Пять исторических объектов москвы, которые возможно восстановить
Медный фонтан против Металлического Феликса
О том, дабы вернуть Лубянской площади ее исторический вид времен 1830-х годов, в столице заговорили на фоне неутихающих споров о восстановлении монумента Дзержинскому. Скульптура показалась во второй половине 50-ых годов двадцатого века ровно на том же месте, где до этого практически столетие стоял фонтан работы выдающегося скульптора Ивана Витали.
По счастью, медного «старожила» не выкинули и не переплавили: фонтан «приютили» академики, и он сейчас стоит около РАН, действительно, в нерабочем состоянии.
Wikimedia Commons Фонтан на Лубянскои площади, 1910 год
Возвращение фонтана на его исторически законное место — это один из вариантов ответа «существующей градостроительной неорганизованности Лубянской площади», вычисляет москвовед и координатор публичного перемещения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. «По окончании исчезновения монумента Дзержинскому Лубянка вправду испытывает недостаток в организующем, композиционном стержне, — растолковывает он. — Помимо этого,
ответ вернуть фонтан не есть идеологическим, заведомо конфликтным, в то время как предложение установить ту либо иную историческую фигуру постоянно разделяет общество.
Помимо этого, фонтан — это образ чистоты, очищения, что само по себе приятно».
Москва в окопах
С началом лета Москва превратилась в громадную стройку. Пара десятков улиц были перекопаны, тротуары разобраны, а автомобили замерли в новых…
17
Не составит сложностей установка фонтана и с технической точки зрения. До сих пор сохранилась подводка Мытищинского водопровода, выстроенного еще в эру Екатерины Великой и питавшего более 50 фонтанов по всей Москве.
Кроме этого, по словам заслуженного архитектора России Зои Харитоновой, под площадью имеется пара этажей подземного пространства, исходя из этого место, где сделать водонапорную совокупность, найдется.
Но настоящий фонтан трогать запрещено, на его место направляться поставить идеально сделанную копию, уверена архитектор. «Ветхий фонтан — уже антиквариат, ему 180 лет, он рассыплется, в случае если его на данный момент прикоснуться. Фонтан отлично стоит около РАН, за ним в том месте заботятся, не смотря на то, что он требует громадной реставрации, на которую у академиков до тех пор пока нет денег.
В том месте имеется потерянные подробности — львиные морды, орлы наверху. Это все реально отыскать, скульпторы смогут сделать один к одному», — поведала Харитонова.
Архитектор сказала, что фонтан есть собственностью РАН, а не города. «Исходя из этого Москва не имеет права его схватить и носить. Я считаю, что необходимо в обязательном порядке делать хорошую копию, которая еще 100 лет простоит на Лубянке, которая была бы защищена от всех атмосферных и экологических опасностей», — отметила она.
Москве нужны фонтаны, а не монументы сурового вида, заявила Харитонова: «Вода в городе есть источником умиротворенного настроения, приятной, расслабляющей обстановки».
Любопытно, что, не смотря на то, что во времена Екатерины I строить фонтаны было в разы сложнее, их было намного больше, чем в столице на данный момент.
Любая значимая площадь города была украшена прекрасным фонтаном, и все они были частью широкой совокупности неповторимого Мытищинского водопровода, вычисленного так, что вода в нем текла сама собой, без насосов, и питала все фонтаны. На сегодня от прежнего водного великолепия сохранилось всего лишь два фонтана — рабочий на Театральной площади и отключенный у РАН, что и подумывают возвратить на Лубянку.
Но кое-какие специалисты призывают не торопиться с этим ответом. Нужен важный анализ, необходимо наблюдать чертежи и рисунки, уверен историк-москвовед Александр Можаев, эксперт Музея архитектуры им.
Щусева.
«Фонтан замечательно «держал» ветхую площадь, которая была в совсем втором масштабе. Не потеряется ли он на данный момент, среди всего огромного нового пространства?» —
задается вопросом специалист.
Феликсу укажут на место
Московская городская дума разрешила проведение референдума по возврату монумента Дзержинскому на Лубянку, но запретила задавать вопросы вывод москвичей о реформах в…
Современную композицию Лубянки превосходно «держал» монумент Дзержинскому, без него когда-то прекраснейшая площадь столицы превратилась в совсем бесформенное, неорганизованное пространство, считает Можаев. «Фонтан, что именуется, из второй, прошлой оперы. Если бы обращение шла о том, что будут воссоздавать и Китайгородские башни Владимирских ворот, к каким фонтан прилагался и был в комплексе, тогда другое дело.
Со строениями, каковые на данный момент формируют площадь, он ни при каких обстоятельствах совместно не «игрался» и вряд ли на это вычислен», — уверен Можаев.
Наряду с этим, как очень отметил координатор «Архнадзора» Рахматуллин,
предложение о возвращении фонтана на Лубянскую площадь ни за что не есть высказыванием за установку монумента князю Владимиру на Боровицкой.
«Тут не должно быть привязки и размена. Боровицкая площадь в отличие от Лубянской не испытывает недостаток в монументальном выговоре.
Более того, дом Пашкова требует, дабы ничего для того чтобы перед ним не было», — выделил москвовед.
Выход в город
Среди исторических строений, каковые архитекторы грезят вернуть в столицу, Сухарева Красные и башня ворота. Исторически они были воротами города, находились в линии муниципальных валов, приблизительно по центру Садового кольца, и оба пали жертвами транспортного расширения в 1930-х годах.
У Сухаревой башни весьма богатая история. Она была выстроена по инициативе Петра I в признательность Сухаревскому полку за оказанную Петру помощь на протяжении стрелецкого бунта.
В начале XVIII века тут по требованию приближенного к русскому царю Якова Брюса открылась первая навигационная школа, позже — контора Адмиралтейской коллегии.
Wikimedia Commons Сухарева башня, вид со Сретенки, 1915 год
С Сухаревой и персоной Брюса башней связан замечательный пласт муниципального мещанского фольклора. Москвичи верили, что приближенный к Петру немец Брюс, одаренный во многих науках и увлекающийся коллекционированием диковинок, чернокнижник.
По преданиям, в Сухаревой башне он хранил известную Тёмную книгу, даровавшую обладателю власть над миром, тут же он колдовал, превращал свинец в золото и трудился над эликсиром бессмертия. А по ночам, были уверенны жители, Брюс летал над городом на «металлической птице».
Проект восстановления Сухаревой башни много раз поднимался начиная с 80-х годов прошлого века, говорили об этом и в прошедшем сезоне.
«Характерно, что экс-мэр Москвы Юрий Лужков, что обожал огромные и эффектные проекты, не заинтересовался Сухаревой башней», — отметил Рахматуллин.
Владимиру устроят выборы
Москвичам внесли предложение самим выбрать место для монумента князю Владимиру. Российское военно-историческое общество — инициатор установки —…
Теоретически воссоздание Сухаревой башни и Красных ворот возможно, полагают аналитики. Но фактически это весьма сложно осуществить из-за замечательных транспортных потоков.
А восстановление этих строений на втором месте бессмысленно. «Эти монументы несли градостроительную роль. Сухарева башня замыкала возможности всех пролегающих рядом улиц.
Она открывала радиус, она, как и Красные ворота, была воротами в город и из города — в царские резиденции на Яузе», — растолковал Рахматуллин.
Wikimedia Commons Красные ворота
Но сильная доминанта в виде Сухаревой башни городу легко нужна, уверены специалисты.
«Сухарева башня — ответственный знак Москвы, ее историческая и градостроительная доминанта. Она держала на себе целый кусок города, улицы на ней сходились.
Наряду с этим нужно осознавать, что это была скульптурная неповторимая работа того времени, которую на данный момент не факт, что возможно повторить», — вычисляет Можаев.
«На Садовом кольце выстроили ужасный бизнес-центр. А в противовес этому тяжелому современному сооружению нужно бы вернуть вертикаль, Сухареву башню, которая столько лет в том месте стояла, — говорит Зоя Харитонова. — Да и сама по себе башня весьма прекрасна, у нее превосходные архитектурные подробности, многие из которых сохранились». В частности,
один из наличников был перенесен в Донской монастырь, а часы установили на башне Передних ворот в Коломенском.
Действительно, наслаждение это будет не из недорогих, признает Харитонова. «Башню необходимо складывать из натурального камня, ни за что не из бетона. А все каменоломни, где раньше добывался белый столичный камень, сейчас потеряны: либо взорваны, либо обросли жилыми районами», — заключила она.
Во все колокола
Воссоздание звонницы Страстного монастыря — еще одна мечта столичных архитекторов. монастырь , выстроенный еще при царе Алексее Михайловиче, размешался на месте современной Пушкинской площади. При СССР монастырь был перевоплощён в Центральный атеистический музей Альянса безбожников СССР, а во второй половине 30-ых годов XX века на протяжении реконструкции Тверской улицы большей частью был снесен.
Елизавета Микулина/РИА «Новости» 1934 год. Слева — колокольня Страстного монастыря, на переднем замысле — крыша кинотеатра «Центральный». Около проспекта (справа) — трамвайная станция
На фундаменте колокольни Страстного монастыря был установлен монумент Пушкину. на данный момент в том месте при посадке деревьев часто выявляют захоронения монахинь.
«Это была прекрасная колокольня, которая стояла прямо на линии застройки Тверской улицы и отлично «держала» всю улицу, такая доминанта была. Она первая на целый город прозвонила, в то время, когда Наполеон покинул Москву.
И мы уже лет десять получаем ее восстановления», — поведала Зоя Харитонова.
Согласно ее точке зрения, звонница лишь улучшит вид Пушкинской площади. «Тверская улица, самая основная магистраль, не имеет никаких показателей православного страны. Все церкви, каковые в том месте были, снесены. Это плохо.
Праздничный въезд к Кремлю обязан проходить и мимо святых мест», — уверена архитектор.
Монумент «отечественному всему» Харитонова предлагает вернуть на Тверской проспект, где он и стоял до этого: «Марина Цветаева в очерке «Мой Пушкин» обрисовывает, как она еще девочкой ходила гулять к этому «Монумент-Пушкину» по Тверскому проспекту. А на данный момент он стоит среди площади, ему в том месте не так уютно».
Скромное обоняние столичной буржуазии
На вопрос — чем пахнет Москва — с ходу и не ответишь. Особенно летом, в то время, когда пахнет она решительно всем.
Как у Мандельштама: «Кому запах…
Но, как вычисляет Александр Можаев, подобные перестановки потребуют весьма Тверского бульвара и серьёзной реконструкции, и Пушкинской площади. «Монумент стоял четко по оси проспекта. на данный момент правая сторона проспекта снесена, монумент потеряется. Инициативная несколько, которая лелеет данный проект, предлагает инвесторам вернуть ту часть квартала.
Но обстановка около Пушкинской площади уже давно изменилась, и при таких условиях нужно весьма взвешенно доходить к подобным идеям», — говорит Можаев.
Вторая колокольня, воображающая исторический и градостроительный интерес для города, — это звонница церкви Николы Явленного на Арбате. Сама церковь была выстроена еще в шестанадцатом веке Борисом Годуновым на пересечении Серебряного переулка с Арбатом.
Тут довольно часто молилась Елизавета Петровна, дочь Петра I, которая пожаловала храму перечень чудотворной Ахтырской иконы Богоматери, известной собственными прекрасными исцелениями.
Wikimedia Commons Церковь Николы Явленного на Арбате
Колокольня Николоявленской церкви известна на всю землю. Лев Толстой обрисовал ее в собственном романе-эпопее «Война и мир»:
около данной звонницы Пьер Безухов наметил стрелять в Наполеона, но тот не развернул на Арбат.
Необычным образом колокольня и церковь сохранились в столичном пожаре 1812 года, в то время, когда выгорели все соседние храмы. Но против советской власти они не выстояли: в первой половине 30-ых годов двадцатого века храм был снесен, на его месте планировалась поликлиника для Народного комиссариата обороны, но в итоге была выстроена школа.
От колокольни остались фундамент и стенки с кирпичной кладкой, а на ее месте на данный момент пустырь. «Сохранились фотографии и чертежи, эту звонницу возможно вернуть, — уверена Зоя Харитонова. — Вместо того дабы строить эти 200 церквей кругом, нужно восстанавливать ветхие, тем более в Ветхом городе».
Не считая исторической ценности эта звонница, как и ряд других по всей столице, имела очень важный градостроительный суть. Выстроенная на изгибе Арбата, на пересечении с Серебряным переулком, она сглаживала возможность улицы.
«В Москве улочки все мало кривые, и в Средние века на этих поворотах находились храмы. на данный момент на многих главных улицах чувствуется пустота в том месте, где раньше были эти церкви, и в возможности нет никакой красоты», —
растолковывает москвовед на данный момент.
В случаях, в то время, когда нереально восстановление храма полностью, к примеру его место уже застроено, возможно устроить часовню либо церковь в нижнем ярусе колокольни. «Уже имеется проект восстановления данной звонницы на Арбате реставратора Виктора Коршунова. Лишь нет почему-то инициативной группы, которая бы этим занялась», — с сожалением отметил Александр Можаев.
5 Необъяснимых Вещей, Снятых на Камеру ч.1