Мосгордума сняла со столичных властей контроль над иностранной рабочей силой
Москва сдает позиции в сфере контроля над привлечением зарубежной рабочей силы, отвоеванные у федерального центра прошлой горадминистрациией. В среду Московская городская дума исключила из закона «О занятости населения в городе Москве», действовавшего с 2008 года, норму, по которой город устанавливал «условия привлечения зарубежных граждан, которые связаны с обеспечением работодателями материальных, медицинских, жилищных и иных соцгарантий приглашенным работникам», и «механизм и порядок осуществления испытаний» работодателей в данной сфере.
Как заявил заместитель руководителя занятости и департамента труда Александр Воронцов, трансформации в муниципальный закон потребовались для его приведения в соответствие с федеральным. «В законе «О правовом положении зарубежных граждан в Российской Федерации» от 2002 года вправду предполагалось, что функции контроля будут переданы на уровень регионов. Но в его последней версии указано, что «контроль за трудовой деятельностью зарубежных работников осуществляется уполномоченными федеральными органами аккуратной власти».
И возможности Москвы в этом замысле ограничены», — растолковал государственный служащий.
Действительно, государственный служащий заверил, что занятости департамента и работа труда по наведению порядка продолжится. «Квота в 200 тысяч зарубежных работников сохранится и на будущий год, а дальше мы предусматриваем их долю в размере не более 3,2% от занятого в экономике города населения», — поведал Воронцов, выделив, что исключаемая из закона норма все равно не трудилась.
С этим не дал согласие глава думской рабочей группе по трудовым отношениям и социальной политике Михаил Антонцев. Депутат напомнил, что, устанавливая для работодателей условия, которые связаны с соцгарантиями для трудовых мигрантов, власти старались отрегулировать рынок труда и снизить число гастарбайтеров. «В программе занятости у нас четко прописан блок, направленный на решение данной неприятности, — заявил он. — К примеру, нам удалось понудить работодателей, дабы они подавали такие требования к вакансиям, под каковые бы доходили россияне и москвичи (дабы не писали среди требований к сантехнику знание узбекского либо таджикского языка).
Помимо этого, на уровне города были заключены контракты с ФМС».
Согласно точки зрения Антонцева, регионам необходимы дополнительные права, «дабы деятельно наводить порядок с гастарбайтерами в своей квартире и при необходимости приглашать их на определенные профессии, а не просто открывать настежь двери».
Власти столицы знают, где живут и трудятся гастарбайтеры
«Общежития» для работников ДЕЗов (правильнее, их подрядных организаций) имеется в каждом районе города, говорят специалисты. Миграционные работы, применяя…
Но, мэрия, наверное, желала бы отстраниться от данной неприятности. Так, декларируя в программе «Надёжный город» на 2012—2016 годы задачу понижения на 5—7% уровня незаконной миграции и формирования «полной, точной, своевременной и актуальной информации о перемещениях зарубежных граждан», авторы документа не предусмотрели выделение на это бюджетных средств.
Госслужащие не готовы обсуждать настоящее число находящихся в Москве зарубежных работников. «Мы несём ответственность за те цифры, каковые знаем. Это 200 тысяч выданных в рамках квоты разрешений на работу.
Нелегалы — сфера ответственности ФМС, и, по их данным, число неизменно находящихся в Москве зарубежных граждан не превышает 380 тысяч людей», — заявил Воронцов в ответ на вопрос вице-спикера Николая Губенко, озвучившего цифру в 3 млн человек.
Самих гастарбайтеров и их работодателей мало тревожит и потребность экономики Москвы, и не имеющая никакого отношения к настоящему положению дел федеральная квота, напомнил Губенко. «Отечественный закон давал возможность оказывать влияние на работодателей, требуя с них соблюдения и выплаты зарплаты медицинских, жилищных и иных соцгарантий. Сейчас мы лишены таких возможностей», — сообщил депутат.
Экс-мэр Москвы Юрий Лужков много раз выступал с критикой национальной миграционной политики и настаивал на праве города включать личные «регуляторы присутствия в Москве зарубежной рабочей силы», направленные на ее ограничение.
В частности, мэрия и горсовет Москвы предлагали создание «миграционного терминала» — муниципального центра распределения зарубежных работников, что координировал бы все миграционные процессы в городе: «одно окно» для гастарбайтеров вербовало бы их на родине, сопровождало до места работы, размещало, регистрировало и защищало их интересы.
Столичная мэрия кроме того подписала соответствующие соглашения с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. Планировалось создание единого аналитического банка информации о мигрантах и электронных пластиковых — «карт гостя» для самих чужестранцев, создание временных административно-бытовых городков для гастарбайтеров а также введение ответственности для москвичей, сдающих жилье нелегалам.
Но все эти фантазии наталкивались на федеральное законодательство. Сейчас, думается, пал последний бастион.
Согласно точки зрения директора Центра социально-трудовых прав Елены Герасимовой, трудовое право в целом и надзор и контроль за условиями и привлечением труда зарубежных работников относятся к вопросам субъектов и совместного ведения федерации, и, в случае если на данный счет существует федеральное законодательство, региональное должно ему соответствовать.
«С данной точки зрения принятые Мосгордумой трансформации в муниципальный закон вправду технические, — растолковала специалист «Газете.Ru». — Но закон разрешает регионам устанавливать более большой уровень обеспечений (медицинских, социальных), чем это предусмотрено федеральным документом, в том числе и в области трудовых взаимоотношений. Запрещено сделать в противном случае либо хуже, а лучше — возможно».
Мэрия и горсовет Москвы имели возможность сделать это в рамках собственного закона о занятости, улучшив положение работников, с одной стороны, и взяв возможность ограничивать их численность — с другой, считает эксперт. Но «они пошли по формальному пути».
Но, у Москвы остается важный административный рычаг в виде Административного кодекса. «Мы установили в муниципальном Кодексе об административных нарушениях высокие штрафы для работодателей — до 500 тысяч рублей за каждого распознанного нелегала, — поведал «Газете.Ru» депутат Московской думой Антон Палеев. — Известно, где эти люди трудятся — в строительных работах, торговле и сфере ЖКХ. Я уже не говорю о компаниях однодневках, каковые приглашают зарубежных работников, а позже схлопываются.
Но это уже вопрос борьбы не столько с миграцией, сколько со взятками. Чтобы выявлять в Москве нелегалов, не нужно никаких законов, было бы желание».
12.04.2017. Совещание Московской гордумы.