Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению рпц рассказал газете.ru о социальных проектах церкви
— Как вы сами пришли к социальному служению?
— Давным-давно, в то время, когда я был еще неверующим человеком, меня посетила идея, что смысл жизни возможно отыскать в служении вторым. До этого я искал смысл жизни в мастерстве: в театре, в литературе, в кино.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — духовник православной работы помощи «Милосердие», глава Синодального отдела по…
Но лишь в то время, когда отправился трудиться санитаром в поликлинику, почувствовал, что настоящий смысл жизни — в служении вторым.
Позднее я крестился и стал священником. В то время, когда мне было 40 лет, у меня погибла супруга и меня прописали настоятелем в больничном храме.
В том месте я начал помогать сестрам милосердия, при храме появилось училище сестер милосердия. И вот так неспешно я приобщился к этому делу.
— на данный момент вы возглавляете Синодальный отдел по социальному служению. Каковы главные направления работы отдела?
— Мы стараемся помогать всем, кто в этом испытывает недостаток. К примеру, многодетным семьям. В этих условиях многодетные родители совершают весьма тяжёлый подвиг.
Многие современные семьи не решаются выполнять то, что заповедано Всевышним, находя объяснения и разные причины чтобы не рожать детей. Исходя из этого многодетные родители сейчас вынуждены быть собственного рода белыми воронами.
Помощь этим людям для нас в приоритете. В епархиях появляется все больше проектов и инициатив, каковые нацелены на поддержку многодетных семей: центры гуманитарной вещевой помощи, детские ясли и сады, летние лагеря, работы добровольцев, без которых родителям иногда бывает очень сложно совладать.
Само собой разумеется, в помощи нуждаются дети-калеки, дети из неполных семей, дети, каковые лишились своих родителей. Им мы также помогаем. на данный момент в России действует 90 церковных детских приютов. Довольно часто они появлялись стихийно –
священники, настоятели монастырей не могли мириться с тем, что в интернатах без родительской заботы, без воспитания остаются дети. Строился приют, довольно часто совсем небольшой по размеру, священникам передавались на воспитание дети.
И сейчас мы видим, что в этих приютах в домашней обстановке вырастают превосходные люди!
Синодальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности
Синодальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности был создан в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Сейчас Синодальный отдел координирует более 2800…
Выпускники церковных приютов приобретают высшее образование и среднее и значительно лучше устраиваются, чем выпускники национальных детских домов.
Мы помогаем старым людям. Они пережили сверхтяжелый XX век, ужасную войну, попрание людских свобод и другие кошмары советской судьбе. на данный момент они приобретают мизерную пенсию, у них во многих регионах нет денег кроме того на дрова.
Всего в Российской Федерации действует более 40 богаделен — мест, где одинокие тяжелобольные старики живут в условиях, родных к домашним. Их опекают сестры милосердия и доктора. В Москве также имеется такие учреждения.
В следующем году православная работа помощи «Милосердие» откроет в Москве новую богадельню, вычисленную на 18 мест.
С технической точки зрения новая богадельня в Москве не будет уступать национальным приютам: помещение оборудуют лифтами, особыми ванными , широкими дверными проемами, пандусами. Но для пожилого человека не меньше ответственны забота, внимание, человеческое тепло и искреннее участие в его проблемах.
Довольно часто всего этого не достаточно в национальных учреждениях.
Помимо этого, мы, конечно же, помогаем калекам, бесприютным, людям, у которых имеется склонность к наркомании и алкоголизму. Мы стараемся не только накормить бездомного, но и дать ему настоящую возможность возвратиться в общество.
В то время, когда в Москве лишь показался отечественный автобус «Милосердие», перед ним стояла одна несложная цель – спасти зимний период как возможно больше людей от смерти из-за переохлаждения. Через пара лет мэрия и горсовет Москвы создали собственный подобный проект, и именно поэтому на данный момент, слава Всевышнему, смертность среди бездомных значительно уменьшается.
И мы больше думаем над тем, как реабилитировать таких людей.
В епархиях появляются приюты для бесприютных (на данный момент их более 60. – «Газеты.Ru»), каковые стараются оказать комплексную помощь – вернуть документы, привить навыки независимой судьбе, трудоустроить человека.
Действительно, в Москве до сих пор для того чтобы центра у Церкви нет, не смотря на то, что мы в далеком прошлом просим мэрия и горсовет Москвы выделить для его создания надел земли. Мы бы желали, дабы в нем бесприютные были не просто постояльцами, а смогли начать сами решать собственные вопросы, жить как у себя дома, а не как в казенном учреждении.
Мы уже купили мобильную душевую для бесприютных, которую возможно поставить рядом с приютом. Но самого приюта так же, как и прежде нет.
Православная работа помощи «Милосердие»
Православная работа помощи «Милосердие» — наибольшая православная социальная работа России, которая объединяет в Москве 23 социальных проекта…
Важным злом для отечественного общества есть наркомания. Церковь не отгораживается от наркозависимых людей, а пытается им оказать помощь.
Из года в год появляется все больше церковных реабилитационных центров для наркоманов. В Москве при отечественном отделе действует Координационный центр по противодействию наркомании.
По его подсчетам, на данный момент в стране 62 церковных реабилитационных центра, каковые способны в один момент принять около 1000 человек. Отечественные эксперты выезжают за предел для ознакомления с современными методиками работы, совсем сравнительно не так давно была создана церковная методика реабилитации наркоманов.
— Как вы решаете, кому как раз нужна помощь? Это какие-то директивы сверху?
— Большая часть церковных социальных проектов появляется не в следствии директив, а в ответ на просьбы о помощи.
К тому же вы самую малость неправильно воображаете отечественную работу. Социальная работа, само собой разумеется, поддерживается патриархом, на Высшем церковном совете, Священном синоде, Архиерейском соборе принимаются разные документы.
Но это служение конечно для Церкви. Главная отечественная задача — не выдумывать что-то новое, а поддерживать и более действенно применять и развивать то, что у нас уже имеется. А основное, что у нас имеется, – это любовь.
Служение вторым — это не работа, а служение любви.
Отечественный отдел – это не просто какое-то министерство, которое за чем-то следит. Любая епархия тут независима в собственной работе, любой архиерей сам решает, чем занимается его епархия, на каждом приходе у настоятеля храма имеется определенная степень свободы, и он также сам выбирает, чем ему заниматься.
Мы не можем спустить какую-то директиву и заявить, что, к примеру, сейчас мы идем в детдома, а на следующий день помогаем старым.
К тому же, само собой разумеется, мы стараемся координировать социальную работу в методическом, организационном замысле, говорить об успешном опыте, консультировать, помогать епархиям. Во многих приходах на данный момент показались социальные работники, мы занимаемся их обучением.
Приезжаем в различные федеральные округа, проводим конференции, уже пара лет ведем на отечественном сайте дистанционное обучение – в формате веб-семинаров. В этих веб-семинарах участвуют много людей из епархий различных регионов нашей страны а также из-за предела.
Тех соцработников, каковые прошли данный курс, мы приглашаем в Москву на стажировку.
— Все ваши проекты лишь для верующих?
— Вовсе нет. К примеру, один из добровольцев работы «Милосердие», что занимается ремонтом на дому для отечественных подопечных, есть некрещеным.
Но он весьма яркий, хороший человек. В случае если у человека имеется искреннее желание помогать вторым, делать добро — он уже на пути к Всевышнему – источнику хороша.
В отечественную работу добровольцев «Милосердие» время от времени приходят представители вторых религий. Были случаи, в то время, когда в добровольцы записывались мусульмане, протестанты, католики.
— Ведение для того чтобы количества социальных проектов требует важного финансирования. Откуда идут средства на эти проекты Церкви?
— Частично отечественные затраты покрывают субсидии и гранты, но большинство средств – это частные пожертвования. К примеру, в православной работе помощи «Милосердие» более 70 процентов всех поступлений составляют частные пожертвования.
Имеется люди, каковые нам оказывают помощь весьма в далеком прошлом, к примеру дирижер Владимир Федосеев. Он устраивает благотворительные концерты Громадного оркестра в пользу отечественной работы «Милосердие» и вот уже больше 20 лет оказывает помощь нам из собственных личных средств.
Нас поддерживают «приятели милосердия» — те люди, каковые регулярными маленькими перечислениями разрешают выживать отечественным проектам. Мы открыты, и возможно проверить все, что мы делаем: денежные отчеты ежемесячно публикуются в общем доступе на сайте «Милосердие.ru».
К сожалению, в текущем году пожертвования от «друзей милосердия» сократились. Дабы отечественные проекты продолжали собственную работу, нужна постоянная помощь гражданского общества.
— У страны кроме этого имеется структуры социальной помощи. Как вы оцениваете их эффективность?
— Социальная совокупность страны – это монополия, в которой национальные органы сами себе выделяют деньги на собственную работу, сами их тратят и сами себя осуществляют контроль. Ясно, что эта совокупность несовершенная, она не ориентирована на человека.
Несложный пример. Имеется такое понятие, как социальная услуга. В развитых государствах средства на оплату одолжений идут за человеком.
Это что может значить? Вместо того дабы сидеть в очереди и слышать хамство от единственного эксперта в единственном национальном учреждении, человек сам может выбрать, какое учреждение ему будет оказывать помощь, и по факту этого выбора государство должно будет перечислить средства той организации, которую выбрал человек.
Появляется борьба, улучшается уровень качества услуг. У нас же до сих пор сохраняется совокупность советского примера.
Вот еще пример.
На ребенка-калеки в национальном интернате в Москве выделяется больше 100 тыс. рублей в месяц. Наряду с этим, в случае если данный ребенок живет в семье, на него выделяется средств многократно меньше.
Получается, сама совокупность подталкивает людей отдавать детей в интернаты и мешает усыновлению.
До революции милосердие было частным делом и в нем принимали участие многие люди. В то время, когда к власти пришли безбожники, каковые желали выстроить новый мир и отрицали все традиции, они создали ту совокупность, которая жива до сих пор, не смотря на то, что у нас уже нет советских учреждений.
В советское время государство монополизировало социальную деятельность и заниматься делами милосердия Церкви не разрещалось. Если бы мы в советское время открыли приют, нас бы посадили в колонию.
Государство хвалилось собственной социальной работой и наряду с этим прятало всех нуждающихся в помощи людей в закрытые учреждения, куда не было доступа. Для этих людей было особенное гетто.
В том месте была крыша и еда над головой, какой-то уход, но наряду с этим жизнь тех, кто в том месте был, очень сильно отличалась от обычной судьбы. Эти люди не были включены в судьбу общества.
А ведь во всем мире калеки интегрированы в общество, они ездят на публичном транспорте, ходят в магазины, их стараются поддержать в обществе. А у нас старики, калеки, сироты от общества оторваны. на данный момент тысячи, десятки тысяч людей скрыты от отечественных глаз в закрытых психоневрологических интернатах, детских зданиях для детей-калек, зданиях старых, где они никому не необходимы.
Неспешно государство начинает осознавать, что в таких учреждениях необходимы добровольцы. Принимаются внутренние документы, инструкции, каковые обязывают управление учреждений отчитываться о том, как они завлекают добровольцев.
Но одними документами делу не поможешь. Необходимо, дабы в ответе неприятности учавствовали настоящие живые люди – добровольцы, гражданские активисты.
В случае если их не будет, слова об открытости, заботе, уходе, общении с людьми в этих госучреждениях так и останутся словами.
В национальной совокупности не развита совокупность реабилитации людей на всех уровнях – ни наркоманов, ни бездомных, ни детей-калек. В Российской Федерации не учат этому, и в штатном расписании не предусмотрено нужное количество людей для реабилитации.
— На социальные проекты РПЦ государство выделяет деньги?
— Да, но на данный момент это скорее исключение из правил. Заберём, к примеру, православную работу помощи «Милосердие», которая трудится в Москве.
Из бюджета города полностью финансируется программа реабилитации столичных детей с ДЦП в отечественном медцентре, практически на 50% покрывается цена обучения детей в школе, детские дома же приобретают не больше 10% затрат — по большей части средства выделяются лишь на одежду и питание. Кроме этого кое-какие отечественные проекты приобретают разовое финансирование в виде грантов.
Но гранты хороши лишь чтобы начать проект. Позже должны быть другие механизмы финансирования действующих действенных социальных работ. У нас так как не фонд, что собирает средства и просто перенаправляет их нуждающимся.
Этим мы также занимаемся, но большая часть отечественных проектов в Москве являются законченную инфраструктуру по оказанию помощи самым различным категориям людей. В штате работы «Милосердие» — доктора, учителя, психологи, воспитатели, каковые трудятся в детских зданиях, приюте для беременных, богадельне, школе.
Мы должны платить им заработную плат, человек так как не имеет возможности трудиться безвозмездно – ему нужно наряжаться, что-то имеется.
— Имеется ли среди церковных социальных проектов неповторимые?
— Да, само собой разумеется. В Санкт-Петербурге как раз Церковь была инициатором создания первого в Российской Федерации детского хосписа, и по сей день директором этого учреждения есть священник.
Неповторимый проект – питерский центр реабилитации несовершеннолетних подростков святителя Василия Великого.
В том направлении попадают условно осужденные дети, которых опытные эксперты возвращают к обычной судьбе – знакомят с культурой, мастерством, ходят вместе с ними в походы, занимаются паркуром, скалолазанием и другими современными видами спорта.
Я уже сказал про автобус «Милосердие», что зимний период по ночам выручает от замерзания бесприютных в Москве. Данный проект во многом стал примером для аналогичной национальной мобильной работы.
Отечественная Свято-Спиридоньевская богадельня в Москве резко отличается от национальных приютов для стариков. У нас это две простых квартиры, где у каждого имеется собственные вещи, а не просто больничная палата, где человек обязан доживать остаток собственных дней безрадостно и в одиночестве.
В столичной работе помощи «Милосердие» имеется и другие неповторимые проекты. У нас действует несколько дневного нахождения для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практически это детский сад, куда мама может привести собственного ребенка для общения и реабилитации с другими детьми. на данный момент собственной очереди в группу ожидают больше 100 семей.
Ни в одном медицинском учреждении не занимаются комплексной помощью больным боковым амиотрофическим склерозом (БАС) — это серьёзное редкое заболевание, при котором неспешно перестают трудиться все мускулы и люди умирают от удушья. на данный момент таких больных лишь в Москве около 700 человек. Уменьшить страдания этих людей возможно посредством аппаратов неестественного дыхания, но они много стоят, и не все смогут себе их разрешить купить.
Исходя из этого в работе «Милосердие» мы открыли особую программу «Дыхание» и собираем средства на приобретение аппаратов. Отечественные доктора, соцработники, психологи оказывают всестороннюю помощь их семьям и пациентам.
презентация и Популяризация благотворительности социальных проектов на фестивале \