Низкие потолки рождают низкие мысли
Ему 60 с лишним. Большое количество курит. Может подпустить ядрёное слово. Всесоюзная слава пришла много-много лет назад, в то время, когда он спел: «Как молоды мы были!», песню, звучавшую из всех радиоприёмников великой страны, написал музыку и выполнил песни к киношедевру «Романс о влюблённых».
Открыл нам русский рок-н-ролл. А сравнительно не так давно выносил и родил оперу «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова.
«АН» расспросили Александра ГРАДСКОГО о его отношении к религии, к официальной церкви, о нравах сегодняшней власти. А основное – о том, как жить дальше.
«Геростратки» в храме
– Александр Борисович, каково ваше отношение к попыткам Русской православной церкви оказывать влияние на светское общество, навязывать собственные требования всем, впредь до суда?
– Я уверен, что РПЦ действует из благих побуждений и предлагает высокоморальную идею. Но, возможно, не следует ничего навязывать.
Мысль христианства, православия так высока, так безгранична, божественна и красива, что если ты сам не желаешь к ней прийти, то это дело твоё, но наряду с этим лишаешь себя чего-то большого и нужного.
– А вдруг тянут на аркане?
– Напрасно. Если ты сам в том направлении не желаешь, то толку от тебя в том месте нет.
Если не желаешь приблизиться, очиститься рядом со светом, то мне, как верующему, ты рядом не нужен. Живи собственной судьбой.
Но тогда у тебя может не остаться канонов, параметров – как необходимо жить, как вести себя, что основное в твоём существовании.
А дело страны – реагировать на явное безобразие – для этого и написаны законы. Лишь использовать законодательство нужно бы с умом. Человек же довольно часто совершает безобразие по природе собственной.
К примеру, некоторым не достаточно славы Герострата – прославиться любым путём. И дураки им в этом лишь оказывают помощь – раздувают скандал, прославляют, осуждают, меньше, участвуют.
Не желаю большое количество сказать об этом, по причине того, что оценивать безобразие с любой стороны, кроме того осуждая, – всё равняется принимать участие в безобразии. Другого слова нет в русском языке.
Я пробовал подобрать. Святотатство? Это весьма серьёзно, это в то время, когда сумасшедший рубит топором иконы либо убивает священника.
А данное «событие» – легко безобразие, о котором не следует сказать.
– Вы переосмыслили роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», пропустили его через себя. Он вправду, как говорят кое-какие представители РПЦ, был продиктован автору сатаной?
– Имеется громадная отличие между верой и её атрибутикой. И не смотря на то, что Книга – Библия – имеется, но – какое количество людей, столько и её пониманий и трактовок.
Исходя из этого то, что говорит тот либо другой священник, в особенности на телевидении, которое, на мой взор, обычно легко дьявольское место, не имеет возможности являться неспециализированным мнением церкви. Он не представитель Господа Всевышнего на земле, он служитель его.
Мне – верующему православному человеку – в голову ни при каких обстоятельствах бы не пришло кому-то что-то советовать, сказать, как нужно жить. У Александра Галича имеется такие слова: «Опасайтесь единственно лишь того, кто сообщит: «Я знаю, как нужно!» Никому не дано право, какой бы хорошей идеей он ни руководствовался, поучать, советовать и осуждать. «Не судите, да и не делаемы выводы станете».
А также в случае если кто-то в светской судьбе совершает неточности, ведёт себя неподобающим образом, ты не можешь его осуждать либо предлагать некоторый собственный взор.
Но в случае если к священнику приходит человек и сам задаёт вопросы: «Я запутался, посоветуйте – что делать?», тогда совершено другое дело. И в этом величие храма и веры, не смотря на то, что Иисус говорит в одном из апокрифов: «Не стройте мне палат и храмов из дерева либо из камня, Храм мне создайте в душе собственной».
Но так произошло, что в сегодняшней судьбе имеется лишь одно место для подлинной веры кроме внутреннего мира самого человека. И это храм . И никому не разрешено его осквернять.
– Вы рассказываете, что кроме того Евангелие трактуется по-различному
– Имеется пара историй о жизни Христа. Тот же Лука жил много лет спустя по окончании Иисуса. Но его Евангелие – каноническое.
А вот Евангелия от Магдалины либо Иуды, каковые жили тогда, – каноническими не считаются. А в том месте потрясающий текст: «Зайдите за дерево – за ним я, поднимите лист – под ним я».
И в то время, когда кто-то берётся что-то утверждать от имени Его, он высказывает всего лишь собственное личное вывод.
Главная мысль романа Булгакова, как я считаю: нельзя познать свет, если не познал тьму. Нереально оценить величие света, если ты не знаешь чёрную сторону судьбы, без которой жизнь не существует.
Люди всё те же
– Человек изначально порочен?
– К сожалению. К примеру, в сталинские времена, сколько человек посадили легко по доносу! Никто же не заставлял писать его на соседа? Но писали, дабы досталась помещение, в случае если соседа загребут.
Но велик и человек. И также изначально
– А как в себе победить порочность?
– Возможно, нужно её в себе просто не культивировать. То, что именуется самоограничением.
Я обеспеченный человек. Может, и прекрасно иметь собственный самолёт либо яхту – но для чего?
С собой их не заберёшь. А на обслуживание необходимо получать миллион в сутки, а я на это не может
Но я считаю, что мне нужна громадная квартира. И ненавижу низкие потолки.
Низкие мысли рождаются при низких потолках. При высоких – также рождаются.
Но в помещении с высоким потолком появляются и высокие мысли. В противном случае никак – голова упирается
какое количество необходимо костюмов? У меня нет ни одного.
Имеется пара однообразных рубах, пара однообразных штанов, пара тёмных свитеров и две пары ботинок. Порвутся – куплю другие
– Как вы относитесь к тому, что власть денег заменила всё?
– Так было неизменно. Но любовь за деньги не приобретёшь. Даму на ночь – да. А любовь – нет. Дружбу настоящую не приобретёшь.
Талант. И большое количество чего ещё
Совесть власти либо власть совести?
– В случае если перед вами поднимется выбор: спеть на Болотной площади на протестном митинге либо в Кремлёвском Дворце съездов для «отечественного всего» – либо посидеть в собственной студии?
– На Болотную либо другую площадь не отправлюсь – не обожаю митинги. Не обожаю, в то время, когда большое количество людей планируют в одном месте и все начинают кричать.
Но и выбора у меня для того чтобы ни при каких обстоятельствах не было: сидеть в студии либо идти в Кремль. Это происходило в различные дни (смеётся). Если бы была назначена запись в студии, то, само собой разумеется, не отправился бы.
Но в случае если в вольный сутки, из-за чего нет. За это, простите, платят.
И в зале всё равняется сидят легко люди, какую бы должность они ни занимали. Тем более что концерт в большинстве случаев приурочен к торжественной дате.
– У вас нет пиетета перед властью?
– У меня имеется уважение легко к людям. В случае если мы живём в демократическом обществе, то сейчас ты власть, а на следующий день – оппозиция. В противном случае кто-то привык, что они власть – и власть окончательно.
Я видел Лазаря Кагановича, в то время, когда ему уже было 90 лет, в несложной булочной. Это был пожилой человек, что всего пугался.
То же самое окажется и с нынешними, каковые себя вычисляют властью окончательно. на данный момент, в то время, когда они на трибуне стоят, то чувствуют себя властителями. Либо мы сами наделяем их качествами, которых у них вовсе ни при каких обстоятельствах и не было.
Российская Федерация – по большому счету страна мифов, и мы сами их создаём.
Человек, что ни при каких обстоятельствах не стирал собственные носки и они пахнули на всю избу, позже поотрывал всем своим соседям по ссылке головы. Так как в Туруханском крае над Сталиным все . А после этого он стал совсем второй персоной.
Эта дорога необычна. Между настоящим Кобой – от горшка два вершка ростом и Кобой в парадном белом кителе – пропасть. Он умирает – и десятки тысяч, рыдая, давя друг друга, идут проститься. Как это гениально им было придумано, как он знал голову отечественную.
Вот кто сатана во плоти. Не Воланд ироничный, а настоящий сатана.
– А сегодняшние политики достигают этого уровня?
– Само собой разумеется нет. Общество стало весьма циничным.
Мифы создаются редко. И разработка создания мифа на данный момент мало кому даётся. Человек не всесилен, он допускает неточности, над которыми в том же Интернете глумливо издеваются. Я не апологет нынешней власти, но я и не нападатель на неё. Я легко музыкант и поэт.
И это основное.
– Но вы имели возможность заменить кого-то из власть имущих?
– Мне ни при каких обстоятельствах в голову бы не пришло сесть в высокое кресло и начать руководить. По причине того, что это для того чтобы уровня ответственность, какой моя голова не в состоянии переварить.
Это должна быть особенная психофизика у человека. Перемещение его ногтя отражается на жизни 140 миллионов.
Сознание того, что двинул пальцем, а в Сыктывкаре, к примеру, кто-то погиб от этого, не дало бы мне нормально жить.
– Они это знают?
– Пологаю, что да. Но выбор – или делать, или нет. Приходится делать Сегодняшнее руководство пробует бережно функционировать, как пловец ногой воду пробует, перед тем как прыгнуть.
И это, возможно, всё-таки лучше, чем сломя голову – эх! С разбега!
Но никто из нас, и они а также, не знают до конца, как руководить Россией.
– Но из-за чего если не знают, то хотя бы не советуются, перед тем как решения принимать?
– Совесть должна быть. И у тех и у других. А вот эта самоуверенность – я лучше всех всё знаю! – самая основная отечественная беда.
Результаты отечественных реформ – в образовании, в медицине, в пенсионном обеспечении – до тех пор пока никому не известны. Лишь лет через 20 они будут понятны.
И оценены…
– А не поздно будет?
– Само собой разумеется поздно.
Два Мастера
– Вы трудились над оперой «Мастер и Маргарита» много лет…
– Были опасения в техническом выполнении того, что я задумал. Но стало возмможно на компьютере делать отзвуки, в то время, когда эхо прошлого номера накладывается на начало следующего.
И получать качественного звучания. Павел Грушко дал мне распоряжаться для написания либретто собственной пьесой «Было либо не было» по «Мастеру и Маргарите».
От его подарка я завёлся, начал дописывать стихи, придумывать куски, отрывки, целые сцены, показывал их своим приятелям. Наблюдал – какая реакция. И заметил, что радуются в том месте, где я желал, дабы было смешно.
Сидят грустные в том месте, где у меня печальные образы. И в какой-то момент, в 2001 году, сделал вывод, что бросаю всё и начинаю «лепить» готовые куски.
И семь лет записывал три часа оперы.
– В то время, когда закончили – выдохнули? Скинули груз с плеч?
– Как раз выдохнул. Постоянная невозможность прерваться и чувство зависимости от того, что ты делаешь. А в первых рядах ещё много лет работы.
Но в то время, когда ты влезаешь, в то время, когда проходит год-полтора, то осознаёшь, что остановиться не сможешь. Запрещено. Не можешь и погибнуть, не можешь попасть под трамвай – в противном случае не закончишь оперу.
Начинаешь жить очень с опаской. Едешь на машине и снижаешь скорость, примеряешься, куда свернуть, в случае если внезапно кто-то на встречку вылетит. Пускай в кювет, пускай поломаешься, но останешься жив и закончишь.
Это психопатия, само собой разумеется, но это моя психопатия.
Время от времени мучил вопрос – для чего мне делать такую огромную штуку, которая ни при каких обстоятельствах не будет поставлена на то место, которому она, возможно, соответствует? Так как в Российской Федерации громадная, тяжелейшая работа ни при каких обстоятельствах не бывает оценена, пока жив создатель.
– «Как ведётся в святой Руси, сколь поэта не возноси» Вы пессимистично думаете, что «Мастера» не оценят при вашей жизни?
– Так как она того заслуживает – нет. А по окончании?
Может, в музыкальных школах будут изучать. Быть может, и не отыщет в памяти мою оперу никто
Неповторимую концертную программу «Лучшие песни» Александр Градский представит 22 сентября в Концертном зале им. П.И.
Чайковского.
НИЗКИЙ ПОТОЛОК? Я знаю как его визуально расширить!