Как киевская русь стала московской

Вот уже семь столетий неподалеку от стенку Кремля стоит Высоко-Петровский монастырь – один из старейших православных монастырей нашей страны. Улица Петровка, дом 28/2. История этого места быстро перекликается с современностью.

Обитель была основана во времена Ивана Калиты митрополитом Киевским Петром. Как сообщили бы на данный момент – уроженцем Западной Украины, ставшим потом первым столичным святым Святителем Столичным.

Кое-какие историки вычисляют его одним из творцов русском государственности.

«Доводы семь дней» решили копнуть поглубже и ответить совсем на «вопрос вопросов»: «откуда имеется отправилась Русская почва?» Дело это выяснилось воистину богоугодным. Согласие на интервью с настоятелем монастыря отцом ПЕТРОМ удалось взять весьма скоро.

Но разговор главреда «АН» Андрея УГЛАНОВА и корреспондента газеты Виктора КРЕСТЬЯНИНОВА об истории страны начался с трагедии в ночном небе у берегов Сочи.

Пять предположений рождения

– 26 декабря в Сочи случилась авиакатастрофа самолёта Минобороны Ту-154, направлявшегося в Сирию. Среди артистов Ансамбля имени Александрова певчий и погиб Высоко-Петровского монастыря Борис Буряченко.

Примите отечественные соболезнования. Вы были с ним привычны?

– Да. Я знаком с теми певчими, каковые участвуют в жизни монастыря. Более того, эта катастрофа затронула фактически все храмы и монастыри Москвы, где поют мужские хоровые коллективы.

По причине того, что Хор имени Александрова – это ядро последовательности мужских хоров города. храмы и Монастыри столицы «питаются» из него кадрами. В большинстве случаев, в то время, когда задаёшь вопросы вторых настоятелей, откуда у них певчие, то Хор имени Александрова упоминается в первой тройке коллективов.

Исходя из этого в числе погибших в том самолёте были хористы многих храмов и монастырей. Страшная катастрофа.

– В 2015 году отмечалось 700 лет со дня основания вашего монастыря

– Ещё отмечаем!

– Из-за чего юбилей оказался таким долгим?

– Дело в том, что мы знаем определённые вехи в истории Москвы той эры, но не можем указать на правильные даты. На протяжении раскопок на территории монастыря археологи находят на данный момент артефакты только XVI–XVII столетий.

Но ранее в контурах Петровского собора были отысканы погребения первой половины XV века.

на данный момент существует пара предположений основания Высоко-Петровского монастыря. Во-первых, в произведении XV века – Житии святителя Петра – мы встречаем пересказ истории о том, как князь Иоанн Калита, путешествуя летом на протяжении крутого берега Неглинки, заметил вершину Петровского бугра, покрытую снегом.

Но прямо на его глазах снежная шапка начала таять. Будучи впечатлён этим необыкновенным видением, он тут же задал вопрос митрополита Петра, что это указывает.

Святитель ответил, что растаявший снег показывает на скорую разлуку: «Я уйду к Всевышнему прежде тебя».

Трактовка этого эпизода разна. Одни считают, что именно по окончании данного события на этом месте святителем Петром и был выстроен монастырь.

Другие – что это место уже ассоциировалось с митрополитом Петром – было им освящено ранее, исходя из этого видение тут и происходит. И как раз потому святитель говорит, что снег, что сходит с вершины бугра, являет собой его завершающуюся жизнь.

Как киевская русь стала московской

Высоко-Петровский монастырь. Фото Высоко-Петровский монастырь г. Москвы / vpmon.ru

В подтверждение обеих этих предположений, в соответствии с которым митрополит стал основателем обители, приводятся и косвенные письменные свидетельства. В древних источниках Высоко-Петровский монастырь именуется Петропавловским.

Историки уверены в том, что это начальное наименование монастырю дал его первый несохранившийся храм. Нужно заявить, что в первые века христианства в Киевской Руси храмы редко освящали в честь апостолов Петра и Павла.

Для этого у основателя храма должна быть обстоятельство. И именно это показывает, что монастырь был основан как раз святителем Петром. Если бы это сделали его преемники, то они сходу бы совершили посвящение в честь самого митрополита.

Так как он был канонизирован практически сразу после смерти. Но монастырь и храм около него именуются в честь первоверховных апостолов. Разумеется, так было в течение продолжительного периода времени до смерти самого святителя.

Потому, что летописцы и народная память сохранят это наименование кроме того по окончании того, как обитель переименуют в честь самого святителя Петра.

Считается, что святитель совсем переехал в Москву в первой половине 20-ых годов четырнадцатого века. Представить себе, что он основал монастырь за два года до собственной смерти (1326), тяжело.

В то время на постройку храмов уходили годы. А ведь обитель должна была находиться тут продолжительно.

Просиять на столичной почва так, дабы сохранить в столетиях начальное наименование наровне с новым – в честь святого основателя. Исходя из этого мы ищем опору в датах первого визита им отечественной столицы – в 1315–1317 годах.

Считается, что именно в эти годы и был заложен Высоко-Петровский монастырь.

– Возможно ли сказать, что в то время, когда митрополит Пётр переехал из Киева в Москву, то он практически перенёс ко мне столицу?

– Митрополит Пётр, следуя по стопам собственного предшественника митрополита Киевского Максима, сперва переехал во Владимир. По окончании разорения Киева данный город стал для митрополитов Киевских тем местом, где они останавливались на протяжении путешествий по собственной широкой русской митрополии.

Исходя из этого для митрополита Петра, по окончании того как он взял рукоположение в архиерейское преимущество и был возведён на престол Киевских митрополитов в Константинополе, было конечно переехать из Киева во Владимир. В то время опожаренный Киев уже утратил шанс быть центром коммуникаций Русской почвы.

Стольный Владимир же был рядом от Твери, которая в ту пору была великим княжением в Киевской Руси – Тверской князь был и Владимирским князем.

Москва – опора освобождения от Орды

– Что же побудило его переехать в Москву?

– Исследователи высказывают различные догадки – видят тут и политическую, и духовную стороны. Святитель Пётр стал подлинным национальным фаворитом, потому, что был лишён симпатии к отдельным землям и отдельным князьям Руси.

Митрополит был уроженцем Волыни – сегодняшней Западной Украины, но жить он стал на севере Руси.

Исследователи усматривают обстоятельство выбора Москвы митрополитом (по сути, передачи первенства из Владимира и Киева в новую столицу) в том, что он заметил в ней юный город, не обременённый политической борьбой и алчностью, как иные. Город, имеющий внутренний потенциал для роста державного фаворита, свободного от удельного провинциализма, что сможет вывести русский народ на путь политической свободы.

А духовной свободой Москва начала обладать по факту нахождения тут отныне главы Русской церкви.

Фото АГН «Москва

Эру Ивана Калиты, ставшего Столичным князем по окончании смерти собственного брата Юрия Даниловича в ставке хана, именуют годами тишины. Это вправду так.

В середине и начале XIV века в пределы Москвы из вторых княжеств переселяются весьма многие знатные и простые русские люди. В их числе, кстати, и родители святого Сергия Радонежского Мария и Кирилл.

Из-за чего это происходило? Иоанн Калита за время своего правления установил не подрывающие денежный уклад всего общества налоги.

Сохранилась эта совокупность и при его сыновьях – Иоанне и Симеоне. Столичное княжество начало превращаться в весьма спокойное и успешное место судьбы если сравнивать с соседями.

Как раз благодаря прозорливому взору святителя Петра в будущее Руси стало вероятно изменение сознания русского человека, настроения русского народа уже при одном из ближайших наследников князя Иоанна Калиты – Дмитрии Донском. Русские, объединившись около Столичного князя, пошли отвоёвывать себе свободу.

– Как ещё Церковь содействовала объединению Русских земель?

– Если вы не забывайте, кое-какие князья, вопреки долгу и обещаниям, отказались объединиться около князя Дмитрия Донского. Тогдашний митрополит Алексий использовал по отношению к ним церковное отлучение, склоняя их к покорности и миру.

Для этого в Нижний Новгород в один раз кроме того направился преподобный Сергий Радонежский. Должен был закрывать тут храмы ввиду непослушания князя Бориса.

В том месте прекратили совершаться богослужения, литургии, священники прекратили отпевать покойников, венчать молодых и выполнять многие другие таинства. Для людей той эры это было очень болезненно.

Исходя из этого, в то время, когда митрополит Алексий неожиданно употребил такую духовную власть, это отрезвило весьма многих.

Положение главы Русской церкви давало митрополитам громадные права, но одновременно с этим налагало громадную ответственность. Они должны были быть весьма умными политиками, дабы их деятельность не служила разладу между князьями, со ставкой хана, да ещё и с Византией.

Богоугодное дело

Высоко-Петровский монастырь воистину есть центром, около которого формировалась русский государственность. Любой сантиметр его святой почвы дышит благоговением и Историей перед памятью тысяч людей, каковые жили до нас и выстроили данный Божественный мост, связывающий нас, сейчас живущих, с отечественными великими предками.

Как раз из этого была выстроена первая дорога в Кремль – место средоточения российской власти.

В отечественных силах оказать Высоко-Петровскому монастырю посильную помощь в его реставрации. Для пожертвований существует особый счёт, что мы и публикуем.

Полное наименование организации: Религиозная организация «Высоко-Петровский монастырь г. Москвы Русской православной церкви (Столичный патриархат)»

Юридический адрес: 127051, Москва, ул. Петровка, 28/2

Коды: ИНН 7707044982

КПП 770701001

ОГРН 1107799025575

ОКАТО 45286585000

ОКВЭД 91.31

ОКПО 69575139

ОКТМО 45382000

Банк: Расч./счёт 40703810300000075235

Филиал Петрокоммерц ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва

кор./счёт 30101810745250000727

БИК 044525727

Контактный телефон: 8 (495) 621-37-30

Фактический адрес: 127051, Москва, ул. Петровка, 28/2

Запад уже тогда подчинил Константинополь

– Была ли какая-то помощь митрополиту Петру со стороны Византии? Защита со стороны Константинополя?

– То время весьма интересно тем, что глава Русской митрополии – митрополит Киевский (а потом и Владимирский, Столичный) был в каком-то смысле экстерриториален по отношению к любому из русских князей. Наряду с этим все архиереи Русской почвы напрямую подчинялись митрополиту.

В этом смысле единственным человеком, что владел всей полнотой централизованной власти, был именно он – митрополит всея Руси, либо, как тогда уже именуют его в византийских документах, – митрополит России. Это давало ему определённое преимущество перед любым из князей.

Второе – Русская церковь была частью церкви Константинопольской. Митрополит практически был влиятельным вельможей Византии, потому, что церковь в том месте не была отделена от страны.

Так иногда принимали их и в ставке хана.

– Что же произошло позже, из-за чего так разладились отношения с Константинополем, что мы замечаем и по сей день?

– Дело в том, что освобождение Русской церкви от патроната матери – церкви Константинопольской было связано с событием, которое современники назвали отпадением Византии от православия. В буквальном смысле.

В то время, когда византийцы уже осознавали, что под стенками города бушует море исламской цивилизации, они стали искать римского папы и поддержки Запада. Был собран собор, названный Ферраро-Флорентийский (1438–1445 гг.).

На нём византийцы признали папу главой церкви и подписали унию – соглашение, по которому Восток признавал католические догматы. В числе её подписантов был и митрополит Киевский Исидор.

По окончании подписания унии Исидор, являясь флагманом процесса по объединению Восточной и Западной церквей, приехал в Москву с преднесением латинского креста по обряду папского легата.

– Кроме того так?!

– Да. В то время, когда князю Василию II Чёрному докладывали, что митрополит Исидор въезжает в русские города, князь всё ещё считал, что же ему делать? Так как Церковь тогда была очень сильна, она была стержнем народной судьбе. В итоге всё развернулось весьма интересно.

Митрополит Исидор доехал до Москвы, въехал в город, отслужил литургию с поминовением папы в Успенском соборе, вручил великому князю послание папы и огласил акт собора, утверждающий унию. Три дня московский люд и князь планировали с духом, на четвёртый митрополит-кардинал был арестован.

В то время, когда убедить его отказаться от унии не удалось, ему позволили бежать из Москвы. Историки уверены в том, что князь Василий II сделал всё, дабы он свободно проехал через почву Русскую.

Чуть ли не помогал ему, дабы тот уехал от греха подальше с Русской почвы.

Затем русские князья и архиереи были перед выбором: «Что делать?» и «Где брать митрополита?» В итоге во второй половине 40-ых годов XV века отечественные его избрали сами. С этих пор де-факто Русская церковь взяла независимость, свободу от Константинополя.

Позднее уже она официально приобрела статус автокефальной. А уния, как мы знаем, не спасла Константинополь – западные короли за него не вступились.

Не смотря на то, что отец и пробовал оказать помощь.

– Получается, как раз затем митрополит Киевский совсем стал Столичным?

– Иногда говорят, что некорректно именовать митрополита Петра Столичным. Дело, дескать, в том, что Русская митрополия, будучи митрополией Константинопольской церкви, официально именовалась Киевской.

Но мы пишем на иконах Петра и последующих митрополитов – Столичный. Так же надписывается его образ и практически на всех нам известных иконах, уходящих в глубину столетий.

Это происходит не вследствие того что так значилось в документах Византии. Дело в том, что сознание русских людей давало митрополитам наименование по образу, месту и содержанию их служения.

Не смотря на то, что титул святителя Петра юридически вправду был вторым – он был митрополитом Киевским и всея Руси. Но, будучи канонизирован как первый святой в Москве, он пишется на иконах как митрополит Столичный.

А современные иконописцы объединяют его правовой и фактический титул. Они пишут у его образа: «Митрополит Киевский, Всея Руси».

Монастырь разрушали французы и большевики

– Поболтаем о временах более поздних. Громадную роль в истории монастыря сыграли бояре Нарышкины – бабка и дед царя Петра I. Сохранились ли их могилы, каковые пробовали стереть с лица земли в советское время?

– Их не смогли стереть с лица земли. Вправду, монастырь обустроил в камне, в том виде, в котором мы его видим на данный момент, юный царь Пётр I. Кстати, он взял собственное имя по той причине, что брак его отца царицы царя и матери Натальи Алексея Михайловича связывали с покровительством святителя Петра.

Имя Пётр не было характерно ни для Рюриковичей, ни для Романовых. В первый раз его взял наследник семейства, один из возможных наследников престола как раз в честь святителя Столичного.

бабка и Дед Петра I (родители царицы Натальи) жили конкретно у стенку монастыря. Сейчас их усадьба есть вторым – нижним двором обители.

Более того, она была подарена монастырю в сутки рождения царя Петра его дедушкой.

Потом, по окончании смерти Алексея Михайловича, в то время, когда царицу Наталью с её детьми отстранили от власти, правительство царевны Софьи дало разрешение царице с сыном посещать в Москве пара избранных мест. В их число входил и Высоко-Петровский монастырь как родовой, фамильный монастырь.

Именно поэтому началось обустройство обители. Начало масштабной стройке в монастыре дало погребение двух братьев царицы, убитых стрельцами, – Ивана и Афанасия Нарышкиных.

Монастырь стал первым и единственным фундаментальным архитектурным комплексом в Москве, возведённым Петром I. Кстати, Пётр I выстроил и вот данный игуменский дом, в котором мы с вами на данный момент находимся.

По окончании бабки и смерти деда царь Пётр I принимает ответ упокоить их около могил его любимых дядьёв. Сейчас в Боголюбской церкви монастыря находится около тридцати погребений участников семьи Нарышкиных.

В их числе и первый начальник Санкт-Петербурга и один из губернаторов Москвы Кирилл Алексеевич Нарышкин. Надгробия были частично уничтожены ещё армиями Наполеона.

Так как в монастыре была ставка маршала Мортье.

– Он же был назначен Бонапартом губернатором Москвы?

– Да. Французы большое количество тут бесчинствовали. Совсем совершенно верно у стенки около колокольни они казнили десятки москвичей. Историки расходятся во мнении, вывезли ли по окончании расстрела их тела.

Вероятнее, где стреляли, в том месте и хоронили, в выкопанном рву. В монастыре имеется место, которое, как мы вычисляем, есть их братской могилой.

– Так что же всё-таки с могилами Нарышкиных?

– И французы, и коммунисты (монастырь два раза разорялся) уничтожили только надгробия, каковые находились сверху. Никто не разрушал склепы.

Французам было не до этого – они срывали драгоценные ризы с икон. Разбирать своды склепа метровой толщины не было потребности – покинутая французам Москва и без того ломилась от золота, драгоценных камней и серебра.

При коммунистах, по окончании того как из храмов изъяли сокровище и стёрли с лица земли всё убранство, в них разместили ремонтные мастерские. Сейчас толстый слой, похожий на асфальт, которым был залит пол под станки, лежит прямо поверх кладки склепов.

Кое-где у стенку кроме того сохранились остатки древесного пола. Так что, разумеется, погребения в храме всецело сохранились.

У нас имеется схематичное правильное изображение размещения всех могил. Мы планируем обозначить все места захоронений.

Мы не желали бы вскрывать склепы и будем говорить об этом с реставраторами.

Всем миром!

– Возвратимся в сутки сегодняшний. Поведайте про крестный движение 3 января.

– 3 января – сутки смерти митрополита Петра. Потому, что в церковной судьбе как раз сутки смерти есть днём памяти святого человека, то он всегда был главным в церковном почитании святителя Петра.

3 января в Москве всегда было два основных праздника в Москве. Первый в Успенском соборе Кремля , где находятся мощи митрополита Петра. В том месте постоянно присутствовали патриарх и царь.

Неукоснительно.

А в Высоко-Петровский монастырь для важности этого места посылались духовенство Москвы и видные иерархи. Тут также совершалось торжественное богослужение.

К слову, одно из них управлял епископ Воронежский Митрофан, что есть одним из великих святых отечественной Церкви. Его об этом просил царь Пётр I – Митрофан был у него духовным наставником. на данный момент мы стремимся возобновлять древние столичные традиции.

Исходя из этого 3 января наровне с богослужениями совершаем и крестный движение около обители.

Русь — Украина. История Без лжи.


Читать также:

Читайте также: