Кто должен защитить потребителя от подделок?
С 1 января 2014 года, в соответствии с вступлению в силу поправок, внесённых правительством РФ в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, каждая контрафактная продукция лёгкой промышленности при обнаружении подлежит уничтожению.
Контрафакт – не что иное, как подделка, частенько обманывающая потребителя незаконно использованными именем производителя либо известной торговой маркой. Во всём мире клиенты избегают любого намёка на контрафактное происхождение товара, но у России особая гордость: отечественные люди, наоборот, скорее предпочтут именитому подлиннику товара его подделку.
Обстоятельство несложная: подделка обойдётся потребителю многократно дешевле. И данный секрет полишинеля известен был у нас всем, кроме того главе главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денису Сугробову, что ещё полтора года назад констатировал: «Люди покупаются на низкие стоимости, но наряду с этим забывают, к каким тяжёлым последствиям может привести применение подделок.
Это и аллергические реакции от некачественной одежды, парфюмерии и косметики, происхождение важных болезней из-за поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления по окончании потребления некачественных продуктов». С того времени в руки россиян утекло много контрафакта, поскольку по изъятии на таможне его свободно имели возможность послать в торговую сеть.
Механизм легализации контрафактной продукции подразумевал изъятые на границе товары передавать в Росимущество для последующей реализации и сертификации.
Бедный, бедный клиент!
Анатолий Голов, сопредседатель Альянса потребителей России уверен в том, что от контрафакта прежде всего страдает потребитель. Рассчитывая взять за собственные деньги один товар, мы иногда приобретаем и не товар вовсе: джинсы рвутся при первой попытке нагнуться, а подмётки на ботинках «сгорают» на протяжении семи дней носки (при внешнем сходстве товаров отличие в качестве возможно разительной). А вот тому, кто контрафакт создаёт, – прекрасно, да и тому, кто его реализовывает, также хорошо
Неприятность, согласно точки зрения Голова, пребывает в том, что потребитель не может быть специалистом во всех областях. В случае если мы разбираемся в электронике, то можем ничего не осознавать в парфюмерии либо, свободно выбирая верхнюю одежду, ничего не смыслим в качестве кожи.
В магазине мы в большинстве случаев верим тому, что написано на ценнике. Те, кто умелее, кличут продавца и начинают предметно выспрашивать его о товаре, но иногда и данный способ никуда не годится: продавец может знать ровно столько же, сколько написано на этикетке.
Этим-то и пользуются те, кто под видом коньяка VSOP создаёт в соседнем подвале спирт, подкрашенный чаем либо чем похуже, а из некачественной хлопковой ткани в том месте же шьют то, что должно быть сшито из денима высшей марки. Лишь приобретя поддельный товар, мы можем осознать, что «тут что-то не так», а тут уже жалуйся не жалуйся – деньги-то утрачены
Более того, сами производители опасаются бороться с контрафактом: в случае если потенциальные клиенты определят, что товар подделывают, спрос на него свободно упадёт. А на данный момент нужно бы как раз производителям предпринять максимальное колличество усилий, дабы воспитать и образовать собственного клиента, чётко растолковать ему, в чём состоят показатели качественного товара.
Не смотря на то, что, как говорит Александр Филиппов, начотдела экспертизы качества и оценки контрафактности продукции Петербургского национального бюджетного учреждения «Контрольный центр качества товаров (продукции), услуг и работ», клиенты осведомлены о обеспечивающей подлинность CD и DVD маркировке, но контрафактной продукции в этот самый момент куры не клюют – от аудиодисков до ПО. «Контрафакт будет неизменно, – практически уверен Филиппов. – Преступники будут осваивать всё новые торговые марки». Замкнутый круг какой-то!
В Европе уже наказывают потребителя за приобретение контрафакта. В случае если европейцу предложат за 50 евро приобрести сумку, которая обязана стоить 1000, он сходу осознаёт, что это контрафакт.
Но у нас-то наглости бизнес-рвачей хватает и на то, дабы цена была заломлена и на подделку: всё равняется публика у нас не осведомлена о некоторых именах производителей. «Пока не изменится позиция производителей, пока не заберут они потребителей в союзники и не начнут их учить отличать настоящее от фальшивого, толка не будет. Клиент – не товаровед», – таково вывод представителя Альянса потребителей.
Обучаться постоянно пригодится
А где они в наше время, товароведы-то? Помнится, при СССР товароведы были чуть ли не в каждом магазине: они и с претензиями клиентов трудились, и за экспертизой товара обращались, с них и задавали вопросы в случае если что Погибла, что ли, профессия?
Светлана Братцева, сертификации и Департамента главный эксперт экспертизы Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб ТПП),готова спорить, что одним лишь альянсом между производителем и покупателем проблему контрафакта не решить: обучать потребителя, само собой разумеется, нужно, но без национальной программы борьбы с контрафактом дело не обойдётся. Громадным шагом в этом направлении Братцева вычисляет принятые в текущем году поправки в законодательство: контрафактная продукция лёгкой промышленности с нового года будет уничтожаться. «Большие упрочнения чтобы такие ответы были приняты, – говорит Братцева, – предприняла и СПб ТПП».
Принципиально важно кроме этого, говорит специалист, дабы и перемещение, реализация и хранение товара не производились без разрешения правообладателя. Так что все беседы о введении параллельного импорта (легального ввоза товаров, но не официальными представителями производителя) для нашей страны очевидно преждевременны. «В случае если производитель заинтересован в добром имени, то его товар будет отслеживаться, – уверена Братцева. – А если не заинтересован, то никаких заявлений на таможню об его маркировке и отслеживании товара и отличительных показателях возможно и не дождаться».
Ну, а уж без товароведов, да ещё и юридически подкованных, осведомлённых в области патентоведения, нам в наше время и вовсе не обойтись.
Но пока суд да дело, пока Минпромторг пробует возродить прекрасно забытый Символ качества, яркие умы ищут не законодательную, а рукотворную защиту от контрафакта. Так, представители петербургского ООО «готовься» начать внедрение в торговые сети стикеры с QR-кодами, неповторимыми для каждой единицы настоящего товара.
Клиенту остаётся вычислять код при помощи сотового телефона с бесплатной программой, и всё делается светло – настоящий товар либо поддельный. Дабы стимулировать клиентов, директор по формированию Евгений Милаев желает привлечь совокупность скидок, каковые будут обналичиваться в виде вознаграждения старательным клиентам.
Мысль, само собой разумеется, оптимистичная, но, возможно, лучше употребить самый надёжный способ борьбы с контрафактом – политическую волю? Всё-таки ежегодно экономика из-за подделок теряет 3 миллиарда долларов
Федеральная служба защиты прав потребителей: четверть продуктов питания в Российской Федерации — подделки