Корабли и верфи

Корабли и верфи

Российское Минобороны в первый раз с окончания Второй мировой получает боевые суда в стане «потенциального» соперника – четыре вертолетоносца «Мистраль». Данный факт придал сил доморощенным экспертам и западным аналитикам.

Они утверждают: отечественная оборонка изжила себя, была бессильна удовлетворить запросы армейских и делает только социальную функцию – нужно чем-то занять миллионы работников ОПК. «Доводы неделi» решили проверить, как эти утверждения честны, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

На Янтаре улицы с заглавиями, что не найти на картах Калининграда. Мой маршрут начинался так: сперва по проспекту Гуськова (он центральный, в честь директора, при котором завод пережил расцвет с середины 60-х до 1991 года), направо на Спортивную, к причалу.

Большие иссиня-тёмные дворняги, очевидно с неспециализированной родословной, видятся везде. У каждого объекта – где одна, где пара.

Может, корабелы спецпороду вывели, под цвет флотской формы? Воют по-волчьи.

На территории, сходу за заводоуправлением, всех встречает створовой символ 20?х годов прошлого века. Ярко покрашен, трудится, выглядит, как новенький. С моей, дилетантской, точки зрения, – маяк как маяк.

Занимателен лишь одним – он германский. И АТС, сообщение, досталась заводу от немцев: безупречно помогает сейчас. Германскому козловому крану в следующем году празднично отметят столетие – заслужил. Трудится лучше современных.

Все 80 гектаров территории напичканы такими артефактами.

Борьба с «фашистским наследием» в советском прошлом стала причиной сложностям Сейчас. С германских станков содрали и стёрли с лица земли таблички со свастиками.

А на них не считая свастик технические руководства, режимы работы. У тех, кто тогда стоял у станков, эти таблицы были в голове. А вот сейчас выручает музей предприятия.

В том месте с миру по нитке собирают свидетельства прошлого. Сравнительно не так давно отыскалась в какой-то дальней подсобке табличка, повесили ее на стенд в экспозицию – так сходу к директору музея примчались эксперты: «Разреши переписать, в противном случае у нас станок неправильно трудится, допуски не выдерживает!» Музейным экспонатом стал кроме того дырокол.

Его с уговорами выпросили в отделе кадров в обмен на пара новых. Данный с виду невзрачный, с длинноватой ручкой рабочий инструмент конторского служащего не так долго осталось ждать век, как беспрекословно пробивает ровные дырочки и в бумаге, и в плотном картоне.

Кадровики до сих пор плачут о утрата.

Но, наверное, работа с «артефактами» заканчивается: проект технического переоснащения и реконструкции ПСЗ «Янтарь» включен в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы». Предполагается, что заводу на модернизацию выделят 17,1 млрд. рублей.

Завод ожил на тройке фрегатов проекта 11356 для Индии – договор был подписан в 2006 году. Первый корабль «Тэг» («Сабля») летом выйдет на швартовые опробования. Второй «Таркаш» («Колчан») в июне 2010 г. построен, на нем вовсю идут работы.

Третий – «Триканд» («Лук») на стапеле ожидает собственного часа.

Рядом с кораблём и каждым стапелем у достроечной стены по компетентному «наблюдающему». При виде чужака с фотокамерой они пленили «» сопровождающего, редактора заводской газеты Сергея Михайлова, пристально изучали разрешение.

И с явным неудовольствием отпускали. Сергей на верфях в далеком прошлом, сам знает условия «игры». «Вот это и это» у застывшего на стапелях громадного десантного корабля «Иван Грен» проекта 11711 снимать запрещено.

Супостату, что внезапно заметит обводы корабля ниже ватерлинии, это знать не положено. Неясно лишь, как эта секретность увязывается с присутствием на территории чужестранцев – индийских армейских инженеров и моряков.

Они «пасут» строительство фрегатов для собственного флота, клиенты требовательные и въедливые.

Кадровые войны

Техникум на проспекте Гуськова, до недавнего времени лицей (по сути ПТУ), сейчас трудится только в интересах завода. Еще в прошедшем сезоне в том месте готовили автослесарей, автомехаников и других «авто».

Управление «Янтаря» сумело вернуть и немного поднять заведения-и статус.

Молодежь в полной мере закономерно выбирала «марс со сникерсом» – еще недавно завод практически «лежал на боку», как старая рыболовная шаланда у развалин колхоза-миллионера. А область и город забиты иномарками, время от времени новыми, но чаще выпуска середины 90-х.

Автобизнес и ремонт тут развиты – их подпитывает близость европейских поставщиков автохлама, очень ценятся хорошие жестянщики.

Птица-тройка

В декабре на «Янтаре» заложили головной фрегат проекта 11356 из «тройки» для Черноморского флота – «Иван Григорович». Он назван в честь последнего царского морского министра, что поднимал флот по окончании позора русско-японской войны.

Курс был верным: к 1945 г. коммунистический ВМФ практически наполовину складывался из боеспособных судов дореволюционной постройки.

Корабль (фрегат) проекта 11356 рекомендован для уничтожения и поиска надводного и подводного соперников в океанских и морских районах, отражения атак средств воздушного нападения. Оснащен ударным противокорабельным ракетным комплексом.

Протяженность корабля 125 м, ширина – 15 м, водоизмещение – около 4 тыс. тысячь киллограм. Экипаж судна до 200 человек, дальность независимого плавания до 5 тыс. морских миль.

Суммарная мощность энергетической установки 56 тыс. л. с. В вооружение входит вертолет Ка-28 либо Ка-31.

Снаружи российские суда будут по-родственному схожи с индийскими. Значительные отличия в начинке.

В том месте, где индийцы ставят узлы зарубежного производства, отечественные ВМФ требуют отечественные агрегаты того же назначения и новейшие совокупности оружия.

Индийцы внесли свою лепту: заставили отечественных корабелов действительно заняться комфортом экипажа. Корабль – это дом. В то время, когда на солидном корабле с громадной автономностью всего два гальюна (туалета) для экипажа в 200 человек это в какой-то степени садизм. на данный момент вопросы обитаемости с позиций комфорта и безопасности стоят на весьма большом уровне, пояснил Игорь Орлов:

– Убрали линолеум и делаем заливные полы, увеличиваем количество туалетов и душевых, поменяли эргономику мебели, расширяем проходы. На судах по большей части помогают контрактники – за год работы по призыву кроме того кока не научить.

А обиженный контрактник может написать рапорт и уйти. Люди желают иметь обычные условия для жизни и работы.

Сейчас в цене и судостроители. Заманивают весьма приличным доходом.

Но где ж их забрать? Остается одно – растить и учить.

Разрыв в умениях и профессиональных династиях отмечается в ОПК везде. На ведущих фирмах страны у станков, в лабиринтах проводов, на сборке самолётов и двигателей, в конструкторских бюро – кругом седые головы пенсионеров. Как знак деятельных реформаторов «новой России».

Никакое «Сколково» эту проблему не примет решение: я не хорошо воображаю себе программиста под пронизывающим февральским ветром с Балтики со сварочным аппаратом в руках на высоте крыши многоэтажки либо в тесноте корабельного трюма.

Юный юноша-таксист, выяснив, что я был на «Янтаре», поделился:

– Я в том месте по окончании школы полгода проработал. Таковой совок!

Но деды в том месте клас­сные, столько занимательного от них определил, железо осознавать обучился.

– А что же ушел «дни через дни» баранку крутить?

– Да в том месте, как я не забываю, заказов очень нет, денег не нарубишь

Таксист совершил ошибку – на данный момент на «Янтаре» и с заказами на суда порядок, и деньги платят весьма кроме того хорошие. Вот лишь адрес у завода тоскливый: Транспортный тупик, 10.

Поменять бы адрес – «янтарные» суда обещают вывести флот в моря.

Справка «АН»

От «Шихау» к «Янтарю»

В 1855 г. в Кенигсберге были выстроены первые паровоз и пароход. При фашистах верфь начала специализироваться на армейском кораблестроении. По окончании окончания Второй мировой на базе верфи «Шихау» был образован завод «Янтарь».

С 1949 г. для отечественного флота и ВМС государств Варшавского соглашения выстроено 154 военных корабля, более 100 больших и 400 малых гражданских судов.

Они могут сражаться

председатель совета директоров Игорь Орлов утверждает: и по сей день, и в будущем напряженно, но реально сдавать клиенту два корабля в год:

– Речь заходит о важных судах, насыщенных, с инженерной точки зрения. Танкеры, балкеры и другие торговцы – для «Янтаря» элементарная задача. В случае если строить «простые» суда, то нам незачем содержать замечательные монтажные и инженерные подразделения.

Мы через чур дорогие для для того чтобы рынка.

Говоря об отношениях с главным клиентом – Минобороны, председатель совета директоров «Янтаря» Игорь Орлов сообщил необычно:

– Как в любой ячейке общества. Не редкость, устаем друг от друга, радость от общения исчезает.

Мы, судостроители, внезапно прекратили удовлетворять государство в лице Минобороны. Как постаревшая любовь из прошлого – немодная, одета дурно, французским парфюмом не благоухает.

Запросы у военных растут, а отечественные возможности очевидно отстают. В этот самый момент нужна взаимность, приятель без приятеля нам не жить.

Дабы соответствовать запросам флота, нам направляться поставить задачу на возможность: требуется столько-то корветов, фрегатов, авианосцев с такими-то чертями. К примеру, с новыми типами двигателей. А их, скажем, лишь предстоит создать либо где-то приобрести.

Мы не можем трудиться в режиме «сейчас желаю одно, на следующий день – второе». Новая программа оружий помой-му задачу формулирует.

военным и Производственникам нужно будет терпеть и обнаружить познание. Увязать дружно – дело Объединенной судостроительной корпорации. «Желаю все сходу, и по сей день» – это к кораблестроению для ВМФ не подходит.

Тот же французский «Мистраль», что Российская Федерация помой-му берёт, создавался за большой период времени, под задачу, которую сформулировали десятилетия назад ВМС Франции. А тут адмиралы внезапно сделали вывод, что иметь таковой корабль также совсем хорошо.

Но постановки-то задачи отечественной индустрии от страны по кораблю для того чтобы класса не было!

Я задал вопрос председателя совета директоров – как же полвека назад умудрились выстроить за шесть лет 41 корабль? Меня скоро спустили с «критиканских небес» на землю:

– Суда того периода были на порядки несложнее. У сегодняшней техники пара степеней защиты, сложнейшие совокупности ПВО, ударные комплексы.

Полушутя Игорь Орлов добавил: «Мы выстроим все что угодно, хоть космический корабль. Дайте чертежи».

Как сравнить отечественные суда с судами зарубежной постройки? Сколь угодно продолжительно возможно высчитывать характеристики, разбирать заявленную эффективность совокупностей оружия.

А на деле, оптимален корабль либо нет, определяет война. Выстроенные на «Янтаре» суда учавствовали в десятках распрей и везде продемонстрировали себя достойно.

Они могут вести войну.

«Неустрашимый», что гонял сомалийских пиратов, также выстроен на «Янтаре». Его тут обожают, между собой именуют «Ужасный».

Для завода он в далеком прошлом стал знаком – «Янтарь» стране нужен.

КАК СТРОЯТ САМЫЕ ГРОМАДНЫЕ СУДА серия №1


Читать также:

Читайте также: