Легенда должна жить
В Самаре взялись восстанавливать до лётного состояния самолёт-воинов Ил-2. на данный момент это истерзанные обломки нескольких автомобилей, которым ещё предстоит стать базой единственного на всю территорию страны летающего экземпляра. Его Сутки Победы в первых рядах – 9 мая 2015 года.
Цель поставлена – в сутки 70-летия Великой Победы легендарный штурмовик обязан учавствовать в воздушном параде.
За трёх битых
Это железо с первого знакомства приводит к оторопи и уважение. От него веет подвигом и ужасом смерти.
Пробитая пулей 12,7-мм пулемёта «мессера» и загнутая от удара о почву лопасть винта не оставляет сомнений – это останки самолёта-бойца. На бронекабине след от 20-миллиметровой пушки.
Армейские архивы подтверждают – двухместный штурмовик Ил-2 погиб вместе с экипажем в неравном бою с истребителями соперника. Вид у останков плачевный, но эксперты почему-то довольны, считают, что в руки попали недостающие фрагменты пазла.
Одну бронекабину уже привезли из Новгородской области, из-под Демянска, в том месте шли ожесточённейшие битвы. Вторая обязана прибыть из Вытегры Вологодской области, третья ожидает собственного часа в мурманской тундре.
С последней появились трудности – вывезти сохранившиеся части самолёта вероятно лишь на тяжёлой гусеничной технике. Следовательно, нужно взять разрешение у природоохранного ведомства – как мы знаем, что вездеходы оставляют шрамы на ласковых тундровых мхах на многие десятилетия, если не века.
Но три бронекабины – нужный минимум. Из трёх битых, покорёженных соберут одну. Из-за чего так серьёзны как раз бронекабины?
Во-первых, самолёт строился около них. Это и имеется очень способная конструкторская изюминка Ил-2 – бронекабина включена в несущую, силовую часть планера самолёта.
990 кг брони – это практически четверть веса летающего танка.
Второй (либо первый?) по значимости элемент самолёта – мотор. Нужен настоящий АМ-38. Сейчас двигателей в наличии два. Один уже разобрали, внутренности появились в весьма приличном состоянии, в особенности коленвал.
Осталось кроме того мало, около литра, родного моторного масла. Его слили в баночку, и Евгений Смирнов, начальник научного совета экспертов проекта, инженер, лётчик-инструктор, забрал его себе. С маслом, как с талисманом, не расстаётся, возит везде с собой.
А в музее ОАО «Кузнецов» лежит двигатель с «Ила», перевоплощённого в монумент на въезде в Самару. Имеется надежда, что удастся поменяться с заводчанами: им дать восстановленный и взять вместо фактически идеально сохранившийся мотор.
Особую сокровище имеет блок двигателя – у него нет повреждений от снарядов вражеских истребителей, и, наверное, он не бился с ужасной силой о почву в последнем боевом вылете. Эта машина погибла в первой половине 40-ых годов двадцатого века в Мурманской области, её останки к 30-летию Победы перевезли в Куйбышев (Самару) и вернули внешний вид силами работников авиазавода.
Я спросил – не несложнее ли забрать в работу данный самолёт-монумент Ил-2, а вместо него установить на постамент муляж-копию? Выяснилось, нет.
То, что установлено на постаментах в Москве, Самаре, Воронеже, вернуть в небо не легче, чем поднятые с семиметровой глубины болотной трясины либо дна северного озера обломки. В случае если сравнивать самолёт с конфетой, то монументы не более чем фантик от неё.
Самолёты, кроме того так прочно скроенные, как Ил-2, однако не танки, каковые сперва заезжают своим ходом на постаменты, а позже, спустя десятилетия, им наводят «марафет», делают маленькое физико-техническое обслуживание, заправляют, заводят – и вперёд, на парад. Да и кто разрешит посягнуть на святыню?
Крылья, оперение будут делать с нуля. По уникальным чертежам, каковые одолжил архив Авиационного комплекса им. С.В.
Ильюшина. На многих страницах стоит подпись главного конструктора Сергея Владимировича Ильюшина, датированная предвоенным 1940 годом.
Вес конструкторской документации – 160 килограммов. «АН» принимали участие в договорённостях, в ходе передачи чертежей из столицы в Самару.
Восстановленный Ил-2 будет различаться от прародителя. В первые армейские годы уровень качества сборки, подробностей, агрегатов хромало – у станков находились дамы и вчерашние школьники, практически дети.
Сказывалась эвакуация фабрик с запада на восток, время от времени в чистое поле. Не всегда выдерживались разработке.
Восстановленный Ил?2 будет практически вылизан специалистами, двигатель заправят современным отличным маслом, последовательность самые ответственных подробностей (поршневые кольца и т.д.) сделают на современном уровне. Согласитесь, ресурс двигателя в десятки часов годится для армейского лихолетья, но никак не для единственного в Российской Федерации летающего «горбатого».
В качестве вынужденной меры на самолёте покажутся кроме этого пара устройств, без которых сейчас никто не допустит «Ил» к полётам: современная сообщение, катастрофический радиомаяк и т.д.
Никто не забыт
По номерам агрегатов и сохранившимся личным документам уже установлены имена лётчиков, погибших в Вологодской и Новгородской областях:
ГАВРИЛОВ Михаил Петрович 1916 г.р.
Место работы: 2-я Уд. арм. 568 ШАП
Награды: орден Красной Звезды
Пропал без вести 30 апреля 1942 г.
РИТ Владимир Иванович1916 г.р., начальник звена.
Младший лейтенант
Последнее место работы:
292-я штурмовая авиадивизия
Место рождения: Ленинградская обл.,
пос. Тарковичи
Пропал без вести 19 февраля 1943 г.
ШОПЕНКОВ Александр Григорьевич1919 г.р.
Бортстрелок – старший сержант
Место рождения: Орловская обл.,
Комаричский р-н, село Шарово
Пропал без вести 19 февраля 1943 г.
На голом энтузиазме не полетишь
Выстроить летающий Ил-2, по скромным подсчётам, обойдётся в 17-19 млн. рублей.Фактически это цена материалов. Множество людей готовы трудиться безвозмездно, за идею.
В первых последовательностях – студенты Самарского национального космического университета имени С.П. Королёва (СГАУ) – они выстроились в очередь. проектирования кафедры двигателей и Профессор конструкции Владимир Зрелов весело потирает руки:
– У старшекурсников показалось настоящее дело, да ещё по профессии.
Имеется уверенность что, не обращая внимания на рыночную реальность, к работе подключатся и авиастроительные фирмы области. Тяжело будет обойтись без завода «Авиаагрегат». Владимир Пташинский, член научного совета экспертов, ведущий инженер-испытатель 1-го класса, уверяет:
– Для них сделать на Ил?2 гидравлику, образно говоря, пять секунд, ничего сложного.
Уже отозвались энтузиасты-реставраторы из Москвы, внесли предложение оказать помощь с хвостовым оперением.Самарец Алексей Анненков, лётчик, ветеран ВВС, взялся изготовить хвостовую балку (несложнее говоря, хвост самолёта, что крепится к бронекабине). От любой помощи, не считая чертежей, отказался: «Мне это в эйфорию, всё сделаю собственными руками».
Генеральный директор компании «Авиагаз-Самара» Валерий Николаев (он тесно связан с авиационным двигателестроением) бесплатно предоставил на базе предприятия, по словам Владимира Пташинского, «царские условия»: особые сканеры, станки, площади для работы, кое-какие материалы, разрешил привлекать к делу штатных работников. Подхватились и самарские политики, а тон задала семья сенатора Константина Титова.
Проект выходит надпартийным. Народный депутат РФ Михаил Дегтярёв (ЛДПР) договаривается о содействии с управлением регионов, где самолёты нашли поисковые машины отряда «Демянск».
Здорово оказывают помощь административным ресурсом и деньгами единороссы из губернской думы Владимир Дуцев и Вячеслав Малеев, глава Самарской гордумы Александр Фетисов. Как желали инициаторы проекта, так и вышло – восстановление Ил-2 к 70-летию Победы носит не политический, а патриотический темперамент. «Силовой блок», безопасность, помощь в транспортировке снабжает региональная организация «Альянса десантников России».
Глава самарской региональной организации десантников Виктор Калиничев одним из первых вошёл в инициативную группу.
Дан заказ ему на Запад
Умельцы из Новосибирска уже доказали, что способны выстроить Ил-2. Самолёт кроме того летал 9 мая 2011 года над Самарой. Им удалось имплантировать под капот Ил-2 подходящий по конфигурации и мощности двигатель американский компании «Аллисон».
Но вот незадача – с ним уже это не самолёт-солдат Ил-2, а реплика. Снаружи похож, а по сути – театральная декорация. на данный момент данный «Ил» уютно расположился в Соединенных Штатах, под Сиэтлом, в городе Эверетт. Считается одной из жемчужин авиамузея Пола Аллена.
Пол – компаньон главы корпорации «Майкрософт», может разрешить заплатить за восстановление легендарного штурмовика пара миллионов долларов.
В Англии, Германии, Франции, США а также Финляндии существуют много музеев авиационной техники, и помогают они напоминанием – «Ваши предки были храбрецами». Многие ли знают, что финские лётчики во Вторую мировую летали среди них и на советских трофейных «ястребках» И-16?
В том месте отечественный «ишачок» установлен на почётное место в музее. Массы энтузиастов собираются на смотры, шоу, авиасалоны, где летают, соревнуются, а довольно часто и катают публику на сотнях восстановленных самолётов, начиная с раритетов начала прошлого века.
Гордость австралийских коллекционеров – звено советских истребителей предвоенной постройки. У американцев также легко встретить «отечественных», особенным уважением пользуются МиГ-15бис, что надрали задницу «непобедимым» штатовским пилотам в Корее.
А у нас кроме того самолёт-легенда не летает. Исходя из этого, когда появилась инициатива вернуть до лётного состояния штурмовик Ил-2, редакция «АН» была включёна в состав попечительского совета фонда «Патриоты Поволжья».
Наравне с легендарными в авиации личностями – авиаконструктором Г.В. Новожиловым, лётчиками-астронавтами И.П. Волком и В.А.
Джанибековым, лётчиком-испытателем В.А. Заболотским и навигатором-испытателем Г.Г.
Ирейкиным.
Вернуть «Мясника»
Ил-2, за восстановление которого взялись в Самаре, Ни при каких обстоятельствах не будет реализован. Его призвание – зажечь восхищение в глазах ребятишек, сделать так, дабы тысячи людей имели возможность прикоснуться к собственной великой истории и заметить, как летит на бреющем гроза вермахта Ил-2. «Мясник» (Schlachter) – всего одно из многих прозвищ, которым наградили его неприятели.
36 тыс. Ил-2 передала фронту советская авиапромышленность. Из этих тысяч не осталось ни одного летающего.
В СССР отношение к авиационным раритетам и действующим военным было своеобразное: отработал собственное – и в утиль. В случае если повезёт – один экземпляр поставят дряхлеть в закрытый для широкой публики музей авиатехники в Монино.
Для примера, американцы и англичане смогут выставить сходу пара летающих эскадрилий истребителей «Спитфайр» либо Р-51 «Мустанг» времён Второй мировой войны. А мы чем хуже?
Один МАКС в два года – мало будет.
Реинкарна?ция SUBARU FORESTER STI | Легенда обязана жить