Кто финансирует строительство и работу мечетей во франции? — «наука»
Ислам в Европе
Глава правительства Манюэль Вальс привёл к полемике по проблеме финансирования мечетей во Франции. В статье, опубликованной 1 августа в газете Liberation, премьер-министр внес предложение временно запретить зарубежное финансирование и намекнул на возможность участия французского страны в помощи мусульманского культа в стране.
Но это противоречит как светскому характеру французской Республики, так и действующему законодательству.
В соответствии с закону от 9 декабря 1905 года, отделившему церковь от страны, государство не имеет права финансировать строительство религиозных учреждений. Статья первая этого закона гласит: «Республика гарантирует свободу вероисповедания и свободу совести».
Во второй статье говорится о том, что государство более не оплачивает ни содержание культовых строений, ни жалования священников.
Само собой разумеется, XXI век внес собственные поправки в воздействие этого закона. В случае если более ста лет назад обращение шла в первую очередь о католичестве, то сейчас ислам стал второй религией во Франции по количеству верующих.
Полемика появилась на фоне террористических актов, совершаемых людьми, именующими себя мусульманами и заявляющими о собственной принадлежности к террористической группировке «Исламское государство». С момента первого террористического акта против редакции сатирического издания «Шарли Эбдо» МВД Франции заявило о закрытии 150 нелегальных молельных и мечетей комнат, в которых велась пропаганда исламского фундаментализма, обычно имамами, приехавшими из-за предела.
Ужасные события в Ницце 14 июля радикально поменяли постановку вопроса: вынужденное как-то реагировать на рост количества последователей ИГ правительство предлагает всецело реформировать организацию ислама во Франции, с одной только целью: дабы его возможно было хоть как-то осуществлять контроль.
В действительности, в отличие от христианства, ислам изначально не признает никакой иерархии. Об этом говорит депутат от партии Республиканцев, глава горадминистрации города Шалон-ан-Шампань Бенуа Аппарю:
«Основной вопрос — вопрос организации ислама во Франции. Финансирование мусульманского культа — это лишь часть вопроса. Самая основная неприятность в организации — это создание иерархии, какой-либо структуры среди имамов, как это существует в других религиях.
Ислам в принципе не признает никакой иерархии. Но нам необходимы представители, с которыми государство может вести диалог. Сейчас существует Совет мусульманского культа Франции (CFCM), что имеет конкретных представителей.
Как они избираются, по какому принципу —это уже не дело страны в том направлении вмешиваться. Кого назначат имамом, а кого — “кардиналом” имамов — это не дело страны.
Но лишь имея такую организацию, государство может обратиться к представителям ислама с требованием подготовки и обучения имамов во Франции. Это обучение может проходить и в простом университете, как уже происходит в Страсбурге.
И тогда при наличии для того чтобы диплома возможно будет давать добро для имама трудиться во Франции».
Но контроль со стороны страны нравится далеко не всем практикующим мусульманам Франции. писатель и Журналист Марк Шебсун стал одним из подписантов открытого письма, опубликованного 30 июля в издании JDD, в котором говорится о том, что к исламу во Франции было изначально неправильное отношение:
«Для меня это не просто технический вопрос. Мне думается, что Франции необходимо отказаться от пост-мусульман и колониального видения ислама. Под этим я подразумеваю то, что созадние Совета мусульманского культа Франции не было инициативой мусульман.
Его создало государство, оно организовало его структуру и работу в соответствии с собственные представлениям. И это видение всегда разделяло мусульман Франции по государствам, откуда вышли их предки — этоТурция либо страны арабского Магриба.
Наряду с этим всецело отсутствовали представители ислама из государств Центральной Африки».
Как раз по данной причине созданный в 2007 году по инициативе Николя Саркози (тогда главы МВД) Совет мусульманского культа Франции (CFCM) имеет довольно не сильный влияние среди французских мусульман. Более того, любой раз выборы президента и членов Совета сопровождаются распрями между разными мусульманскими общинами Франции: алжирской, марокканской и тунисской (самые бессчётные мусульманские общины страны).
Так или иначе, данный Совет действует уже практически 10 лет, и бывший его президент, а сейчас ректор Парижской мечети Далил Бубакер уже давно сказал, что во Франции не достаточно мечетей.
какое количество во Франции действующих мечетей?
В соответствии с отчету, представленному в Сенате Франции 17 марта этого года, на сегодня в стране насчитывается 2450 молельных и мечетей комнат. Больше всего мечетей находится в Парижском регионе (459), в пригородах и Лионе (319), а также в Марселе (218), другими словами, местах преимущественного проживания мусульман.
Причем самих мечетей во Франции мало, в 2015 году их было 90, так как их строительство требует громадных средств. Остальные — это молельные залы, число которых во Франции достаточно скоро растет, даже в том случае, если учитывать лишь официальные молельни, функционирование которых не запрещаеться местными властями и МВД Франции.
Так, в соответствии с изучению газеты Le Figaro 2011 года, во второй половине 70-ых годов двадцатого века во Франции было только 150 мест отправления мусульманского культа, 900 — в 1985-м и 1555 — в 2001.
Но вице-президент Совета мусульманского культа Франции (CFCM) Шемзеддин Хафиз говорит, что этого не хватает: «В случае если учитывать, что во Франции живёт около полутора миллионов практикующих мусульман (а всего их, по различным оценкам, от 4 до 5 миллионов — ред.), и на каждого из них в мечети необходимо как минимум по одному квадратному метру, то получается, что Франции необходимо выстроить около миллиона квадратных метров для возможности отправлять мусульманский культ».
Самая громадная мечеть Франции находится в Эври-Куркурон (департамент Эссон), она способна вместить до 5000 человек, но Соборная мечеть Марселя обязана опередить ее по вместимости (7000). Ее строительство должно было завершиться в начале этого года, но оно отложено до неизвестного времени из-за недостатка средств.
Строительство каждой мечети стоит больших денег. В случае если несложный молельный зал обходится в пара сотен тысяч евро, то настоящая мечеть — значительно дороже, пара миллионов.
Самыми дорогими проектами считаются мечети в Бордо, Мюлузе и том же Марселе, где для постройки нужно собрать 22 миллиона евро.
Франция и мультикультурализм
The Вашингтон Пост17.07.2016Террористические акты во Франции и ислам
Yeni Cag20.07.2016Европа против радикального ислама
Israel Hayom19.07.2016Во Франции утверждается ислам
Le Figaro20.06.2016В то время, когда Европа обожала ислам
Slate.fr05.06.2016Швеции нужен собственный ислам
Dagens Nyheter13.08.2016Франция и ислам: между религией и республикой
10.01.2015Ислам — угроза республике?
Slate.fr11.04.2012Откуда берутся деньги на постройку мечетей?
По заявлениям Совета мусульманского культа Франции, оно полностью оплачивается из средств прихожан. Это не совсем правильно, поскольку зарубежные страны смогут давать средства на постройку строений религиозного назначения во Франции.
К примеру, в 2013 году правительство Алжира подарило 1,8 миллиона евро Соборной парижской мечети (которая, как мы знаем, есть главным приходом для мусульман, имеющих алжирские корни). Эти средства были после этого распределены по вторым местам мусульманского культа Франции.
Деньги на Соборную мечеть в Лионе передала Саудовская Аравия, что не скрывает имам данной мечети Камель Кабтан. Саудовцы пожертвовали деньги на постройку мечетей в Ницце и Страсбурге.
На проект строительства мечети в Марселе давало деньги множество официальных доноров и частных, среди которых — правительства Алжира, Кувейта и Саудовской Аравии. Марокко выделяло средства для постройки мечети в городе Эври, неподалеку от Парижа.
В столичном регионе Иль-де-Франс правительство Омана помогло выстроить мечеть в Руасси-ан-Бри.
В соответствии с публикации газеты Le Parisien от 30 июля 2016, из двух с половиной тысяч мест отправления мусульманского культа 20% были профинансированы зарубежными странами либо фондами.
Но все же основная неприятность не в том, что власти других государств финансируют строительство учреждений религиозного назначения во Франции (как, к примеру, строительство российского культурного центра с православным храмом в центре Парижа), а в том, что это должно происходить на легальной базе и быть совсем прозрачным. Вот в этом-то и кроется неприятность.
В МВД Франции либо министерстве финансов нет правильных цифр того, какие конкретно суммы передавались в виде «частных пожертвований», так как неизменно возможно указать, что средства на мечеть были собраны по окончании молитвы прихожанами.
Чтобы сократить вливание нелегальных средств, многие коммуны Франции, каковые выдают разрешения на постройку, устанавливают потолок для каждого пожертвования. А при министерстве финансов Франции существует особая работа TRACFIN, которая отслеживает нелегальный поток капиталов.
В принципе, любой банк, взявший наличными большую сумму, обязан предотвратить эту инстанцию, которая тут же займется проверкой транзакции.
И однако, проследить за всеми потоками средств нереально. Исходя из этого глава правительства Манюэль Вальс и внес предложение вовсе запретить зарубежное финансирование мечетей, допустив возможность выделения средств со стороны страны.
Это предложение было быстро раскритиковано. Вот как, к примеру, отреагировал депутат от партии Республиканцев Бенуа Аппарю:
«Я точно не знаю, как ответить, но скорее очень плохо отношусь к идее премьера. Мне кроме того думается, что она может сыграть роль красной тряпки для быка.
Как вы объясните французам, что на протяжении сокращения всех национальных затрат необходимо тратить деньги на постройку мечетей? Само собой разумеется, нельзя забывать и о законе 1905 года, но в него вносили уже так много поправок, более того, три французских департамента ему не подчиняются.
Исходя из этого выполнение закона 1905 года мне думается второстепенным. Основной риск я вижу в том, что затянувшиеся дебаты по поводу национального финансирования строительства мечетей уведут нас в сторону от самой неприятности.
Но существуют и другие методы финансирования, как это происходит во всех остальных культах. Верующие спонсируют строительство, но это должно происходить с возможностью контроля и полной прозрачностью. на данный момент нам не достаточно как раз контроля за источниками финансирования».
Неприятность прозрачности обсуждалась и в докладе парламентской рабочей группе от 17 марта 2016, в котором создатель документа, сенатор Эрве Морей показывает на то, что каждое вливание денег из-за предела должно строго регулироваться законом.
Кроме финансирования работы мечетей, второй больной вопрос для французских правительства — это обучение имамов. Так как приезжающие во Францию имамы из Саудовской Аравии и из других государств Ближнего Востока довольно часто проповедуют самые радикальные идеи. С этим частично согласен писатель и журналист Марк Шебсун:
«Да, обучение имамов — это очень важная тема. Но не нужно связывать данный вопрос с терроризмом. Из-за чего я считаю нужным обучать имамов во Франции?
По причине того, что сейчас французское общество очень сильно поменялось. И среди французов имеется мусульмане, которым необходимо приобретать ответы на самые разные вопросы теологического характера, каковые связаны и с судьбой во Франции, и с культурой Франции, дабы гармонично вписываться в общество.
И конечно же, в случае если это разрешит снизить количество радикальных интерпретаций ислама, это будет лишь плюсом».
на данный момент во Франции обсуждаются меры по реструкуризации представительства мусульманского культа в диалоге с национальными органами и вопросы его финансирования. В частности, фактически все стороны положительно отнеслись к предложению «реанимировать» Фонд ислама Франции.
Данный фонд существует уже 10 лет, но пока только на бумаге. Сейчас же эта мысль приобрела помощь президента Франсуа Оллнада, что кроме того наметил кандидата на должность начальника фонда.
Президент Совета мусульманского культа Франции (CFCM) Ануар Кбибеш поведал о новых правилах работы этого фонда:
«По вопросу финансирования мусульманского культа мы уже начали предпринимать конкретные меры. Мы трудились совместно с министерством внутренних дел по вопросу создания Фонда ислама Франции, что будет заниматься не только вопросами культа, но и культурой.
И я пологаю, что уже в сентябре будут сделаны официальные заявления по поводу функционирования этого фонда. Мы разглядывали и другие вопросы финансирования ислама.
Это вероятный налог на халяльные продукты, что будут платить или производители данной продукции. И третья возможность финансирования — это участие в нем фирм и различных ассоциаций, каковые организуют паломничество в святые для мусульман места.
И мы кроме того переговорили с несколькими агентствами, каковые предлагают поездки в Мекку, другими словами хадж, и каковые смогут внести собственный вклад в виде особенной пошлины в финансирование, передав деньги в CFCM и тем самым оказать помощь его работе».
Но пожертвования в данный фонд смогут делать и частные лица, а также странами. Вопрос контроля за законностью пожертвований, так, так же, как и прежде остается открытым. Ануар Кбибеш предлагает, дабы сам Фонд ислама Франции стал официальным поручителем легальности собранных средств:
«Деньги смогут планировать по тому же принципу, что и в любом втором публичном фонде. Это смогут быть и меценаты, и более небольшие частные пожертвования, это смогут быть и другие мусульманские государства.
Но чтобы обеспечить прозрачность этих средств, все они должны будут пройти через данный фонд. И данный фонд будет главным поручителем законного применения собранных денег».
До тех пор пока все эти идеи находятся в стадии разработки. Но в полной мере быть может, что уже данной в осеннюю пору депутаты обсудят проект нового закона, определяющего финансирование и структуру ислама во Франции.
Намаз в Ватикане: мусульмане Италии выступают в протест закрытия мечетей