Минтранс загоняет лоцманов на мель

Минтранс загоняет лоцманов на мель

К вопросу о стабильном законодательстве, регулирующем деятельность хозяйствующих субъектов в российских морских портах, необходимо отметить следующее.

11 ДЕКАБРЯ 2017 г. на портале «ПортНьюс» была опубликована информация о том, что Минтранс России приступил к разработке законопроекта, что разрешит установить механизм электронной очереди, которая будет равномерно распределять работу между лоцманскими организациями, осуществляющими деятельность в морском порту (за исключением морских портов, где работает лишь одна лоцманская организация). Официальное уведомление об этом было размещено 8 декабря на сайте regulation.gov.ru.

Сама по себе новость о попытке введения электронной очереди на оказание лоцманских одолжений не нова.

Ранее Минтрансом уже вносилось предложение об установлении электронной очереди, которая якобы разрешит равномерно распределять работу между лоцманскими организациями, избежать конкуренции и повысить безопасность плавания судов в акватории портов и на подходах к ним. Предложение об установлении электронной очереди не было поддержано ФАС и МЭР России, т.к.

во-первых, противоречит п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 34 и п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Во-вторых, противоречит русскому законодательству (ст. 15 закона «О защите борьбы»), запрещающему национальным органам, осуществляющим контроль и надзор, вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, которая основывается на положениях Гражданского кодекса РФ.

И в-третьих, имеет важную коррупционную составляющую.

С позиций самого принципа установления электронной очереди для населения в местах массового визита (магазинах, банках, аптеках, поликлиниках и т.д.) приветствуется, т.к. разрешает упорядочить очередь по времени обращения за соответствующей услугой. Наряду с этим установление электронной очереди реализуется по следующим основаниям.

Во-первых, все обратившиеся находятся в равном статусе. Во-вторых, у учреждения, оказывающего услугу, нет возможности оказывать влияние на количество обращений (количество визитёров) и на установление очерёдности среди нуждающихся в конкретной услуге.

И, самое основное, обратившиеся в указанные учреждения за конкретной услугой не имеют договорных взаимоотношений с данным учреждением. При с электронной очередью на лоцманские услуги в морских портах обстановка принципиально отличается, потому, что:

– входящие в порт суда уже связаны договорными отношениями судовладельцев (номинированных ими морских агентов) с лоцманскими организациями, каковые не требуют дополнительного регулирования страной;

– несколько планирования перемещения судов в порту (входит в состав работы капитана порта) уже имеет административную возможность влияния на составление перестановок входа/судов и очерёдности выхода, соответственно, лоцманских работ той либо другой лоцманской организации;

– глава смены инспекции национального портового контроля (ИГПК) подчиняется капитану порта, что, со своей стороны, есть подчинённым помощника министра – начальника Росморречфлота и на которого в денежно-хозяйственном отношении замыкается начальник хозяйствующего субъекта – ФГУП «Росморпорт», являющегося соперником по отношению к вторым лоцманским организациям в конкретном порту, имеет хватает ресурсов оказывать влияние на очерёдность перестановок/судов и подхода отхода в порту.

Вместе с тем нужно подчернуть, что не все лоцманы имеют равную квалификацию. По итогам аттестации в лоцманских удостоверениях указывается квалификация лоцмана и устанавливаются размеры, типы судов, каковые в праве проводить лоцман соответствующей квалификации.

При установления электронной очереди капитан порта, являясь представителем власти, должен будет вмешиваться в договорные обязательства соответствующей лоцманской организации с потребителем лоцманской услуги (агентирующей компанией), с которым она имеет гражданско-правовой соглашение на лоцманское обслуживание судов под её агентированием, – другими словами определять (руководить) денежно-хозяйственную деятельность третьих лиц в нарушение действующего общегражданского и антимонопольного законодательства.

Неясно, чем приведены к Минтранса, не считая якобы жажды повысить безопасность мореплавания в акваториях русских морских портов путём устранения борьбы между негосударственными лоцманскими организациями и ФГУП «Росморпорт». Какие конкретно объективные доказательства возможно привести в обоснование введения дополнительных административных барьеров в российских морских портах и какая и кому будет польза от дополнительного администрирования деятельности лоцманских компаний?

Согласно нашей точке зрения, очередная инициатива Минтранса преследует одну цель – создать большие сложности работе негосударственных лоцманских организаций и, как следствие, обанкротить их. И наряду с этим Минтранс практически 10 лет игнорирует требования законодательства о введении Порядка ведения раздельного учёта субъектами естественных монополий по видам деятельности.

При таком подходе Минтранса к подготовке законов, о какой стабильности в законодательстве может идти обращение, в случае если при их разработке закладываются не экономические обоснования, а неясно чьи и какие конкретно интересы.

Лоцман — Под баян


Читать также:

Читайте также: