Оао ржд ответило прокуратуре, обнаружившей нарушения при сносе кругового депо в москве, что не нарушало закон
ОАО «РЖД» ответило прокуратуре на представление по поводу сноса части монумента промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги на Комсомольской площади в Москве. «Представление Северной транспортной прокуратуры было получено дирекцией по комплексной реконструкции железной дороги и постройке объектов ЖД транспорта «Москва» — филиала ОАО «РЖД». Дирекцией был подготовлен и направлен ответ», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании.
На месте снесенной части депо ОАО «РЖД» собирается проложить рельсовый путь для пригородных электричек. В первых числах Марта 2013 года произошло совещание особой рабочей группе Мосгорнаследия по рассмотрению предмета охраны монумента, на котором все дали согласие, что строение должно сохраниться полностью.
Но уже 25 апреля Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному применению распознанного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым практически разрешено разрушение практически половины монумента. Позднее глава департамента Александр Кибовский растолковал журналистам, что ОАО «РЖД» реализует в полной мере европейский проект, нужный не только самой компании, но и городу.
Пару дней назад поступила информация, что в адрес управления дирекции по комплексной реконструкции железной дороги ОАО «РЖД» и департамента культурного наследия Москвы были внесены прокурорские представления об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия.
На протяжении проверки прокуратурой были «распознаны бессчётные нарушения законодательства об объектах культурного наследия».
Обвальная реконструкция
Два строителя были травмированы в следствии частичного обрушения фасада реконструируемого дома князей Волконских на Воздвиженке в центре Москвы…
Проводилась проверка по обращению публичного перемещения «Архнадзор», возмущенного сносом в последних числах Мая 2013 года 9 из 22 секций одного из старейших в Российской Федерации локомотивных депо, выстроенного по проекту архитектора Константина Тона. По данным «Архнадзора», проект был согласован департаментом культурного наследия, не обращая внимания на заключение национальной историко-культурной экспертизы, показывающей, что он противоречит созданному специалистами предмету охраны монумента, и требованиям закона «Об объектах культурного наследия».
На данный момент рассматривается вопрос о направлении материалов проверки в прокуратуру Москвы для «дачи уголовно-правовой оценки действиям чиновниковов департамента культурного наследия Москвы».
В представлении столичной межрегиональной транспортной прокуратуры на имя начальника Мосгорнаследия Александра Кибовского указывается: «Первым помощником начальника департамента культурного наследия Москвы Ефимовым Н.Ю. согласована проектная документация не по приспособлению объекта культурного наследия к современному применению, а по уничтожению части распознанного объекта культурного наследия». Прокуратура требует от Мосгорнаследия «без всяких отлагательств принять меры по устранению нарушений федерального законодательства» и привлечь виновных в них чиновниковов к ответственности.
В это же время в ОАО «РЖД» утверждают, что действуют только в рамках закона. А сам проект есть «хорошим примером цивилизованной европейской практики по использованию и сохранению объектов культурного наследия мирового значения».
«Реставрационные работы и приспособлению к современному применению Кругового депо ведутся по согласованному в соответствии с правилами Мосгорнаследием, ОАО «РЖД» и свободными специалистами (Виноградов В.А., Савельев О.В., Тренин А.Б.) варианту реставрации. Данный вариант был рассмотрен и одобрен в качестве базисного на совещании рабочей группы Мосгорнаследия 26 сентября 2012 года.
Учитывая вышеизложенное, мероприятия по реставрации Кругового депо в целом осуществлялись в соответствии с положениями федерального законодательства и на основании выданной установленным порядком компетентными причастными структурами исходно-разрешительной документации в нужном количестве», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ОАО «РЖД».
Об этом же говорится и в ответе компании в адрес прокуратуры, поведал пресс-секретарь. Он утвержает, что в собственности ОАО «РЖД» находится последовательность неповторимых строений, имеющих статус объектов культурного наследия и являющихся наряду с этим действующими объектами ЖД инфраструктуры.
Эти строения требуют в один момент как реставрации, так и приспособления к современному применению. Работы на таких объектах «выполняются силами завлекаемых ОАО «РЖД» специальных реставрационных организаций с особенной тщательностью и всецело оплачиваются за счет собственных средств компании».
Что касается Кругового депо, то, как поведали в пресс-службе, до 1995 года оно пребывало в ведении МПС России, по окончании чего перешло в собственность частных обладателей. В октябре 2011 года строение было выкуплено ОАО «РЖД» в рамках реализации инвестиционного проекта строительства 4-го дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково.
Цель строительства — в далеком прошлом назревшая необходимость максимально разгрузить каждый год растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до станции Химки. Но попадающее в зону укладки ЖД дорог строение выяснилось снова распознанным монументом архитектуры.
А «внесение трансформаций в ранее согласованный и утвержденный всеми причастными национальными органами проект повлекло бы за собой его весомое удорожание и отодвинуло сроки строительства на неизвестное время», рассказать о ОАО «РЖД».
Исходя из этого было создано пара вариантов предложений, «разрешающих как сохранить строение Кругового депо, так и обеспечить прохождение ЖД дорог на его территории». В итоге за базу был забран «вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых дорог». «Этот вариант разрешает приспособить строение для современного применения, максимально сохранив его объём и исторический облик с воссозданием потерянных элементов, и обеспечить нормативные расстояния до ЖД дорог.
В следствии совершённой группой специалистов национальной историко-культурной экспертизы сделан вывод о соответствии указанного проекта требованиям законодательства», — резюмируют в пресс-службе компании.
С этими выводами категорически не согласны в «Архнадзоре». На данный момент в Замоскворецком районом суде столицы рассматривается иск представителя перемещения Юрия Егорова о признании незаконными согласования Мосгорнаследием проекта «приспособления» Кругового депо.
Истец требует признать незаконной разрешительную документацию на работы, и требует суд обязать Мосгорнаследие совершить повторную экспертизу проекта, ссылаясь на то, что его реализация приведет в конечном счете к потере объекта культурного наследия. К материалам судебного дела приобщены и документы проверки прокуратурой.
«на данный момент, взяв прокурорское представление, Мосгорнаследие должно отозвать все собственные разрешения и обязать хозяина строения создать проект реставрации, — вычисляет Егоров, — и начать служебное расследование того, как при наличии экспертизы, в которой было указано о бессчётных нарушениях закона, был согласован данный проект».
Помимо этого, по словам Егорова, департамент «ввел в заблуждение» экспертный орган — управление Госэкспертизы, представитель которого заявил на суде, что никаких сведений о том, что строение есть монументом, в управление не было.
А уже по ходу разбирательства Мосгорнаследие пробовало сообщить в органы прокуратуры фальшивую данные о статусе предмета охраны Кругового депо, утверждают в «Архнадзоре».
«Так, в письме в Столичную межрайонную транспортную прокуратуру от 10.06.2013, подписанном помощником начальника департамента Сергеем Мирзояном, утверждается, что предмет охраны распознанного объекта культурного наследия «есть проектом и являются рекомендацией». В это же время статья 52 закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия» прямо устанавливает, что «распознанный объект культурного наследия употребляется с необходимым исполнением следующих требований: обеспечение интерьера и неизменности облика в соответствии с изюминками, определенными как предмет охраны и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы», — растолковывают в «Архнадзоре».
В самом Мосгорнаследии обстановку не комментируют. А согласно точки зрения специалистов, департамент, через что «продавили» федеральный проект, был в роли козла отпущения. «Ну что может сделать какой-то департамент мэрии, в то время, когда ответы принимаются на самом верху, — говорит историк архитектуры, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. — И в то время, когда совокупность такова, что руководители страны смогут, наплевав на все, в открытую нарушать российские законы, в частности закон об охране монументов».
Что же касается самого Кругового депо, то, согласно точки зрения специалиста, это полезнейший пример промышленной архитектуры XIX века, и сомневаться в его исторической значимости смогут только люди, далекие от культуры. «Депо расположено не в километрах от вокзала, а есть частью вокзального комплекса, — заявил Клименко «Газете.Ru». — Все это визуальные следы ЖД архитектуры — огромного явления в истории архитектуры и культуры. Гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-путейщики финиша XIX – начала XX столетий покинули по окончании себя множество достижений а также шедевров, каковые на данный момент бездумно уничтожаются».
В «Архнадзоре» такого же мнения придерживаются, что разрешившее «продавить» данный проект правительство Москвы просто не справилось с задачей сохранения культурного наследия. «Круговое депо есть распознанным монументом, что так и не дождался решения главы горадминистрации об отнесении к монументу регионального значения, — вычисляет координатор перемещения Рустам Рахматуллин. — Нужно было настаивать на проектировании другого варианта прокладки дорог и сохранении предмета охраны, что включает полный периметр строения. Вместо этого состоялась некая договоренность, и был согласован проект уничтожения практически половины монумента, к тому же под маркой реставрации».
По словам Рахматуллина, возможно сказать «о преференциях для федеральных застройщиков», среди которых Дом Волконского, реконструируемый с ужасными нарушениями, и вертолетная площадка в Кремле.
Прокуратура будет получать сноса незаконных киосков в Академгородке