Экспертиза как действенная профилактика

Законодательное обеспечение противодействия коррупции в Приморском крае представлено Законом Приморского края «О противодействии коррупции в Приморском крае» (N 387-КЗ от 10.03.2009). Одной из главных мер профилактики коррупции этот документ определяет антикоррупционную экспертизу правовых актов Приморского края, муниципальных правовых актов, их проектов (статья 4).

Еженедельник «Доводы семь дней. Приморье» в ходе проекта «За порядок без взяток», реализуемого при помощи администрации края, предлагает читателям познакомиться с тем, как в Приморье проводится антикоррупционная экспертиза.

Краевой законодатель выяснил цели и задачи проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Приморского края, муниципальных правовых актов и их проектов.

Экспертиза как действенная профилактика

Прежде всего экспертиза проводится в целях обнаружения (предотвращения появления) в правовых актах Приморского края, муниципальных правовых актах, их проектах положений, содействующих созданию условий для проявления коррупции.

проведения и Порядок организации антикоррупционной экспертизы определяется соответственно органами власти Приморского края и муниципальными органами власти.

Свободную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов смогут проводить как граждане, так и институты гражданского общества в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, и за счёт собственных средств. В заключении по итогам свободной антикоррупционной экспертизы должны быть указаны распознанные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены методы их устранения.

Но нужно выделить, что заключение по итогам свободной антикоррупционной экспертизы являются рекомендацией. Но оно подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией либо должностным лицом, которым итог экспертизы был направлен, причём в месячный (30-дневный) срок со дня его получения.

По итогам рассмотрения гражданину либо организации, проводившим свободную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, в то время, когда в заключении отсутствует предложение о методе устранения распознанных коррупциогенных факторов.

i: Антикоррупционная экспертиза проводится для обнаружения в действующих нормативно-правовых документах либо их проектах правовых формул и дефектов норм, каковые возможно помогут проявлению коррупции. Такими факторами являются: широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из неспециализированных правил, неизвестные, трудновыполнимые и обременительные требования к организациям и гражданам.

К примеру, формулировка полномочий национального органа «вправе.» не исключают вероятность как осуществить данное полномочие, так и пренебречь им. В этом случае на воздействие государственного служащего возможно воздействовать в ту либо иную сторону, что и создаёт благоприятную землю для коррупции.

Задача экспертизы – выявлять подобные моменты в нормативных их проектах и актах.

Кроме краевого закона «О противодействии коррупции в Приморском крае» Законодательное Собрание ещё в 2010 году приняло Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в краевом парламенте. В соответствии с этого документу, экспертиза проводится в отношении всех проектов и законов законов Приморского края, проектов и постановлений распоряжений Законодательного Собрания Приморского края для обнаружения коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Кроме этого Положение предусматривает гарантии обеспечения открытости процедур антикоррупционной экспертизы. Результаты совершённых экспертиз размещаются для свободного доступа на сайте заксобрания.

Кроме этого депутатами внесены поправки в закон «О законодательной деятельности в Приморском крае», предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы проектов краевых законов не только рабочей группой Законодательного Собрания Приморского края по противодействию коррупции, но и правовым управлением аппарата заксобрания.

Внесены трансформации в ряд краевых законов, а также в Закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края». Сейчас народные избранники обязаны декларировать собственные затраты, независимо от того, трудятся ли они на постоянной базе в приморском парламенте либо нет.

Наряду с этим отчитываться о собственных тратах члены и депутат его семьи обязаны, в случае если затраты превышают трёхлетний совокупный доход семьи. Речь заходит о сделках по приобретению земельных участков, объекта либо нескольких объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций.

В краевом парламенте трудится рабочая группа по контролю за достоверностью сведений о доходах, об обязательствах и имуществе имущественного характера, воображаемых парламентариями заксобрания. Проверяются нарушения, допущенные, согласно точки зрения прокуратуры Приморского края, законодателями при заполнении справок о доходах, имуществе и расходах. , если имеется основания подозревать, что сведения депутатом поданы неполные либо неверные, рабочая группа их перепроверяет.

Депутату Законодательного Собрания, его супруге (мужу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные ценности и денежные средства в зарубежных банках, расположенных за пределами территории РФ, обладать и (либо) пользоваться зарубежными денежными инструментами.

В соответствии с поправкам, каковые внесены в закон о статусе краевого депутата в 2015 году, депутат Законодательного Собрания при наличии оснований и в порядке, каковые определяются распоряжением Законодательного Собрания в соответствии с законом «О противодействии коррупции», обязан информировать в рабочую группу о происхождении личной заинтересованности при осуществлении собственных полномочий, которая приводит либо может привести к конфликту заинтересованностей, и принимать меры по предотвращению либо урегулированию для того чтобы конфликта.

Последнее изменение краевого закона о противодействии коррупции совершено Законодательным Собранием в 2012 году. Поправкой предусмотрено рассмотрение в органах власти Приморского края, органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по итогам вступивших в законную силу судебных вердиктов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий и решений (бездействия) указанных органов и их чиновниковов в целях принятия и выработки мер по устранению и предупреждению обстоятельств распознанных нарушений.

Кроме этого для эффективности уровня и оценки коррупции принимаемых в крае антикоррупционных мер департамент внутренней политики и департамент информационной политики выполняют социологические опросы населения. В прошлом, 2016 году, соцопросы разрешили оценить распространённость коррупции в разных сферах общества и взаимодействия государства.

Так, исходя из ответов опрощеных на поставленные вопросы, прямо либо косвенно говорящих о наличии коррупционных проявлений, в рейтинге коррумпированности были: правоохранительные органы; учреждения и органы здравоохранения; национальные органы, наделённые полномочиями по выдаче лицензий, системы и разрешений высшего образования; судебная совокупность.

Наименее коррумпированными сферами отмечены организации и учреждения жилищно-коммунального обслуживания, федеральные власти, налоговые органы, школы, пенсионные органы и дошкольные учреждения.

Результаты опроса направленны в правоохранительные органы, Общественную палату Приморского края и Публичный совет экспертов. Анализ результатов послужил основанием для внесения корректив в нормативные документы по профилактике коррупционных правонарушений.

Подобная работа будет совершена в августе 2017 года.

Дополнительно, с привлечением добровольцев из студентов, планируется проведение предметных социологических опросов по коррупционным проявлениям в сферах образования, здравоохранения и ЖКХ.

На системной базе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органами прокуратуры. По её итогам надзорное ведомство выносит протесты.

Так, в прошлом, 2016 году в сфере предоставления национальных и муниципальных одолжений органами прокуратуры края распознано 67 нарушений, на незаконные правовые акты принесено 54 протеста, по итогам рассмотрения которых 54 нормативных правовых акта приведены в соответствие с законом, направлено три исковых заявления в суд.

Основанием для принятия указанных мер прокурорского реагирования послужили результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в разбираемой сфере.

К примеру, в апреле 2016 года по итогам антикоррупционной экспертизы, на Административный регламент предоставления администрацией Владивостока муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения согласно соглашению найма жилого помещения маневренного фонда», утверждённого распоряжением горадминистрации от 17 июня 2011 года ( № 1591 в редакции от 25.01.2016), возлагающий на заявителя обязанность дать непредусмотренные законом документы, пресен протест, что рассмотрен и удовлетворен.

Артём КАБАНКОВ

детство и юридическая психология: экспертиза, профилактика и сопровождение


Читать также:

Читайте также: