Когда сварщик ценнее профессора
На фирмах Петербурга сейчас так же, как и прежде не достаточно токарей, электросварщиков, фрезеровщиков, операторов станков с на данный момент и представителей вторых рабочих профессий. В базе данных города из 49 тыс. вакансий более 35 тыс. – квалифицированные рабочие.
Как работодатели сейчас ищут рабочих и находят ли их? В данной проблеме разбирался отечественный обозреватель.
Большой разряд – дело наживное
Первый звонок на машиностроительный завод «Арсенал», которому требуются токари, операторы станков ЧПУ, фрезеровщики.
– Да, отечественное производство начинается, – говорит начальник отдела по подбору и комплектованию персонала Матвей Слободян. – Сейчас «Арсенал» производит космическую технику, военное оборудование. У нас имеется важные заказы, и нам требуются высококвалифицированные рабочие.
– А техникумов и выпускников училищ берёте? Так как у них максимум 3-й разряд, а вам, если судить по объявлению, необходимы рабочие с 5–6-м разрядом?
– Берём! И доводим их до большого разряда. Разряд тут не самое основное.
– А что самое?
– Желание молодого человека и уверенность в выборе профессии.
Так как случается, что выпускник училища, придя на предприятие, через некое время переходит на второе. И обстоятельств тому много: у завода спад производства, и рабочий, к примеру, идёт в строительную отрасль, где заработная плат не редкость выше.
Либо ему не подошли условия труда, низкая заработная плат либо с коллективом он не ужился, с нормой не осилит, а оказать помощь ему некому. Так вот на «Арсенале» делается очень многое чтобы молодёжи не захотелось уходить с завода. Выпускник училища приобретает от 35 тысяч.
А заработная плат рабочего 5–6-го разряда уже 50–60 тысяч.
– Думается, нужно как-то прикреплять выпускника училища к тому предприятию, где он проходит практику, – вычисляет Слободян.
Но законом его не прикрепить, значит, нужно увлечь, заинтересовать – заработной платом, соцпакетом, карьерой. Так и делают на «Арсенале».
Тут с успехом проводится конкурс «Юный фаворит «Арсенала». И выпускник училища знает, что при хорошей работе он может выйти в бригадиры, и по желанию его смогут от завода направить на учёбу в высшее учебное заведение.
Возможность Слободян видит в упрочнении связей с опытными училищами.
В связке с проф-образованием
На фабриках компании «Силовые автомобили» также недостаток квалифицированных рабочих. Список профессий такой же – токарь, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, электросварщик, причём с разрядами не ниже пятого.
Учитывая специфику производства «Силовых особенности» и машин изготовления производимой продукции, весьма сложно покрыть кадровый голод лишь c помощью найма новых рабочих, поскольку адаптация занимает от полугода до года.
Базисными для «Силовых автомобилей» училищами являются – техникум энергомашиностроения и электромашиностроительный колледж и металлообработки, каковые обучают рабочим профессиям.
– Дабы подготовить высококвалифицированного рабочего, нужна практика на оборудовании, которое, находится именно на отечественном предприятии и которого нет в учебных мастерских, – комментирует Елена Мордвинова, глава управления развития персонала «Силовых автомобилей». – Подготовка по машиностроительным профессиям – процесс дорогой и трудоёмкий, и исходя из этого данному учебному заведению без участия самих компаний с ней не совладать. Совместно с техникумами мы стараемся решить данный вопрос, снабжаем возможность прохождения практики на настоящем производстве, выплачиваем особые стипендии.
Технологичность отечественного производства требует не только высокой квалификации рабочего, но и стремительной, без отрыва от производства, адаптации к новым освоению новых и условиям труда разработок. Как раз исходя из этого в компании обширно развито и, непременно, даёт собственные плоды наставничество.
Самый востребованные позиции, по словам Мордвиновой, «Силовые автомобили» закрывают за счёт внутреннего совместительства, освоения смежных профессий, увеличения квалификации. Компания имеет лицензию на образовательную деятельность в связи с уникальностью некоторых профессий.
Новые профессии завлекают молодых
Сейчас любой четвёртый выпускник 9-х и 11-х классов петербургских школ поступает в опытные образовательные учреждения. Кого в них готовят?
– Это по большей части эксперты ведущих отраслей экономики Петербурга, таких как: судостроение, машиностроение, IT-технологии, строительство, реставрация, сфера общественного питания и обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, лёгкая промышленность, гостиничный сервис и туризм, педагогика, – разъясняет начотдела профобразования Комитета по образованию Петербурга Владислав Фролов.
Совокупность профтехобразования достаточно скоро реагирует на трансформации, происходящие на рынке труда. К примеру, в прошедшем сезоне было открыто семь новых профессий по востребованным сейчас направлениям: водоотведение и водоснабжение, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной техники, разработка деревообработки и другие.
Раскрываются новые профессии. К примеру, судостроитель-судоремонтник неметаллических судов, мастер ЖКХ, разработка хлеба, кондитерских и макаронных изделий и другие.
И одновременно с этим закрывается либо значительно уменьшается приём на такие невостребованные профессии, как секретарь, контролёр банка, продавец контролёр-кассир.
Когда-то Ленинград был столицей ПТУ. В городе насчитывалось полторы много училищ.
А позже они стали закрываться, их общежития и учебные корпуса отдавались банкам, конторам, всем кому угодно, лишь не обучающимся. Кое-какие училища сливались с другими, и наряду с этим уничтожались мастерские, уходили мастера И сейчас многие уверены в том, что профтеобразование умерло
– Непременно, это не верно, – возражает оппонентам Фролов. – Лишь за три года (с 2012 по 2014) из бюджета Петербурга было выделено более полумиллиарда рублей на модернизацию мастерских и оборудования отечественных колледжей и техникумов – в прошлом профтехучилищ. За шесть прошедших лет в реконструкцию этих учреждений правительство города положило более 2,5 миллиарда рублей.
В ряде учебных заведений, таких как колледж водных ресурсов, садово-архитектурный колледж, техникум «Автосервис», невский колледж им. А.Г.
Неболсина, приборостроения и колледж электроники, колледж прикладных технологий и судостроения, колледж метро, за последние годы за счёт средств работодателей была совершена модернизация в количестве 8 млн 165 тыс. рублей. А в прошедшем сезоне на эти мероприятия работодатели Петербурга выделили более 18 миллионов рублей.
Сейчас работодатели поддерживают денежно не только училище в целом, но и его питомцев. К примеру, объединение «Климов» выплачивает стипендии лучшим обучающимся профтехучилища Приморский в сумме 3000 рублей, а «Водоканал» выделяет корпоративные стипендии студентам колледжа водных ресурсов размере до 1500 рублей.
В прошедшем сезоне «Метрострой» на выплату стипендий направил более полумиллиона рублей.
Всего фирмами на выплату премий и стипендий учащимися в прошедшем сезоне было направлено 5 млн 374 тыс. рублей.
Учебная аудитория в цехе
– В сегодняшних профучилищах города практика и теория занимают две равноценные части учебного процесса, – продолжает собственный рассказ Владислав Фролов. – С целью проведения практики в училищах создаются учебные хозрасчётные подразделения, оснащённые современным высокотехнологичным оборудованием. Так, к примеру, в радиотехническом колледже в рамках сотрудничества с резидентом фонда «Сколково» от кластера космических разработок, лабораторией проектирования сверхмалых космических аппаратов «Астрономикон» открыто хозрасчётное структурное подразделение по выпуску электронных плат для применения в космической отрасли.
Тут осуществляется автоматизированное производство радиоизделий.
На площадке образовательного технопарка, что будет создан в отечественном городе в недалеком будущем, предполагается организовать как профобразование обучающихся, так и профессиональное обучение и переподготовку взрослых по таким направлениям, как «программирование», «робототехника», «IT-менеджмент», «системное администрирование», «реализация и разработка инновационных программных продуктов».
Окажут помощь вырастить высококвалифицированных рабочих и долговременные партнёрские отношения с ведущими объединениями города. Такую программу по комплексному сотрудничеству в семи направлениях деятельности подписали одиннадцать ведущих ассоциаций и союзов работодателей Петербурга.
Профориентация с детского сада
Как мы знаем, в колледжи и училища принимают без экзаменов, не смотря на то, что недобор всё-таки случается. Что же делать? Выход один: знакомить будущих выпускников школ с предприятиями и училищами города заблаговременно.
За последние два года в особых экскурсиях по профориентации участвовали более 6 тыс. обучающихся. Устраиваются дни открытых дверей и разные конкурсы и в самих училищах. Увидим, что знакомят с профессиями не только старшеклассников.
Так, к примеру, АО «Адмиралтейские верфи» в Сутки знаний пригласило на экскурсию в музей завода не только обучающихся колледжа, но а также воспитанников детского сада.
Опыт говорит, профессии, которые связаны с индустрией, выбирают дети, каковые посещают кружки технического творчества. В Петербурге сейчас 2,5 тыс. таких кружков, в которых занимается более 40 тысяч детей.
Значит, и этих ребят нужно подробно знакомить с рабочими профессиями, техническими колледжами.
– Но набирать в рабочие профессии нужно не только школьников, но и взрослых людей, – подчёркивает Фролов. – И для этого в большинстве училищ организовано опытное обучение – повышение и переподготовка квалификации. В прошедшем сезоне выпуск в 49 колледжах и техникумах комитета по образованию составил 11 321 человек.
И ровно столько же взрослого населения прошло повышение и переподготовку квалификации.
Точка зрения
А кого будет не хватать на следующий день?
Возможно ли сейчас определённо сообщить, сколько и каких как раз профессий пригодится через несколько лет? Комитет по занятости и труду проводит анализ по вакансиям, заявленным работодателями, и информации по гражданам, обратившимся в работу занятости.
Глава комитета по занятости и труду Дмитрий Чернейко вычисляет: «С позиций одного работодателя нельзя оценить рынок труда, а с позиций некоего сообщества, к примеру кластера, – возможно. А вдруг это сделать, то тогда уже возможно осознанно доходить к тому, что именуется созданием совокупности кадрового обеспечения.
Комитет по занятости и труду населения Петербурга предлагает создать на собственной базе платформу, на которой бизнес и учебные заведения смогут вести конструктивные переговоры. Это разрешит в ближайшее время поменять образовательные программы, в особенности старших направлений, в соответствии с потребностями работодателей.
Работодатель в обязательном порядке должен быть включён в образовательный процесс.
Что будет в случае если разозлить сварщика