической медью. Оказался уникальный подвес.
РАДУЖНАЯ ПАТИНА
— Как я знаю, имеется изделия с радужным покрытием – что это?
— Вправду, имеется такая техника, которую в народе именуют радужной патиной, но верное наименование – оксидная пленка. Это особый раствор щелочи, бронзового купороса и сахара-рафинада, что и дает таковой занимательный переход. «Радуга» накладывается циклично, исходя из этого возможно приблизительно предугадать, в каком порядке будут цвета, а их оттенок регулировать силой тока.
Большой ток позволяет взять фиолетовые и темно-зеленые тона, а более низкий будет давать броские цвета – красный, желтый либо золотой. К примеру, данной весной у нас востребованы кленовые листья с радужной патиной.
РУЧНАЯ КОРА
— Какое Ваше любимое направление в гальванопластике?
— Больше всего мне нравится трудиться с уральскими камнями. Особое наслаждение доставляет отечественная авторская техника Hand Bark либо «ручная кора».
Мы делаем шинку (ободок кольца) так, дабы она в один момент была похожа на кору и литую подробность. Тут возможно очень фантазировать.
— Поведайте о самых безумных и необычных работах проектах.
— Был один необыкновенный кулон, база для которого была сделана из подшипника итальянского мотора, в центре которого громадный кабошон граната (метод обработки камня, при котором он получает ровную выпуклую отполированную поверхность без граней), что крепился переплетенными проволоками, как будто бы молниями.
Скопился целый альбом эскизов, каковые вычислены на сочетание гальванопластики и природного камня. В замыслах – сделать объемное колье, добрая половина которого будет воображать собой ветку дерева, а вторая часть – каменные бусы.
— Изначально гальванопластика употреблялась для копирования вещей. Вы этим занимаетесь?
— в один раз пробовали делать монету на цикаду и заказ. Изготовили гипсовую форму, покрыли ее токопроводящим слоем – и по окончании гальванического омеднения оказалась правильная копия цикады.
К примеру, многие скульптуры и памятники в линии Петербурга сделаны способом гальванопластики.
УТОНЧЕННЫЙ АЛХИМИК
— Вы занимаетесь достаточно необыкновенным делом. Ощущаете себя алхимиком?
— Думаю, со стороны все как раз так и выглядит, в особенности в то время, когда я сижу в лабораторном халате, очках и тружусь.
— Лично носите собственные изделия?
— Лишь определенные. Честно говоря, как ни пробую сделать проект лично для себя, получается весьма женственно.
К примеру, сравнительно не так давно ездили с сотрудником за лунным камнем, из которого я сделал роскошный кабошон для вставки в колечко. Но оно оказалось через чур утонченным для меня.
— Вы трудитесь ювелиром. Возможно, все дома у Вас носят украшения?
— Само собой разумеется, не редкость, сделаешь украшение, а супруга, заметив итог, требует: «Это я заберу себе».
— Какие конкретно изделия самый популярны?
— Весной частенько просят броские украшения в радужной патине, в осеннюю пору и зимний период весьма популярны становятся серебрение и позолота. Исходя из этого возможно сообщить, существует определенная сезонность.
А для меня лето – это не только период отдыха, но и время поездок по Уралу в отыскивании камней для отечественных украшений.
Сергей Боровинских,
фото из личного архива Виктора Бажаева
Неизведаный Урал, мои телепрограммы, Челябинск, Челябинская область, Трехгорный, природа,