От чуда к повседневности

Телевидение. Без него сегодняшняя судьба немыслима. Кроме того те, кто устал от бессчётных сериалов, всевозможных игр и назойливой рекламы «на деньги», не смогут обойтись без новостных, познавательных программ, производя перерасмотрение снова и снова киноклассику, лишь бы не тратить время на другую чушь и мыльные оперы.

Думается, что телевидение всегда, так оно вросло в отечественные сознание и быт. И однако через пара дней, 7 июля, этому явлению исполняется всего 75 лет.

Но стоп. Нужно уточнить, что эта дата касается только отечественного, тогда Ленинградского, телевидения, которое появилось как раз во второй половине 30-ых годов XX века.

В Москве это произойдёт практически на год позднее. Да к тому же столица начала говорить на приобретённой в Америке технике, а в Ленинграде она была отечественной, изготовленной в отечественном же городе в Университете телевидения.Был и таковой в те далёкие годы.

Но так как у каждого изобретения, перед тем как оно станет общедоступным, имеется собственная предыстория.

От чуда к повседневности

На снимке: одна из первых передач Ленинградского ТВ в июле 1938 года

То, что радио изобрёл А.С. Попов, – знают все. А кто не знает, тот именует имя Маркони. А вот кто изобрёл телевидение и в то время, когда? Вопрос «на засыпку», среди них и для участников тех же пресловутых телевикторин.

Но, опасаюсь, что кроме того самые крутые телевизионщики этого не знают. Так вот, информирую, что в базе телевидения лежат три очень способных изобретения: фотосинтез, либо преобразование световой энергии в электрическую, открытый в конце XIX века доктором наук МГУ А.Г.

Столетовым; проблему передачи электросигналов на расстояние разрешил в 1895 году А.С. Попов; а вот заслуга передачи электросигналов, несущих и данные о световых потоках, и преобразование их снова в «картину» была решена учителем Петербургского технологического университета Б.Л.

Розингом. Произошло это в 1911 году.

Наряду с этим изобретение ТВ было им запатентовано.

Сейчас возможно было бы уже и не вспоминать о том, что первоначально развитие телевидения шло по двум различным дорогам – механическому и электронному. Механическое сулило передачу изображения в диапазоне маленьких радиоволн на весьма далёкие расстояния без промежуточных станций.

И, кстати, в то время, когда великий французский автор Ромен Роллан в начале тридцатых годов посетил столичный передающий центр и заметил на экране телеприёмника картину, он пророчески вскрикнул: «У меня такое чувство, что я в один момент нахожусь у подножья горы и на вершине!» А касалось это изображения размером со спичечный коробок и далеко не качественного. Но, в те же годы своим путём идёт и электронное телевидение, в котором изображение раскладывается на составляющие посредством электронного луча.

Эта совокупность ТВ сейчас всем знакома. Но в 30-е годы нужно было решить массу технических неприятностей, среди них и с налаживанием нужного оборудования и составляющих теле-радиопроцесса (радиолампы, конденсаторы, другие детали и сопротивления).

Но рабочих и усилия инженеров приносят собственные плоды. На экране с открытку уже возможно не только заметить объект, но и разглядеть его, определить. Уровень качества восприятия возрастает в разы.

Уже готова нужная не только для опытов передающая, но и принимающая техника. И в случае если Ленинградская центральная радиолаборатория в первой половине 30-ых годов двадцатого века как достижение демонстрирует телеприёмник с разложением изображения на 30 строчков и размером экрана 27х27 мм, то уже в 1935–36 годах в отечественном городе ВНИ университетом телевидения создана пригодная к практической эксплуатации всецело электронная совокупность, с разложением на 240 строчков.

Уровень качества несравнимо с механическим ТВ. Действительно, был один недочёт – передача осуществляется в диапазоне УКВ, либо, как тогда говорили, в диапазоне прямого видения.

Исходя из этого телевидение в то время могло быть лишь локальным, не выходящим за пределы нескольких десятков километров, что в Ленинграде, к примеру, снабжал передатчик, установленный на стометровой мачте, сделанной из стволов трёх деревьев. Сам передающий центр, либо, как он именовался в то время, Умелый Ленинградский телевизионный центр, разместили в раздельно стоящем особнячке на улице Академика Павлова.

Строение и сейчас быстро и, возможно, направляться поразмыслить и о том, дабы в нём создать музей истории ленинградского телевидения. А как же был оборудован сам телецентр, как велось вещание?

Практически 63 кв. м – размер павильона, но лишь 24 кв. м – съёмочная площадка. Забегая вперёд, возможно заявить, что и на этом пространстве зачинатели отечественного телевидения снимали кроме того балет «Лебединое озеро», многоактовые пьесы с малыми перерывами между сценами.

Но, это было уже по окончании 1948 года. А до тех пор пока перед площадкой, по центру, расположена одна телекамера. И у неё один объектив.

В случае если нужно, то актёр сам подходит поближе к камере «на укрупнение». Камера не имеет возможности передвигаться вперёд, назад, в стороны, но, пребывав на одном месте, она может вращаться за счет того, что её установили на артиллерийской буссоли.

При большой и ровной освещённости объекта изображение передавалось в весьма контрастном виде, поскольку камера передавала всего четыре тоновых градации в переходе от белого до тёмного, что было очевидно недостаточным для полноценного восприятия снимаемого материала – тёмный, тёмно-серый, серый цвета сливались в одну тональность, как и белый, светло-серый и т.п. Исходя из этого, что прекрасно видно на фотографиях того времени, одежда актёров обшивалась окантовкой: яркая – тёмной, а тёмная соответственно белой, дабы возможно было заметить хотя бы подробности костюмов.

Вещание, по окончании года работ по подготовке, началось, как уже говорилось, 7 июля 1938 года. Что же было в первой подготовленной для телезрителей программе?

Во-первых, фрагменты из кинофильмов и концерт, в котором выступили (давайте из уважения к истории назовём исполнителей) скрипач Летичевский; чтец Чернявская, пианист (либо пианистка) Виткинд; певец Монахов, и артисты Столлер, Строганов и Алексеев. Вся программа длилась практически два часа.

Ну а зрители. Их было не так много.

Во домах и дворцах культуры города были размещены 20 телеприёмников. В личном пользовании их тогда не было.

Но и в данный сутки, о чём писали газеты, и в будущем, в то время, когда передачи повторялись по паре раз в день, как сеансы в кино, от желающих заметить техническое чудо отбоя не было.

Само собой разумеется, это было грандиозное достижение отечественной науки, учёных, инженеров, рабочих, но это был и сутки рождения создателей творческой начинки телевещания, её передач. Во-первых, это относится к профессии диктора, которая была главной с того дня на экранах ТВ.

Большая часть из них потом войдут в любой дом и для многих станут близкими и родными людьми. Первым диктором был Николай Зименко.

Потом к нему присоединилась Мария Зубова. В плеяду ленинградских дикторов так же входили Раиса Байбузенко, Нелли Широких, Валентина Дроздовская, Сергей Тулупников, Виктор Андреев и другие. Уже в те далёкие годы была рождена и профессия телеоператора.

Первым был Иван Чуркин. Это был вправду весьма опытный человек, с опытом работы в кино. Он первым почувствовал, что телевидение не только техническое средство передачи информации, но и специфичный трактовщик искусства и любых проявлений культуры.

Не напрасно же довоенным консультантом ЛенТВ выступал выдающийся коммунистический оператор А. Москвин. Первым режиссёром был Иван Ермаков.

Он пришёл из радио. В будущем, в то время, когда количество вещания начал увеличиваться, были приняты ещё один оператор О. режиссёр и Григор Т. Стеркин. Показались редакторы, живописцы, осветители, звукорежиссёры, помощники и ассистенты.

Уже в те довоенные годы телепроцесс стал быстро развиваться. К концертам и фильмам добавлялись телеспектакли, тележурналы, обзоры муниципальных новостей.

Уделялось внимание и детям.

Первая независимая постановка, оперетта «Лизетта и Филидор», была продемонстрирована уже в декабре 1938 года. В будущем практически каждый месяц зрителей ожидала премьера.

Замахнулись кроме того на оперу Дж. Верди «Травиата». Её выход в эфир был назначен на 25 июня 1941 года, но по понятным обстоятельствам показ не состоялся. Ленинградское телевидение прекратило существование.

Сотрудники ОЛТЦ частью ушли на фронт, частью остались в городе, поделив его смелую судьбу. Оборудование телецентра законсервировали в ожидании лучших времён.

Они настали более чем через семь лет. Но это уже второй рассказ.

А до тех пор пока хочется поздравить всех, кто так или иначе связал собственную судьбу с телевидением, служил либо помогает ему с достоинством и честью.

Лесное чуда ( Валюха)) )


Читайте также: