На перекрестье путей

На перекрестье путей

По случаю открытия взлётно-посадочной полосы губернатор Волгоградской области объявил, что отечественный город делается транспортно-логистическим центром федерального значения. Но достаточно ли новой взлётки для столь громкого статуса?

Существует ли у Сталинграда потенциал для превращения в таковой центр и как обстоят дела с логистикой и транспортом сейчас?

География нам в помощь

Волгоградское экспертное сообщество встретило слова губернатора привычным скепсисом: дескать, социально-экономическое состояние региона через чур неудовлетворительно, дабы заявлять о федеральном значении города в области логистики и транспорта. Но не всё так легко: по солидному счёту, сегодняшний уровень экономического развития не так уж и серьёзен.

Напротив, показался шанс, что он «подтянется» сам, в случае если Сталинград всё-таки превратится в транспортно-логистический центр (ТЛЦ).

А что принципиально важно? Прежде всего, расположение, в этот самый момент у Сталинграда всё в порядке: к западу – Европа, к северу – вся европейская часть России, к северо-востоку – вся неевропейская, на востоке – бескрайняя Азия.

Опускаем глаза вниз: экономически деятельный юг страны, Закавказье и Ближний Восток. И мы находимся строго на перекрестье этих направлений.

Само собой разумеется, очень многое зависит от интенсивности торговых связей, но они неизбежно будут интенсифицироваться, учитывая неспециализированный тренд к формированию интернациональной торговли. К примеру, Китай планирует прокладывать Новый Шёлковый путь в Европу, а оптимальный маршрут проходит через нас.

Либо Иран: с него сняты санкции, он наращивает торговлю, но путь в Европу через Средиземное море отрезан сирийской войной. А ведь возможно двинуться по Каспию через Волго-Донской Чёрное море и канал.

Так что география и интернациональная экономическая конъюнктура на отечественной стороне. Что же мешает?

Не проезжайте мимо!

Очевидно, неразвитость существующей транспортной инфраструктуры: серьёзно нарастить транзитные возможности мы пока не можем. Это требует огромных инвестиций, и национальных, и частных, а с ними до тех пор пока неприятность.

К примеру, пользоваться автострадой «Дон» для сообщения Юга с Москвой на данный момент легче, чем отечественными автострадами, поскольку их уровень качества несравнимо. Нет, фуры ездят и через Сталинград, в особенности из восточного Кавказа, но что это даёт городу, не считая пробок, разбитых дорог и загазованности?

Дабы начать приобретать пользу от транзита, функционировать необходимо в один момент по нескольким направлениям. В первую очередь, постройкой новых дорог увеличивать пропускные свойства отечественной ифраструктуры, пробуя отвести поток из города за его пределы.

Тут подвижки происходят очень медлительно: Третью Продольную так и не продлили на юг, рокадную дорогу не выстроили, а все дотации из Москвы уходят на нескончаемое латание существующих дорог, а не на постройку новых. Черепашья скорость возведения моста через Волгу, тоннеля на Тулака, а сейчас – нового моста через Ахтубу, также оптимизма не вызывает.

И так как частных денег тут не будет, а государство в наше время вычисляет каждую копейку, потому что кризис.

А вот где на частные инвестиции рассчитывать возможно, так это на объекты логистики – это второе серьёзное направление, которое должно оказать помощь нам монетизировать транзит. Частные логистические центры разрешают хранить и обрабатывать грузы, оказывают помощь с таможенным оформлением, оказывают информационно-консультативные услуги.

В хорошем ТЛЦ возможно кроме того подремонтировать технику. И такие центры в Сталинграде деятельно раскрываются, их уже насчитывается пара десятков.

К примеру, центр класса «А» в посёлке Гумрак сравнительно не так давно открыла одна большая русский компания, специализирующаяся на аналогичных объектах. Значит, видит в отечественном регионе возможность?

Выделим, что создание таких центров – это не только налоги в бюджет и рабочие места, это ещё и помощь отечественным предпринимателям, каковые приобретают возможность рационально наладить собственные торговые связи.

Завязать узел

Кстати, из-за чего данный логистический центр выстроен как раз в Гумраке? Тут необходимо отыскать в памяти то, с чего начали – рядом находится аэропорт, модернизация которого идёт полным ходом.

Но губернатор всё-таки выдал желаемое за настоящее: не считая взлётно-посадочной полосы необходимы ещё новые терминалы, и ЖД сообщение с Сталинградом. Ветку аэроэкспресса в центральный район города нам обещают к чемпионату мира по футболу.

В целом же из аэропорта собираются сделать мультимодальный ТЛЦ, что свидетельствует связывание авиационных, ЖД и автомобильных дорог в единый транспортный узел. Кстати, ещё пять лет назад власти разглядывали проекты реинкарнации автовокзала, подразумевающие глубокую реконструкцию огромного куска территории, прилегающей к железной дороге.

Но, как часто бывает, что-то пошло не так, и в месте, где должен был показаться новый автовокзал, сейчас высятся жилые дома. Сейчас планируют осуществить подобный проект у аэропорта, что, в неспециализированном-то, логично.

Из-за чего реализация проекта строительства нового автовокзала как части транспортно-логистического центра крайне важна? Сталинград будет эргономичным пунктом транзита не только грузов, но и людей. Не желаете к нам?

Давайте через нас! Но пока только поезда на юг спешат через Сталинград в пристойном количестве.

Авианаправлений же мало, а автовокзал будет в таком позорном состоянии, что мы и сами в том направлении идём нехотя, кликать же гостей воспользоваться его одолжениями как-то кроме того некомфортно. Вся надежда на пресловутый 2018 год.

Непроходимый сосуд

Ещё одно недоразвитое направление – водное. Действительно, кризис речного сообщения, как и межрегионального авиационного, неприятность общероссийская. ремонтные верфи и Судостроительные заводы разгромлены (не верите – съездите в Сарепту), и по русским рекам плавают ветхие старые посудины, которых остаётся всё меньше.

Баржи худо-бедно возят собственные грузы, но встретить в наше время в волгоградском речпорту красавец-теплоход с радостными круизёрами – задача не из тривиальных. Да и возможно ли назвать речпортом место швартовки прогулочных корабликов?

Волга, само собой разумеется, замечательная водная артерия, но со всеми показателями тяжёлого тромбоза.

Но, один регион с задачей развития пассажирского сообщения по воде не справится в принципе, необходимы упрочнения страны, а их нет. Мы же можем до тех пор пока сосредоточиться на грузоперевозках а также создать ещё один мультимодальный ТЛЦ, лишь с «водой» вместо «воздуха».

И такие замыслы имеется, например, прорабатывается проект создания для того чтобы центра в самом оптимальном месте из вероятных – на берегу Цимлянского водохранилища. Но тут и на 2018 год рассчитывать не следует.

Итак, в сухом остатке у нас очень приличный природно-географический потенциал для превращения Сталинграда в транспортно-логистический центр федерального значения. Но существующий уровень развития инфраструктуры и требуемый количество инвестиций не разрешают рассчитывать на скорую реализацию этого потенциала.

Слава всевышнему уже то, что мы пользуемся жаждой страны совершить Мировой чемпионат на хорошем уровне. Финансовые потоки из Москвы разрешают нам сделать значительные шаги к занятию Сталинградом данной ответственной экономической ниши.

Константин СМОЛИЙ

Спасо-Андроников монастырь


Читать также:

Читайте также: