Экспресс на орбиту уйдет с восточного пути

Экспресс на орбиту уйдет с восточного пути

Во вторник корабль «Юрий Гагарин» повез к МКС экипаж 28-й экспедиции. Ракета-носитель «Альянс-ФГ» привычно, без сбоев, отработала минуты и положенные секунды.

Отечественному обозревателю удалось побывать на предприятии, где строят самый надежный в мире космический транспорт.

Космический порядок

Промзона Самары. Далеко не совершенные дороги (в промзонах явление простое), толкотня большегрузов, километры глухих заборов с неприметными проходными.

И внезапно раскрывается ухоженная площадь с голубыми елями и двумя широченными проходными. О том, что предприятие трудится на полную мощность, говорит множество палаток с товарами как первой, так и «второй», а также «третьей» необходимости, что стоят в почтительном удалении от парадного подъезда.

Торговцы в нетерпении ожидают окончания очередной заводской смены – тысячи клиентов неминуемо что-то приобретут. Следовательно, на предприятии дела идут хорошо, рядом с обнищавшими производствами коммерсанты моститься не будут.

В на зависть совершенный порядок. И это ясно – строить космическую технику возможно лишь при соблюдении высочайшей технологической дисциплины. Не забывайте, «разруха не в клозетах, а в головах»?

Так вот, обратная сообщение также существует – я многократно подмечал, что чем хуже положение предприятия либо компании, тем меньше внимания уделяется внешнему и внутреннему лоску. А в том месте неподалеку до элементарной безалаберности.

От моторёва до огненной птицы

Самарский завод «Прогресс» начал собственную историю в Москве в 1894 г., в то время, когда обрусевший немец Ю. Меллер основал мастерскую по ремонту велосипедов, потом преобразовав ее в завод «Дукс». За велосипедами последовали мотоциклы (моторёвы, так тогда их именовали), дрезины, машины, аэросани, самолёты и дирижабли.

На «Дуксе» строили самолет, что сконструировал известный Петр Нестеров, создатель «мертвой петли» и первого тарана. По окончании 1917 г. «Дукс» переименован в Национальный летный завод №1. Всего выпустил более чем 42 тыс. самолетов. В 1941?м эвакуирован в Куйбышев (Самару).

Музейщики до сих пор именуют работников и основателей предприятия первых послевоенных десятилетий «москвичами». В годы войны выстроено, кроме других типов самолетов, практически 12 тыс. штурмовиков Ил-2. В 1958 г. на заводе разместили производство ракеты Р-7 конструкции С.П.

Королева. Уже 17 февраля 1959 г. с полигона «Байконур» была удачно запущена первая серийная баллистическая ракета Р-7, изготовленная в Куйбышеве.

А 12 апреля 1961-го «Восток» (это модернизированная «семерка») и Юрий Гагарин навечно застолбили первенство страны на старте космической гонки.

Режим на ЦСКБ-ПРОГРЕСС ожесточённый. Исключение – музей предприятия.

Он намерено вынесен за внешний периметр защищаемой территории, дабы не мучить досмотрами визитёров и школьные экскурсии. А так, работник, перед тем как попасть через рамку спецдосмотра вовнутрь, обязан сдать в камеру хранения любые аппараты и мобильный телефон с электронной начинкой.

Транспорт на выезде и въезде контролируют с неиссякаемым энтузиазмом – договориться с охраной не выйдет. Как говорится, «ничего личного».

И в кабинетах не заметишь сотрудников, ползающих по Глобальной паутине, – доступ в Интернет строго регламентирован. Выйти во внешний мир (к примеру, проверить собственную страничку в «Одноклассниках») не окажется как у конструктора, так и у инженера а также у бухгалтера.

И еще – поразила точность, которая, как мы знаем, вежливость королей. Интервью с председателем совета директоров было назначено на 16.00, на беседу отвели 40 мин..

Прекрасно привычный с отечественной действительностью, я приготовился, что нужно будет посидеть в приемной. Но за считаные 60 секунд до назначенного срока из директорского кабинета вывалилась возбужденная и шумно кидающаяся приятель в приятеля техническими терминами масса людей конструкторов, и я – в.

Курс на восток

Стиль Кирилина только рабочий. Если не знать, что всю жизнь он проработал на «Прогрессе», вышел из рабочих, то его возможно принять за одного из «действенных менеджеров»-всезнаек новой волны.

А в действительности он эксперт-ракетчик, чью квалификацию никто под сомнение не ставит. Может, так и должно быть? Американцы-то не дураки, у них целый топ-менеджмент в космических корпорациях владеет практическим опытом в авиа- и ракетостроении.

В Российской Федерации на данный момент царит второй подход – как-то общался с директором большого авиазавода и осознал, что он кроме того не удосужился выучить характеристики строящихся под его началом самолетов. Но с Кирилиным сказать легко – он специалист.

Досье «АН»

Кирилин Александр Николаевич. Появился 13 июля 1950 г. в селе Черноречье Волжского р?на Куйбышевской области. Коренной заводчанин – в 1968 г. принят на пост слесаря.

В 1973 г. окончил Куйбышевский летный университет. профессор , доктор наук, академик, лауреат Национальной премии РФ. Создатель двух десятков научных работ.

В 2003 г. назначен председателем совета директоров ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС».

– Александр Николаевич, американским «Шаттлам» до завершения карьеры осталось слетать два раза. Предприятие готово обеспечить транспортом обитаемый космос?

– У нас имеется на чем лететь. На космодроме «Байконур» неизменно имеется 5–6 ракет-носителей, не считая тех, каковые находятся на подготовке.

20 на данный момент лежат в России. Сейчас с американцами заключены соглашения об активном применении отечественных средств, т.е. запусков на «Альянсах» их астронавтов а также, по 2015 год включительно. Запас имеется.

Мы постоянно помним о том, что срок активного существования интернациональной космической станции выяснен по 2020-й год, но вероятно продление.

– Исходя из данной логики, к 2016 году НАСА сохраняет надежду взять для собственной пилотируемой программы новые ракеты и корабли?

– У них имеется проекты: Фалькон-9, Таурус-2. По Арес-1 работа до тех пор пока прекращена.

Но имеется важные наработки, исходя из этого и мы с 2015 года открываем новую транспортную совокупность.

– Вы рассказываете о ракете-носителе, которую в прессе именуют «Русь-М»?

– Новый носитель по грузоподъемности идет между Н-1 и «Альянсом-2». (Н-1 – огромная «королевская» ракета-носитель, ее готовили для полета человека на Луну, а старики-конструкторы утверждают, что в действительности Сергей Павлович подготовился покорять Марс. – Прим. ред.) Он изначально адаптирован под пилотируемые полеты. Конечно, с новыми возможностями, с новым кораблем.

На Дальнем Востоке создается космодром по обеспечению пилотируемой космонавтики. Со стартовой площадки «Восточный» мы и должны стартовать в 2015 году, а в 2018-м обеспечить первые пилотируемые полеты.

– Данный носитель кроме того снаружи отличается от всех прошлых.

– Он и по схеме эксплуатации существенно отличается – автоматизированное рабочее место по обслуживанию старта. Пустынные разработки подготовки автомобили к полету – автоматическая состыковка, стартово-стыковочный блок для этого существуют.

То, что когда-то было наработано на проектах Н-1, «Энергия», аккумулируется нужным образом.

– Другими словами интеллектуальная составляющая мегапроектов прошлого не пропала? А не несложнее ли возродить готовый проект сверхтяжелого класса – ракету-носитель «Энергия»?

И выводить на орбиту груз за сто тысячь киллограм весом.

– В рамках эскизного проекта, что делали по новой машине, мы продемонстрировали возможность создания тяжелого и сверхтяжелого носителя. Новая ракета сперва будет выводить вес 20–23 тонны на низкую орбиту, но отечественные конструкторы нарисовали множество до 56 и до 96 тысячь киллограм.

И тогда появляется тема водорода в качестве горючего, что в первый раз сделали снова же на ракете-носителе «Энергия». Исходя из этого сейчас я утверждаю: принципиальная возможность имеется.

Но вы видите участь «Шаттла», челноков? Из-за чего был закрыт отечественный проект «Энергия-Буран»?

Создали носитель, положили в него большие средства, а нужной нагрузки сейчас просто не существовало.

«Альянс» = надежность

Надежность – определяющий фактор в пилотируемой космонавтике. Этому подчинено все, начиная от давления в камере сгорания двигателей – существует определенный предел, выше которого, при самых необыкновенных чертях, двигатель годится лишь для грузовых и беспилотных носителей.

И без того оценивается любой элемент ракеты-носителя – ужасные трагедии очень сложных и сверхдорогих американских «Шаттлов» «Челленджер» и «Колумбия» подтверждают теорему, что в космосе мелочей не бывает. Первый «Шаттл» погубил неисправный уплотнитель, второй – отвалившийся на старте кусочек теплоизоляции.

Исходя из этого качественные «Альянсы» уже в текущем году останутся единственным «пассажирским» транспортом на МКС.

– В случае если пофантазировать, возможно большой отсек орбитальной станции поднять

– Пофантазировать возможно, но, по крайней мере, это получается весьма дорого – ненужно. Исходя из этого на данный момент суда для будущих полетов на Луну, на Марс вписываются в рамки отечественных перспективных 100 тысячь киллограм, к ним используются буксирные схемы, разгонные, доразгонные блоки.

Задача покажется – покажется и ответ.

– Сейчас оценим возможности. Готовятся ли новые, революционные методы полета в космос?

Писатели-фантасты середины прошлого века живописали, что к началу XXI столетия человечество оседлает фотонные суда и отправится к звездам. А мы тем временем продолжаем топтаться на околоземной орбите и полвека летаем на глубоко модернизированной гагаринской ракете.

– В случае если сказать о новых методах, то они декларируются. В том месте и схема космического лифта, и т.д.

Но на сегодня, дабы иметь эти революционные способы, необходимо вкладывать важные средства. на данный момент территория финансирования ограничивается умелыми конструкторскими работами, базирующимися до тех пор пока на классических схемах.

– А как же качественный скачок?

– Была поставлена задача минимизировать денежные затраты, базируясь на существующих разработках, среди них и по двигателям.

– Не забывайте, совсем сравнительно не так давно Минобороны отказалось подавать представление на присвоение Храбреца России летчику-астронавту. Возможно ли заявить, что надежность техники дошла до для того чтобы уровня, что и не за что давать приз?

Имеется же космические туристы, они миллионы долларов платят, дабы на орбиту попасть. А тут человек слетал на работу и взял Храбреца.

– Кроме того мы, осуществив более 1760 запусков, преодолев более девяти модификаций отечественного носителя, не гарантируем 100%-ную надежность. Нюансы в технике имеется и постоянно будут.

И нельзя смешивать трудную работу астронавта, инженера либо начальника-инженера с туристами. Территория ответственности, обязательств, обязанностей совсем различные.

Начальник отвечает и за корабль, и за состояние его совокупностей, за решения, за жизни членов экипажа. Работа тяжелая и по преимуществу должна быть оценена.

– Раньше на космос трудилась вся экономика, а сейчас страна стала меньше, снова же рынок.

– Все покупаем по рыночным стоимостям, металл – по биржевым. Никаких особенных условий.

Раньше нам давали квоты, на данный момент и этого нет. Действительно, поставщики не имеют права отказаться от заключения с нами договора, потому, что это Федеральная космическая программа.

Но это не касается стоимостей. Мы находимся в двойном прессе.

Сверху – это главные клиенты, каковые нам диктуют ценообразование и свои условия, а пресс снизу – да, мы заключаем договор, но давить по стоимостям ни энергетиков, ни металлургов не можем.

– Повлиял ли развал СССР на выбор поставщиков? Что-то приходило из Украины, Беларуси, Казахстана, на данный момент какова эта обстановка?

– Из Украины и по сей день приобретаем совокупность управления «Альянс», последовательность комплектующих, датчиковую аппаратуру. Никаких неприятностей не появляется.

40 мин. истекли – Александр Кирилин задержал взор на часах. И я, втянувшись в данный отлаженный рабочий механизм, поспешил откланяться.

В приемной уже бушевал очередной конструкторский спор – верный показатель, что ЦСКБ-ПРОГРЕСС в далеком прошлом перешагнул «коммунистический задел».

Турецкий транзит — Серия 1 — Детективный сериал (2014)


Читать также:

Читайте также: