Помогите, сами мы местные

Помогите, сами мы местные

На недавнем Интернациональном экономическом форуме в Петербурге Президент РФ Дм. Медведев заявил о намерении радикально поменять схему национального управления на местах.

Мечта главы страны – современная муниципальная совокупность европейского толка, где любая территория имеет достаточно средств и полномочий для независимого ответа насущных неприятностей. О возможностях заявленной «перестройки» и современных проблемах русских муниципалитетов «АН» поболтали со руководителем и – Светланой исполкома Общероссийского совета местного самоуправления, участником Общественной палаты РФ.

Призрак муниципалитета

– Светлана Викторовна, попытка выстроить в Российской Федерации совокупность местного самоуправления по зарубежному примеру уже была, причем недавно. В 2003 году закон №131-ФЗ дал старт муниципальной реформе: в Российской Федерации показались тысячи новых поселений со собственными начальниками, полномочиями и уставами.

Снаружи все оказалось так же, как на западе. Но прогрессивная совокупность так и не получила

– Вправду, реформа 2003 года была во многом списана с западных образцов

(прежде всего с германской модели). Но желали как лучше – вышло как неизменно.

– В чем это выразилось?

– Мы постарались скопировать существующее в Европе четкое разделение полномочий между уровнями власти. Но сделать это грамотно не удалось. Многие вопросы местного значения остались в ведении и района, и поселения. Исходя из этого не ясно, кто и что обязан делать.

Помимо этого, местным бюджетам хронически не достаточно денег. В Германии территории объединяются в район как свободные и денежно обеспеченные партнеры, которым совместно эргономичнее решать вопросы.

У нас бюджетная политика выстроена не на предоставлении возможностей получать самостоятельно, а на постоянных трансфертах «сверху вниз». Наряду с этим грамотный механизм этих трансфертов никто не продумал.

Так что муниципалитеты, вместо того дабы стать опорой федеральной власти, стали самым не сильный ее звеном: полномочий – масса, а денег на их реализацию нет.

– Откуда их возможно забрать?

– Во всем мире основной источник – налоги. В Российской Федерации муниципалы смогут брать себе только налог на недвижимость физических лиц, налог на землю и маленькую часть подоходного налога. Другое уходит в вышестоящие бюджеты.

Как желаешь, так и живи.

– А бизнес формированию «родных» территорий помогать не желает?

– Желает, но не имеет возможности. Все налоги каковые платит бизнес (включая налог на сборы и прибыль по упрощенной совокупности налогообложения), всецело забирает себе регион.

Кстати, субъектам разрешено право передавать «упрощенку» в муниципалитеты, но пользуются данной возможностью немногие.

От таковой обстановки страдают и сами предприниматели. Мне вспоминается разговор с хозяином большого завода в маленьком уральском районном центре.

Он готов отдавать 5% собственного дохода на потребности бедного района, где нет ни обычных дорог, ни приличного жилья. На эти средства муниципалитет озолотился бы. Но по закону предприниматель для того чтобы права не имеет.

Исходя из этого успешное предприятие, чью продукцию берут во всем мире, превратилось, по словам обладателя, в хрустальный дворец среди выжженной пустыни. И такие обстановки видятся по всей стране.

Нарушители невольно

– Был бы у района либо города грамотный глава, не было бы таких неприятностей. В это же время муниципальные выборы в далеком прошлом стали притчей во языцех: должности занимают или местные предприниматели, или «варяги» – ставленники региона. И тем и вторым нет никакого дела до настоящих потребностей людей

– Дайте обычные условия работы – и в муниципальную власть придут люди, каковые знают неприятности людей и могут их решать. На сегодня работа на должности главы маленького поселения такая каторжная, что умный, здравомыслящий человек за нее попросту не возьмется.

Как раз исходя из этого на выборы идут воротилы, не заинтересованные ни в чем, не считая передела собственности. Помимо этого, существует значительная неприятность с компетентностью «местных» управленцев.

Федеральная программа подготовки муниципальных кадров, на которую были выделены огромные деньги, фактически стоит. Все ушло на открытие методических центров.

На сам процесс обучения средств уже не предусмотрено.

– Но точно имеется районы, где начальники пробуют трудиться честно

– И обычно попадают под «наказывающий клинок» надзорных органов. В случае если человек соглашается возглавить муниципалитет, он машинально делается потенциальным правонарушителем.

Как ни парадоксально, функционировать в рамках закона и наряду с этим делать все собственные обязанности сейчас фактически нереально. Получается дикая задача: или трудись кое-как, любо рискуй репутацией и должностью.

– И как – рискуют?

– какое количество угодно. Совсем сравнительно не так давно «по шапке» взял начальник одного из районов Астраханской области. В том месте появилась чрезвычайная обстановка: нашествие саранчи на поля.

Глава района в экстренном порядке выделил деньги на приобретение нужных химикатов. И получил взыскание за нарушение пресловутого закона о госзакупках: ему следовало подать заявку, в течение 40 дней ожидать разрешения на проведение аукциона, позже его проводить и лишь позже тратить казенные деньги.

В Оренбургской области глава одного из районов по большому счету попал под дело – за то, что на бюджетные средства создал на собственной территории месторождение гравия и отремонтировал недалеко от дороги. Ему инкриминировали превышение должностных полномочий: освоением недр смогут заниматься только коммерческие компании.

Еще пример. В Новосибирской области глава района, дабы привлечь инвесторов, опустил цену на аренду почвы. Мгновенно последовал окрик: цену опускать запрещено, поскольку тем самым глава снижает доход муниципалитета.

Продолжать возможно вечно!

– Каких шагов «местные» ожидают по окончании заявления президента?

– Основное, что нас радует, – президент согласен с тем, что при нынешней «вертикализации» у муниципального управления будущего нет. Сохраняем надежду, что порочную совокупность начнут медлено поменять: дадут поселениям кое-какие налоги, законодательно закрепят взаимо­связь между развитием местного бизнеса и благосостоянием муниципалитета, разрешат взаимодействовать с бизнесом, ослабят связь между районов и поселений.

Безу­как будто бы, работа предстоит большая.

Дополнительный довод

– На фоне общей нищеты завлекает внимание интересный факт: кроме того самое маленькое сельское поселение по закону должно иметь личный интернет-портал. На его администрирование и создание точно тратятся большие деньги.

Не лучше ли разрешить войти их на более насущные потребности?

– Интернет-порталы всех городов создаются региональными администрациями. По поводу их бесполезности я бы поспорила.

Мне вспоминается курьезный случай на одном из съездов Общероссийского совета местного самоуправления. Представители маленького муниципалитета из Костромской области с упоением говорили, как им удалось пополнить собственную прибыльную базу.

Власти выстроили домики на берегу озера и сдавали их в аренду туристам. По словам делегатов, спрос – большой, условия – самые лучшие: прекраснейшие пейзажи, огромное количество грибов и ягод в лесу Участники съезда заинтересовались и решили воспользоваться предложением.

Но по окончании окончания съезда данные об данной прекрасной турбазе в сети отыскать так и не удалось, а телефонов костромских делегатов никто не записал.

Так что личный сайт – далеко не всегда безлюдная трата средств.

Неправильные люди

– Власть имущие обожают твердить, что дело не в деньгах и не в коряво распределенных полномочиях. Дескать, основная беда – народ у нас не тот! В Европе люди сами участвуют в управлении, выдвигают собственные идеи, сообща решают вопросы.

Причем чем меньше поселение, тем действеннее сотрудничество с властями, потому, что все друг друга знают.

– Встречный вопрос: а кому у нас принимать участие в управлении территориями? В 2003 году при определении границ новых муниципальных территорий власти пользовались только географическим критерием.

Поселение формировалось так, дабы от его границы до учреждения, где сидит управление муниципалитета, возможно было за день добраться пешком. Больше не учитывали ничего!

Никто не наблюдал, как развита территория, сколько народа в том месте живёт, на чем возможно будет получать.

В итоге, к примеру, из 18,5 тысячи сельских поселений в Российской Федерации одна треть – «мертвые». В том месте живут одни пенсионеры, нет ни рабочих мест, ни дорог, ни социальной инфраструктуры.

Но имеется чиновники-управленцы, которых нужно кормить из собственного бюджета. В районных центрах обстановка не лучше.

– Ясно, что в таком положении ни о каком «европейском» самоуправлении обращение идти не имеет возможности.

– Но, надеюсь, скоро обстановка изменится. Источником новых веяний в полной мере смогут стать большие сибирские города. В том месте на данный момент много появляются так именуемые ТОСы – территориальные органы самоуправления.

В них объединяются обитатели одного района либо квартала. ТОСовцы решают вопросы благоустройства, выполняют спортивные мероприятия.

В некоторых городах – к примеру, в Томске, Омске, Новосибирске – они имеют личный бюджет, поскольку управление города выделяет им особые гранты. Так же ТОСы действуют в Калуге, Сталинграде последовательности городов Столичной области.

Такое самоуправление максимально приближено к европейской схеме. Кроме этого занимательный опыт демонстрирует Дагестан.

В том месте начальник Гунибского района тесно сотрудничает с уехавшими земляками, каковые открыли собственный бизнес. Те с наслаждением оказывают помощь «малой Отчизне».

Чем не пример всем остальным?

Столичный романс. Ногу свело: живой концерт в программе Захара Прилепина \


Читать также:

Читайте также: