Мы коллекционируем талантливых людей
Столичный театр Ленком 3 сентября открывает новый – 89-й сезон. Подготавливаясь к открытию, театр обновляет не только зрительный зал и сценическую площадку, но и осваивает подвальные площади, где разместились архив театрального музея, современная прачечная и другие подсобные помещения.
Эти и другие секреты нового сезона раскрыл директор театра заслуженный деятель искусств России Марк Борисович ВАРШАВЕР.
— какое количество лет вы трудитесь в Ленкоме вместе с Марком Захаровым?
– С Захаровым мы совместно 36 лет. Вот уже 41 год Марк Анатольевич возглавляет отечественный театр.
С его приходом Ленком (а в прошлом Столичный театр имени Ленинского комсомола) стал одним из самых успешных театров страны.
Собственную деятельность я начинал тут главным администратором. Может, кому-то покажется, что эта должность не весьма заметная, но настоящий театральный администратор обязан мочь всё, видеть всё, что происходит в коллективе, оперативно реагировать.
Такими выдающимися мастерами собственного дела были Геннадий Зельман в Столичном театре сатиры, Виктор Миловский в Громадном театре. К сожалению, на данный момент профессия театрального администратора потеряна.
Да, имеется продюсерские факультеты во многих творческих вузах страны. Но сейчас в театр на эту должность юные люди не весьма желают идти, по причине того, что заработная плат маленькая.
Ну а мы раньше о заработных платах кроме того не думали.
– А у вас в театре достойно платят? Как вам удаётся выживать?
– У нас самые хорошие зарплаты. Громадное благодарю столичному департаменту и правительству Москвы культуры, каковые выделяют хватает средств на зарплату и коммунальные платежи. На всё другое мы стараемся получать сами, своим трудом.
Мы замечательно понимаем, что в ведении департамента культуры огромное количество столичных театров, библиотек, музеев, других заведений и музыкальных школ. И по сей день, в то время, когда в стране сложная экономическая обстановка, мы просто не имеем права залезать в карман страны, в случае если можем получить сами.
– Вы сами отказались от госденег?
– Дело в том, что 13 лет назад будущее свела отечественный театр с начальниками одной известной продюсерской компании, специалистами собственного дела – Валерием в первых рядах и Марком Кролом. Они внесли предложение театру воспользоваться их денежными возможностями и поставить совместный спектакль.
Первой ласточкой стал «Всё оплачено» в постановке эстонского режиссёра Эльмо Нюганена, после этого показались и другие. На сегодня общими усилиями выпущено 14 пьес, любой из которых имеет успех, среди них и коммерческий.
Те деньги, каковые театр получает от совместной с продюсерской компанией деятельности, тратятся на все нужные театру потребности. Будь то ремонт помещений, закупка нового оборудования, социальные выплаты отечественным работникам, включая медобслуживание в лучших медучреждениях Москвы.
И самое основное – на выпуск новых пьес. В прошедшем сезоне на эти внебюджетные средства мы выстроили современную базу отдыха, где сотрудники театра имеют возможность круглогодично проводить свободное время совместно со собственными семьями.
– Как вашим партнёрам-продюсерам последняя премьера – «Вальпургиева ночь»?
– Непременно, весьма нравится. Было бы необычно, если бы им не нравилось то, в чём они принимают яркое участие как продюсеры. Это фантастический спектакль.
Авторский взор не только на поэму «Москва – Петушки», но и на ночь «и пьесу». Благодаря Марку Анатольевичу Ерофеева стали в противном случае принимать. Венедикт Ерофеев – весьма увлекательный, необычный, не похожий ни на кого автор.
В созданном им сюрреалистическом аномальном мире он коснулся болевых проблем и точек, каковые тревожат нас и сейчас. Захаров задумал продемонстрировать творчество Ерофеева как квинтэссенцию некоторых сторон русской судьбы, с его помощью посмотреть в подсознание и наше сознание, причём так, дабы спектакль оказался и эпатажным, и парадоксальным.
Но основное – достаточно важным.
– Каким театр встретит публику 3 сентября? Слышал, заканчиваете ремонт?
– Ленком откроет сезон обновлённым и комфортным для зрителей. Во-первых, меняем все кресла в зрительном зале.
Благодаря их универсальной конструкции увеличится проход между последовательностями. Кроме этого в этом помещении будет новое напольное покрытие, соответствующее всем противопожарным нормам.
А на сцене идёт установка современного электромеханического оборудования, на котором держится вся отечественная сценография.
За историю Ленкома, пожалуй, не осталось ни одного места, где бы мы не сделали ремонт. Наконец-то добрались и до подвала, где освоили 180 квадратных метров.
Сейчас тут у театра будет собственная современная прачечная с новейшим оснащением, где будут чиститься и стираться все отечественные неповторимые театральные костюмы. Эту прачечную мы сделали так называемым хозяйственным методом, не завлекая никого со стороны, всё собственными силами и на собственные заработанные средства.
Кроме этого совершили ремонт в балетном зале театра, установив в том месте новую совокупность вентиляции, новый балетный пол, поменяли зеркала. Мне думается, сделали всё, дабы хореографические репетиции проводились в большом комфорте.
– Театр Ленком находится в историческом строении – Купеческом клубе, а по окончании революции 1917 года тут был политический клуб «Дом анархии». Трудясь в этих исторических стенках в ХХI веке, вы ощущаете энергетику того времени?
– Оказывают помощь стенки, как говорит Марк Анатольевич Захаров. Прошлый глава горадминистрации Москвы предлагал нам переехать в второе помещение, а это строение закрыть на реконструкцию.
Мы не дали согласие категорически, по причине того, что с переездом исчезает аура, которая накоплена и намолена тут за 41 год новой истории Ленкома. Нам предлагали роскошное строение – филиал Малого театра.
Но для чего нам чужое?! У нас имеется собственный дом, собственное строение, собственный театр.
– Ленком – театр звёзд, суперзвёзд. Захаров сам их воспитывает, сам ведёт.
Эта традиция длится?
– Вы затронули крайне важную тему. Марк Анатольевич постоянно будет стремиться, дабы в театре актёры воспитывались, росли и становились звёздами. А воспитание весьма простое – давать роли артистам.
Для них это самое серьёзное. Все отечественные сегодняшние направляться, а это Александра Захарова и Мария Миронова, Дмитрий и Анна Большова Певцов, Александр Виктор и Лазарев Раков, Сергей Степанченко и Андрей Соколов и другие, кого ни заберите, – все выпестованы Захаровым.
Вместе с такими выдающимися артистами, как Леонид Броневой, Инна Чурикова, Александр Збруев, они берегут и прославляют отечественный Ленком. Гениальные, незаурядные люди у нас трудятся во всех сферах.
Мы коллекционируем гениальных людей!
– А что с Малой сценой Ленкома? В то время, когда она покажется?
– Чтобы назвать её Малой сценой, нужно родить на ней хотя бы один хороший спектакль, сейчас у нас нет режиссёра для Малой сцены. Данный зал мы используем как репетиционную базу, Марку Анатольевичу, да и вторым режиссёрам весьма нравится в том месте репетировать.
Юный и весьма гениальный актёр Антон Шагин готовится провести здесь собственные поэтические вечера, но пока их смогут разглядеть лишь коллеги Антона по театру.
– Что ожидает зрителей в новом сезоне, какие конкретно премьеры?
– На сегодня в репертуаре Ленкома 19 пьес. В новом сезоне подготавливается премьера «Идиота» Достоевского в постановке Константина Богомолова, с участием Александра Збруева, Александра Сирина, Марии Мироновой.
Это видение Константина Богомолова, и мы считаемся с его режиссёрским взором. Когда-то Станиславский заявил, что поставить возможно кроме того телефонную книгу.
Но вопрос не в том, что поставить, а как поставить. Театр должен быть авторским, каким и есть Ленком Захарова.
Ещё одна намеченная премьера – это спектакль с участием Инны Чуриковой в постановке Глеба Панфилова. Раскрывать секрет не буду, но, поверьте, это будет весьма занимательная постановка одной британской пьесы.
TOP 4 Golden Buzzer America’s Got Talent 2017